Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:53, реферат
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция
заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы
больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах
и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих
философов прошлого и современности.
Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм,
экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все
сексуальность.
-Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным
бессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах.
-Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика
приобретает экономическую окраску.
3. Феноменология - философское течение, главным направлением
которого является:
-стремление освободить
установок;
-достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих
актах и о данном в них содержании;
-выявить предельные параметры познания, изначальные основы
познавательной деятельности.
Основатель современной
(1859 - 1938).
До него феноменология
исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению
интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте.
Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового
пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных)
характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а
феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.
Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт
сознания;
- созерцание феноменов как
Посредством редукции (переход от
феноменов к структурам «
сознания»).
Гуссерль последовательно «
суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно
осознаваемой, а сознание будет мыслить логически.
Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в
экзистенцианализме и герменевтике.
4. Герменевтика - способ философствования, главным центром которого
является истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога
Гермеса
в обязанности которого
богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках).
Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов
наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или
дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл.
Герменевтика зародилась в
развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной»
герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста.
-основоположником «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих
Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его
смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация
текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание
целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга -
совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным
для всех последующих герменевтических концепций.
-У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук
о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе),
призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание»
общественных событий исходя из субъективных намерений исторических
деятелей.
-В 20 веке
Герменевтика оформляется в
процедур философии:
20. в экзистенцианализме Мартина
Хайдеггера она была
онтологическое философское
21. у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей
методологии, соединившись с
универсальной, интегрируя
сознание.
5. Философский мистицизм 20 века.
Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские
концепции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо
человеком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем
прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза,
откровения).
К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся:
-теософская
концепция «мистического
философа Елены Петровны
-антропософская
теория немецкого мыслителя
1925)
-современное учение американского философа Карлоса Кастанеды (1925 г.)
Особенности современного мистицизма:
-включенность
их в совокупный опыт
философскими учениями Востока,
древности;
-его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и
построен на естественно - научном
основании в отличии от
религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций.
М. 1995 г.)
Выводы по 1-му вопросу:
1) Современная
западная философия
20 века разделилась на два
-продолжателей традиций рацион
22. неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся
модернизировать
условиям.
23. марксистов, развивающих рационализм на материалистических
основах.
-иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека
созерцанию и интуиции и
1) В недрах этих течений сложились 3 типа философствования
(направления):
-позитивизм
-экзистенциализм
-религиозная философия
Эти направления мы рассмотрим во втором вопросе.
Основные направления
экзистенциализм, религиозная философия.
1. Позитивизм
Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное
«положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных
конкретных
наук и их синтетического
особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности,
не имеет права на существование.
1-й этап - позитивизм.
Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 -
1857).
Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые
Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).
Лозунг позитивизма «Наука
позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики(философии)"):
-наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а
отвечает на вопрос, «как»;
-она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а
не объясняет их;
-она не нуждается в кокой-
либо стоящей над ней
дело с «метафизическими» абстракциями
Поэтому! Позитивисты:
-объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике
-заявили, что позитивизм
-задача положительной
конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук.
Причины возникновения позитивизма:
1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.
2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных
философских
воззрений, не
естествоиспытателей.
Вывод:
Позитивизм широко распространился среди ученых естественников, в том
числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский).
2-й этап - эмпириокритицизм (махизм).
В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и
швейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в науке,
которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук)
разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма -
эмпириокритицизм (дословно критика опыта).
-Критикуя Канта за его
размышлений, Мах и Авенариус ставят перед собой задачу очищение не только
философии, но и вообще науки от ненаучных измышлений (речь идет о критике
всякого опыта);
-Они сводят всю философию
-В основу своей концепции
мышления», из которого вытекало, что наука должна только описывать, а не
объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и
то что наука не отражает объективную реальность.
3-й этап - неопозитивизм.
Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское
течение.
Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так
называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене
под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).
Неопозитивизм представляют:
-последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;
-представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К.
Айдукевич;
-английский
логик, математик, философ
-основатель
философии лингвистического
Витгенштейн;
-логик и методолог науки К. Поппер;
-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С.
Хайакова;
-«постпозитивизм»
- логика науки Т. Кун, И.
Основной тезис:
обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного
предмета исследования, т.е.:
-Философия - не есть наука о кокой- то реальности. Материя,
пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические»
функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и
понятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение
объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций,
создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)
-Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное
учение, а
как аналитическая
выражений.
(Если «классический»
познания, то
неопозитивизм в большей
Отсюда!:
1) Предмет философии - система научных дефиниций;
2) Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна дать
методы анализа системы
-Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую проблематику
науки из понимания предмета философии:
24. в 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о
внешнем мире;
25. Махисты сводили предмет философии к проблемам познания;
26. логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а
затем свели философию к
27. а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».
Причины возникновения
1) Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.
2) Гносеологические причины:
-относительность знаний
процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с
развитием теоретических
Течения в неопозитивизме:
1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант
неопозитивизма.
Для него центральная задача философии - разработать принципы проверки
высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту
человека, позитивному данному.
Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно
которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной
проверке на истинность.
В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает
постпозитивизм.
2) Семантический позитивизм.
В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о
переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между
знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с
целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в
логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения,