Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:53, реферат
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция
заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы
больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах
и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих
философов прошлого и современности.
Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм,
экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Этому была посвящена его книга «Наука логики», представляющая собой
своеобразный учебник по технологии диалектического мышления.
Маркс, исследуя эффективности диалектической методологии, обратил
внимание на то, что главные, фундаментальные зависимости и отношения,
проанализированные Гегелем, присутствуют и в реальных процессах природы
общества. Более того, эти зависимости открывают в реальной жизни ученые,
никогда не бывавшие гегельянцами. Вывод был сделан Марксом в четкой
теоретической форме: «Мой диалектический метод по своей основе не только
отличен от гегельского, но является его прямой противоположностью. Для
Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в
самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет
лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что
иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и
преобразованное в ней».
7. Движущие силы общественного развития.
Начиная с 1842 года Маркс, а позднее и Энгельс, начинают изучение
роли и места пролетариата в общественном развитии. В пролетариате они
увидели особый класс, призванием которого является уничтожение от
эксплуатации. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней,
роста преступности, которая, как отмечал Ф. Энгельс, необходимо следует за
развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением
- призвание пролетариата; уничтожение частной собственности - путь к
освобождению.
Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп
общества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в
союзе с которой философия может осуществить свое призвание «Подобно тому
как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и
пролетариат находит в философии свое духовное оружие...» («К критике
Гегелевской философии права. Введение»).
8. Гуманистичность философии марксизма.
В центре философских проблем стоит человек.
В «Экономически- философских рукописях» 1844 г. Маркс называет свою
философию реальным гуманизмом.
Воплощение реального
обусловленного эксплуатацией, и в развитии всех сущностных сил человека на
этой основе. Здесь заложена идея всестороннего развития личности.
Рассмотрен коммунизм как средство возвращения человеку его подлинной
сущности - творца.
9. Философские основы учения о войне, мире и армии.
К войне и миру Маркс и
Энгельс подходили как к
явлениям. Они первыми указали на решающую роль экономики в войне. Ф.
Энгельс писал в «Анти - Дюринге»: «Ничто так не зависит от экономических
условий, как именно армия и флот». Рассматривая соотношения войны и мира,
они показали, что война является спутником эксплуататорского общества, а в
обществе, свободном от эксплуатации, главным принципом будет ... мир, ибо у
каждого народа будет один и тот же властелин - труд.
При определении социального
характера войн Маркс и
стояли на позициях трудящихся, резко осуждали антинародные захватнические
войны и указывали пути ликвидации войн - устранение всякой эксплуатации.
Классики марксизма также
назначение армии, её функции в различных общественных системах и т.д.
Таковы основные положения,
философию, подняв её на качественно новый уровень.
Сущность философии марксизма
- соединение материализма и
подход к
любым процессам с диалектико-
Маркса и Энгельса оказали огромное воздействие на философскую мысль 20
столетия, на социологию знания и практику.
Направления защищавшие и развивавшие «Классическую философию».
Подвергнутая критическому
философия нашла своих защитников в лице неокантианцев, неогегельянцев,
неотомистов.
1) Неокантианцы.
Под лозунгом «Назад к Канту» родилось «неокантианство» (60-е гг.19
века).
Проблема познания у них стала основной. Ограничивая познание сферой
опыта, они фундаментом его считали врожденные образцы.
Оно представлено двумя
а) Марбургской (Герман Коген (1842 - 1918), П. Натор (1954 -
1924), Э. Кассирер (1874 - 1945)).
Они считали, что познание
философия же является наукой о познании. Они абсолютизируют кантовские
положения об активность субъекта познания, который не дан ему, а задан
самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только
форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой
роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. Все это вело к
релятивизму.
б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 - 1915), Генрих
Риккерт (1863 - 1936)).
Они опирались на кантовское
различение разума
практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях.
Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по
реализации ценностей, поэтому социальные науки не имеют дела с
закономерностями и описывают единичное. Познать историю невозможно, есть
только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится
субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.
1) Неогегельянство
- идеалистическое направление,
интерпретаций философии Гегеля.
Представители:
-немцы Р. Кронер (1884 - 1974), Г. Лассон (1862 - 1932)
-англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли
-итальянцы Кроче (1866 - 1952), Джантипе (1875 - 1944)
Главные направления:
1. Попытки истолковать диалектику в духе примирения противоречий
2. Стремление
совместить гегелевскую
мировоззрением
3. Использование
гегелевского метода для
4. Истолкование
гегелевской диалектики как
5. Вытаскивают на свет самые реакционные идеи Гегеля об обществе,
оправдывая политику
3)Неотомизм:
Стремление сохранить
религиозная философия, возникшая как течение в 70-х гг. 19 века и
получившая название неотомизм (Томас - латинское написание имени Фомы
Аквинского) которое стало философией Ватикана.
Иррационализм.
Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е.
противостояние классической философии)
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность
общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией
(1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками
тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над
действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по
отношению к рационализму, философские системы.
Критический переход новой
развитии философского знания:
-давалась критическая оценка рационального познания, определялись его
границы, пределы его возможностей
-изучалось соотношение
психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.)
-«духовный мир»
опыта, практики, в психологических формах
Новая философия выдвигает
со старой «классической » философской системой:
1. Идея изучения жизни
примата изучения жизни
человеческих общностей (
2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного
переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко
детерминированному экономикой, политикой, религией и пр.
Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и
подсознание.
3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное
сознание не понимаются как
независимая структура, а
что они подвержены
государства, партии, авторитетов.
4. Активно проводится идея двух
не пересекающихся линий
знания - научного и философского,
имеющих своим продуктом «
истину», «философскую правду».
Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:
-философия науки
-экзистенциализм
-психоанализ З. Фрейда
-некоторые
варианты Герменевтики и
-философский мистицизм
Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны
Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.
1. «Философия жизни»
-всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю,
волю к жизни.
9. Воля понимается как
сила в природе - как воля.
10. Всякая телесность есть «объективность воли».
11. Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна,
а иррациональна.
12. Разум вторичен по отношению к воле.
13. Мир есть воля, и воля борется сама с собой.
Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом.
-для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к
жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти.
14.
«воля к власти» пронизывает
всё: вселенную, природу,
человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина,
а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил).
15. воля контролирует мир
16.
создал прообраз
-сверхчеловек с
бестия».
-продолжили развитие «философии жизни»
17. Анри Бергсон (1859 - 1941)
18. Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911)
19. Георг Зиммель (1858 - 1918)
Понятие «жизнь»
как становление уникального и неповторимого в природе. А интеллект, разум
ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая
уникального целостного.
Охватить целостность и
в форме интуиции.
Т.о. «Философия жизни»:
-осуществляет прорыв к более динамичной картине мира
-реалистически осознает ограниченность разума
2. Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция,
возводящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа.
Заслуга Фрейда состоит в
жизни человека.
Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их
3-х структур:
-с помощью сознания человек формирует своё собственное «Я» (эго);
-«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой,
унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты
человека, (воздействует на «Я»);
- «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества
(воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх -
Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового
(sex) инстинкта, описываемого
Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека
«либидо» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию,
в историю.
Т.о. психика человека
-перенося принципы действия
целом, Фрейд дал своеобразную тракторику генезиса и сущности
основных явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии,
массовой психологии.
В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он
себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно
объяснить поведение людей и
мотивы действий отдельного
заботясь именно о нём, а не о массе.
Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх,