Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:53, реферат
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция
заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы
больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах
и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих
философов прошлого и современности.
Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм,
экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
следовательно, функции передачи значения.
Семантический позитивизм
академическую семантику и популярную или общую семантику.
3) Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую
деятельность по прояснению языка, но уже не научного. А обыденного.
Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в
исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с
тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его
неправильного использования.
4-й этап - постпозитивизм.
Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных
философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и
ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Течения:
-критический рационализм К. Поппер.
-научный материализм П. Фейерабенда.
Черты постпозитивизма:
1) Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике;
2) Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко-
научный подход, методологический подход, логический подход;
3) Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не
разделяется
на эмпирический и
1) Теоретическое понимание науки возможно при условии построения
динамической структуры научного понимания;
4) Динамика, развитие
научного знания признается
отличии
от неопозитивистов не
знания).
5) Целью изменения научного знания является не достижение объективной
истины, а
реализация одной или
знаний.
Заслуга позитивизма:
-много сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития;
-совершенствована математика и логика;
-"подключение" философии к общим процессам развития точного знания
способствовало существенному
пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками.
2. Прагматизм
В позитивизме выявились две тенденции:
-для
одной характерен уклон в
-для другой - поворот к иррационализму и узкому практицизму
Эта
вторая тенденция нашла
Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма, предлагающая
утилитарный (от лат. - польза, выгода) подход к окружающему
миру, людям и вещам.
Создатели: -Ч. Пирс, У. Джемс (конец 19 века)
-в наше время - Д. Дьюи, Р. Рорти.
Основные положения:
-вся
прежняя философия обвинялась
в отрыве от жизни,
созерцательности;
-философия должна быть методом решения реальных практических, четко
фиксируемых проблем, которые встают перед конкретным человеком в
различных жизненных ситуациях.
Ч. Пирс - "наши убеждения фактически полностью являются правилами
для действия"
Т.о. всё служит действию, что даёт человеку успешный выход из конкретной
ситуации, объявляется истинным (пусть это знания или верования)
Три основные идеи прагматизма:
-познание - это прагматическая вера;
-истинность есть не спекулятивный опыт, дающий желательный результат;
-философская рациональность -это и есть практическая целесообразность.
Задачи человека - наилучшим образом использовать эти идеи.
Задачи философии - помочь человеку в преобразовании мира.
Экзистенциальная философия.
Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это
направление, которое в основу своего анализа поставило проблему
существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма,
относятся
персонализм и философская
Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердяева
(1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появившихся в начале XX
века. После первой мировой войны получил широкое распространение в
Германии - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хайдеггер (1889 - 1976),
во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 - 1960), Г.
Марсель (1889 - 1973).
Среди множества проблем, которыми занимается экзистенциальная философия,
можно выделить наиболее актуальные:
1. отчуждение человека в эпоху социального кризиса;
2. существование человека и его сущность;
3. бытие человека и бытие мира;
4. человек как уникальное существо;
5. бытие между жизнью и смертью и т.п.
1-ая Проблема:
Центральная проблема, на которой сосредотачивают своё внимание наиболее
крупные экзистенционалисты - это проблема отчуждения человека от
общества.
Отчуждение - это социальный процесс, в результате которого человек и
общество противоположны, даже враждебны друг другу.
Эту проблему исследовал ещё К. Маркс. Но он изучал эту проблему
применительно к капиталистическому обществу XIX века.
Философы- экзистенционалисты рассматривают отчуждение как общую
характеристику жизни человека в обществе. Они считали, что философия
обязана помочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических
ситуациях.
Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ,
посвящённых проблеме атомной войны и будущего человечества. И не один раз
он предупреждал, что современный мир находится в опасности, которой не
знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя история человечества.
Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную задачу -
убедить человечество, отдельных индивидов, партии в том, что настоятельно
необходимо использование "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе
с охватившим людей отчаянием.
Объективные причины появления экзистенциализма.
