Западная философия XIX - XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция
заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы
больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах
и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих
философов прошлого и современности.

Содержание работы

Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм,
экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.

Файлы: 1 файл

западная философия 20в.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую  все

сексуальность.

       -Юнг дополняет индивидуальное  бессознательное коллективным

бессознательным, опытам человечества заключенным в  архетипах.

       -Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика

приобретает экономическую  окраску.

 

3. Феноменология  - философское течение, главным  направлением

  которого  является:

       -стремление освободить философское  сознание от натурфилософских

установок;

       -достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих

актах и о  данном в них содержании;

       -выявить предельные параметры  познания, изначальные основы

познавательной  деятельности.

 

       Основатель современной феноменологии  немецкий философ Эдмунд Гуссерль

(1859 - 1938).

       До него феноменология понималась  в качестве описательного

исследования, которое должно предшествовать всякому  объяснению

интересующего явления, постигаемое в чувственном  опыте.

       Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового

пространства  сознания, выявление тех инвариантных (низменных)

характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а

феномен - возникающие  в сознании смыслы предметов.

       Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт

сознания;

       - созерцание феноменов как очевидных  данностей.

       Посредством редукции (переход от  феноменов к структурам «чистого

сознания»).

       Гуссерль последовательно «выносит  за скобки» все данные опыта,

суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и  интуитивно

осознаваемой, а сознание будет мыслить логически.

       Дальнейшее своё развитие идеи  феноменологии получили в

экзистенцианализме  и герменевтике.

 

4. Герменевтика - способ философствования, главным центром которого

  является  истолкование, понимание текстов. (от  имени греческого бога

  Гермеса  в обязанности которого входило  разъяснение простым смертным  воли

  богов. Т.к.  боги и люди говорили на  разных языках).

       Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов

наук о духе. При понимании происходит осознание  смысла предметов или

дальнейшее  осмысление того, что уже имеет  некоторый смысл.

       Герменевтика зародилась в античности  и прошла свой путь исторического

развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной»

герменевтики, не ограниченной предметом, границами  смысла текста.

 

-основоположником  «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих

Шлейермахер, который  поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его

смысл «лучше, чем  сам его автор», т.е. психологическая  интерпретация

текста. Шлейермахер  вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание

целого через  часть и понимание части через  целое. Выход из круга -

совпадение интерпретации  и смысла произведения. Этот метод стал основным

для всех последующих герменевтических концепций.

-У Вильгельма Дильтея  Герменевтика превращается в  специфический метод наук

о духе (все  науки делились на две группы: науки о природе  и науки о духе),

призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание»

общественных событий  исходя из субъективных намерений исторических

деятелей.

-В 20 веке  Герменевтика оформляется в одну  из основных методологических

процедур философии:

       20. в экзистенцианализме Мартина  Хайдеггера она была превращена  в

           онтологическое философское учение.

       21. у Ганса- Георги Гадамера  она приобретает характер всеобщей

           методологии, соединившись с диалектикой.  Становиться

           универсальной, интегрируя научные  знания в практическое

           сознание.

 

 

5. Философский  мистицизм 20 века.

       Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские

концепции, допускающие  возможность непосредственного  знания каким- либо

человеком познаваемых  им сверхъестественных сущностей или  феноменов, путем

прямого пребывания в них его души (с помощью  озарения, экстаза,

откровения).

 

       К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся:

    -теософская  концепция «мистического космизма»  русской писательницы и

       философа Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891)

    -антропософская  теория немецкого мыслителя Рудольфа Штайнера (1861 -

       1925)

    -современное  учение американского философа  Карлоса Кастанеды (1925 г.)

 

Особенности современного мистицизма:

    -включенность  их в совокупный опыт человечества, тесная связь с

       философскими учениями Востока,  Запада, Азии, обращенность к глубокой

       древности;

    -его  неорелигиозный характер (считается,  что он более реалистичен и

       построен на естественно - научном  основании в отличии от традиционной

       религии); (Более подробно: Л.З. Немировская.  Философия. Курс лекций.

       М. 1995 г.)

 

 

                           Выводы по 1-му вопросу:

 

    1) Современная  западная философия основываясь  на  достижениях  философии

       20 века разделилась на два крупных  течения:

       -продолжателей традиций рационализма:

         22. неокантианцев, неогегельцев, неотомистов  пытавшихся

             модернизировать идеалистический  рационализм к современным

             условиям.

         23. марксистов, развивающих рационализм  на материалистических

             основах.

       -иррационалистов - отдающих предпочтение  в познании мира и человека

       созерцанию и интуиции и принижающих  возможностях разума.

 

    1) В  недрах этих течений сложились  3 типа философствования

       (направления):

        -позитивизм

       -экзистенциализм

        -религиозная философия

Эти направления  мы рассмотрим во втором вопросе.

 

 

 

                                  2 вопрос.

 

       Основные направления современной  западной философии: позитивизм,

экзистенциализм, религиозная философия.

 

1. Позитивизм

 

Позитивизм - философское  направление, основанное на принципе, что подлинное

    «положительное»  знание может быть получено  лишь как результат отдельных

    конкретных  наук и их синтетического объединения  и что философия как

    особая  наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности,

    не  имеет права на существование.

 

1-й этап - позитивизм.

       Основателем позитивизма был  французский философ Огюст Конт (1798 -

1857).

       Значительный вклад в развитие  позитивизма внесли английские ученые

Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).

       Лозунг позитивизма «Наука сама  себе философия». (Как бы продолжая

позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики(философии)"):

       -наука ничего не объясняет,  она не отвечает на вопрос «почему», а

отвечает на вопрос, «как»;

       -она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует  факты, а

не объясняет  их;

       -она не нуждается в кокой-  либо стоящей над ней философией, имеющей

дело с «метафизическими»  абстракциями

 

       Поэтому! Позитивисты:

       -объявили борьбу материализму, идеализму  и диалектике

       -заявили, что позитивизм будет  иметь всеобъемлющее значение

       -задача положительной философии  должна состоять в систематизации

конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук.

 

    Причины  возникновения позитивизма:

1. Бурный прогресс  естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.

2. Доминирование  (преобладание) в области методологии  спекулятивных

  философских  воззрений, не соответствовавших  конкретным целям

  естествоиспытателей.

 

Вывод:

  Позитивизм  широко распространился среди  ученых естественников, в том

    числе  и в России. (Петр Лавров, Николай  Михайловский).

 

 

 

2-й  этап - эмпириокритицизм (махизм).

       В конце 19 - начале 20 века австрийский  физик и философ Эрнст Мах  и

швейцарский философ  Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в науке,

которые поставили  под сомнение достижения классических естественных наук)

разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма -

эмпириокритицизм (дословно критика опыта).

       -Критикуя Канта за его доверие  данным науки без особых критических

размышлений, Мах  и Авенариус ставят перед собой  задачу очищение не только

философии, но и  вообще науки от ненаучных измышлений (речь идет о критике

всякого опыта);

       -Они сводят всю философию только  к теории познания;

       -В основу своей концепции махисты  положили принцип «экономии

мышления», из которого вытекало, что наука должна только описывать, а не

объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и

то что наука  не отражает объективную реальность.

 

3-й этап - неопозитивизм.

  Неопозитивизм  существовал и существует как  интернациональное философское

    течение.

       Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так

называемом  Венском кружке, функционирующем  в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене

под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).

 

 

 

  Неопозитивизм  представляют:

    -последователи  М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;

    -представители  Львовско- Варшавской школы А.  Тарский, Я. Лукасевич, К.

       Айдукевич;

    -английский  логик, математик, философ Бертран  Рассел;

    -основатель  философии лингвистического анализа  австрийский философ Л.

       Витгенштейн;

    -логик  и методолог науки К. Поппер;

    -течение  общей (популярной) семантики А.  Кожибский, С. Чейз, С.

       Хайакова;

    -«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос,  П. Фейерабенд.

 

Основной тезис:

       обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного

 предмета  исследования, т.е.:

      -Философия - не есть наука о  кокой- то реальности. Материя,

 пространство, время, якобы существующие вне  нас - это всё «физические»

 функции,  а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и

 понятиях  ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются  не как отражение

 объективной  реальности, а как системы мыслительных  конструкций,

 создаваемых  умом ученых по определенным  логическим законам.)

-Философия  понимается функционально, т.е. не как теория или определенное

 учение, а  как аналитическая деятельность  по отысканию значений языковых

 выражений. (Если «классический» позитивизм  ориентировался на психологию

 познания, то  неопозитивизм в большей степени  опирался на логику.)

 

   Отсюда!:

   1) Предмет  философии - система научных дефиниций;

   2) Задача  философии - их логический анализ, т.е. философия должна дать

      методы анализа системы научных  фраз и терминов.

   -Неопозитивизм  исключил  из философии всю  мировоззренческую проблематику

      науки из понимания предмета  философии:

  24. в 20 веке  Кант утверждал, что философия  не может быть учением о

      внешнем мире;

  25. Махисты  сводили предмет философии к  проблемам познания;

  26. логические  позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а

      затем свели философию к анализу  «языка» науки;

  27. а Карнап - даже к «синтаксису языка  науки».

 

                     Причины возникновения неопозитивизма.

1) Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.

2) Гносеологические  причины:

    -относительность  знаний

    процесс  математизации и формализации  наук, проявившийся в связи с

       развитием теоретических разделов  науки.

 

    Течения  в неопозитивизме:

1) Логический  позитивизм - исторически первый и основной вариант

  неопозитивизма.

 

Для него  центральная  задача  философии  -  разработать  принципы  проверки

высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на  соответствие  их  опыту

человека, позитивному  данному.

Введен  принцип  верификации  (от  лат.  -  истина)  высказываний,  согласно

которому, любое  высказывание в науке, практике, философии  подлежит  опытной

проверке на истинность.

В 50-х гг., вследствие  внутреннего  кризиса,  из  неопозитивизма  вырастает

постпозитивизм.

 

2) Семантический позитивизм.

           В начале 40-х гг. Часть логических  позитивистов заявила о

переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между

знаками т.е. между  словами и предложениями и  тем, что они означают), с

целью преодоления  противоречия, связанного с изолированностью языка в

логическом  позитивизме от основной своей функции - функции общения,

Информация о работе Западная философия XIX - XX веков