Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:53, реферат
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция
заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы
больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах
и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих
философов прошлого и современности.
Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм,
экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Религиозная философия
века. Главной причиной этого всегда было и остается сегодня существование
соответствующих религиозных организаций и объединений. Любая религия всегда
имела и сегодня имеет своих теоретиков, в том числе и философов.
К числу наиболее известных
религиозных философов
-Николай Александрович
Сергей Николаевич Булгаков, Семён Людвигович Франк - все русские;
-Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, Тейяр де Шарден - католические
философы (все французы);
-Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур - протестантские философы;
-Мартин Бубер - философ иудаизма;
-Джемал ад-Дин ал Афгани, Скхаммад Инбал - исламские философы.
Все эти философы - это высокопрофессиональные ученые, знатоки истории
философии, талантливые авторы, яркие социальные критики. Их взгляды не во
всем отвечали
официальным доктринам тех
представляли.
В центр философских
вопреки официальным религиозным взглядам, проблему человека.
Вместе с тем все эти философы своей конечной целью видят сохранение
понятия бога и основных положений той или иной религии.
Среди важнейших проблем,
можно выделить следующие:
1) Проблема доказательства
2) Проблема человека.
3) Проблема добра и зла.
Рассмотрим эти проблемы.
1. Проблема доказательства существования бога.
Это - центральная проблема
истории её существования. Религиозные философы исходят из того, что следует
постоянно, на каждом новом уровне развития человечества:
1-я позиция: преодолевать
существования бога
2-я позиция: опровергать
существования.
А это особенно нужно, заявляют религиозные философы, в наш век,
когда подобные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и
настойчивыми.
Каким образом это достигается?
Часть философов, особенно
богословские тексты, написанные сотни лет назад, показывают, что
подразумевается под тем или иным содержанием.
Другие философы пытаются для этого использовать достижения науки,
укреплять "союз веры и науки".
Третьи же считают, что нужно
прямо апеллировать к
таинственному в человеческом опыте.
Нужно отметить, что в определенной
мере религиозной философии
решить эту проблему. По крайней мере, 20 век не стал веком атеизма. Мы даже
наблюдаем определенную активность религии и нарастание религиозности среди
отдельных слоев населения.
2. Проблема человека в религиозной философии.
Эта проблема всегда занимала заметное место в религиозной философии,
но до последнего времени первое место всегда занимала проблема бога.
Современная религиозная философия на первое место выводит проблему
человека, что и обеспечивает ей достаточную известность. Традиционная
религиозная философия главным в человеке считала богопослушание,
современная - считает главным поиски человеком смысла своей жизни, своей
неповторимой духовности.
Человек в понимании
проходит и история, ведущая к высшему состоянию развития общества - "Граду
Божиему".
3. Проблема добра и зла.
Эта проблема всегда стояла в религиозной философии. Такое внимание к
нравственным ценностям и переживаниям человека - одни из источников
сохраняющегося и сегодня немалого внимания религиозной философии.
Проблема добра и зла звучит
так: если мир создан и
всемогущим богом, то почему в мире существует зло?
Религиозная философия
- поэтому много греха, На вопрос, почему же бог допускает рост зла, дается
ответ, зло проистекает от того, как человек и человечество пользуется
дарованной им свободой.
Итак, не бог, а человек
зло. Бог нужен, чтобы наказать человека за зло и грехи, возникшие в
результате злоупотребления свободой.
Исходя из этих положений в последние годы религиозная философия
значительно активизировала борьбу за добрые начала человека, за мир и
выживание человека.
С начала 60-х гг. 20 века неотомизм старается приобрести всё более
научную форму, а как социальное учение - всё более политизируется.
В нём формируются новые течения: "Теология революции", "Теология
культуры", "Теология мира", "Теология мертвого бога", "Теология бедности",
"Теология празднеств".
Выводы по лекции:
1. Современные философские течения на Западе отражают новые реальности
бытия и в особенности - радикальную смену мира человека, его переживаний,
мировоззрения, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию
общества, производства (не только материального, но и духовного).
2. В настоящее время продолжают жить и развиваться научный материализм,
историзм, гуманистическая антропология (экзистенциализм), аналитическая
философия (позитивизм), диалектика.
Эти
философские направления
пути комплексного изучения человека, в которых были бы объединены
естественно - научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины и
значительную
роль играли бы широкие
философского характера.
3. Составной частью многих философских течений Запада является новый
гуманизм, который
в условиях глобальной
главное
условие становления всей
4. Изучение философских
течений западной философии,
кадры современным
мышлением, расширяет их
мировоззрение.
Многие положения западной
в процессе познания окружающего мира, которые необходимо знать и
использовать в своей деятельности.