Экзистенциальная философия 20 века выросла на исторической почве
продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономические,
политические, духовно- нравственные основы человеческого бытия. Философы
стремились
представить искренний
философа, оказавшихся в эпицентре кризисных процессов. Наиболее крупные из
этих философов резко критиковали реакционные режимы, были защитниками
демократии, прав и свобод личности. Но вместе с тем отчуждение человека и
общества в современном мире не исчезло, а усилилось и как его преодолеть, -
на этот вопрос экзистенциалисты не дают ответа.
2- я Проблема:
Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциалисты -
существование человека и его сущность.
Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя, в
этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают
многие принципиально важные следствия.
Следствия
из принципа существования
- нет заданной человеческой природы;
- никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него
осуществить его превращение в человека;
- каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал
человеком в подлинном смысле.
Таким образом, экзистенциальные философы проводят здравую и очень
важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит
с ним самим и с другими людьми.
Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов - это свобода
на которую обречен человек. Человек свободен, он и есть свобода, -
писал
Сартр. Свободный выбор
трагедия.
3-я Проблема:
Ещё одна важная проблема, которую рассматривают экзистенциалисты - это
проблема бытия мира и бытия человека.
Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от
человека. Однако философия, по взглядам экзистенциалистов, только тогда
встает на пути жизненного реализма и гуманизма, когда она ставит в центр
анализа человека, начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человека
существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придает миру
знание и смысл, взаимодействует с миром.
Как к этим взглядам относится марксистская философия?
Она
также рассматривает
отличие от экзистенциалистов марксистская философия считает, что человек не
только способен смотреть на мир через призму своего сознания, но и
накапливает в процессе развития объективные знания о мире и самом себе.
Взгляды же экзистенциалистов по этой проблеме содержат элементы
субъективного идеализма.
4-я Проблема:
Рассматривая проблему уникальности человеческого существования,
экзистенциалисты считали, что каждый человек неповторим, уникален в своем
бытии. Испанский философ Хосе Ортега- и- Гасет(1883 - 1955 гг.) так писал:
"Каждый человек имеет миссию истины. Так, где находиться мой глаз, не
находиться другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы
незаменимы, мы неповторимы". С таким подходом нельзя не согласиться.
И все же экзистенциалисты в решении данного вопроса остановились на
полпути. Правильно показать на уникальность, неповторимость человека эта
уникальность, как человек может обрести эту неповторимость.
Программа экзистенциальной философии:
Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты
сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир
рассматривается как нечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и
будет жить постоянный
страх перед миром и другими лю
обязан заставить себя жить и творить самого себя. Такова программа
экзистенциальной философии:
-страшиться, опасаться окружающего мира, противостоять ему, бунтовать
против него.
5-я Проблема:
Одна из важнейших проблем, рассматриваемых экзистенциалистами -
проблема бытия между жизнью и смертью.
Каждый
человек переживал смерть
её исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек обязательно
задумывается о смерти.
1-я позиция
Жизнь человека может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить
для него этот смысл.
2-я позиция
Достойно
умереть, когда приходит
шанс жить, помочь другим людям в их смертной борьбе - это великое и нужное
любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл
жизни - это вечные темы для философии.
Эта
проблема становиться все
ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человека, и его
выживание. Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает человечество,
- осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, пограничная
между жизнью и смертью человека. И в этом плане задача философии - помочь
человечеству преодолеть страх и выжить. К сожалению, как это сделать, - на
этот вопрос экзистенциалисты ответа не дают.
Течения в экзистенциализме:
Помимо открытого экзистенциализма в это направление входят также
персонализм и философская антропология, которые по своим взглядам весьма
близки к экзистенциализму.
Персонализм (от лат. Persona - личность) - это философское направление,
признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной
ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности
- бога. В основе
учения персонализма о
Личность всегда сама определяет социальное развитие, исходя из своих
нравственных оценок воли.
Философская антропология - это философское течение, возникшее в 20-х
гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания
основополагающей науки о человеке. Философы этого течения пытались
соединить конкретно- научное изучение различных сфер человеческого бытия с
целостным философским анализом.
Определенных
успехов в решении данной
достигла, но в целом решить эту задачу не смогла.
Такого, в основном, содержание экзистенциалистской философии.