Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в исследовании особенностей реализации раз-личных методов модифицирования резинотехнических изделий, применяемых для комплектации узлов трения различных агрегатов, также рассмотрение технологи повышения эксплуатационных характеристик МБС резины путем поверхностного модифицирования алмазоподобными покрытиями легированными азотом и фуллеренами.
Введение
Одной из распространенных причин потери работоспособности машин и механизмов в современном машиностроении является выход из строя герметизирующих деталей в узлах уплотнения.
Само уплотнение – это некий элемент, служащий для обеспечения герметичности некоторого соединения. Как правило уплотнение работает в условиях осевого или всестороннего сжатия. Ключевой элемент уплотнения – уплотнитель изготавливается из эластичного материала, плотность которого при сжатии повышается. Наибольшее распространение в разъемных соединениях получили уплотнители из резины (кольца, манжеты, сальники и т.д.). В технике существуют и другие виды и материалы уплотнений, но какие определения не применяй, они не смогут показать исключительную важность и особое значение уплотнения в технике. Как говорится «мал золотник, да дорог». Замена уплотнителей, обусловленная их преждевременным разрушением, увеличивает стоимость эксплуатации технических устройств, приводит к незапланированному простою оборудования, существенным экономическим потерям. Нарушение герметичности уплотнительного узла вызывает утечки агрессивных жидкостей, нефти и нефтепродуктов, загрязнение природы, ухудшение экологической обстановки, в двигателестроении это может привести к катастрофе.
Проблема разработки и
внедрения новых уплотнительных
материалов с повышенными
Эластомеры, к которым
относится и резина, являются сложными
по составу композиционными
Методы объемного
Цель настоящей работы состоит в исследовании особенностей реализации различных методов модифицирования резинотехнических изделий, применяемых для комплектации узлов трения различных агрегатов, также рассмотрение технологи повышения эксплуатационных характеристик МБС резины путем поверхностного модифицирования алмазоподобными покрытиями легированными азотом и фуллеренами.
Модифицирование эластомеров
Под модифицированием понимают
направленное воздействие (химическое,
физическое или механическое), которое
производится с целью изменения
свойств эластомера в желаемом направлении.
Различают поверхностную и
Химическая модификация
рассматривается как
Среди физических методов
модифицирования особое место в
технологии машиностроения занимает группа
методов высокотемпературного распыления
(ВТР), в основе которой лежат процессы
нагрева и диспергирования
Всю группу методов ВТР можно разделить на методы газотермического (ГТН) и вакуумного (ВН) напыления.
С учетом способа получения
потока частиц для напыления, состояния
частиц, в котором они подлетают
к поверхности конденсации, в
настоящее время принято
- термическое и реактивное термическое испарение;
- ионное распыление;
- электродуговое испарение;
- ионное осаждение;
- плазменное осаждение.
Модифицирующие покрытия,
независимо от метода получения, должны
обеспечивать упрочняемому изделию
высокую износостойкость и
Методы поверхностного модифицирования эластомеров
1. Плазмохимическое модифицирование эластомеров
Низкотемпературная
Это направление является
актуальным, так как одним из распространенных
причин ремонта в современном
машиностроении является выход из строя
герметизирующих деталей в
В работах Э. Ф. Абрашитова и А. Н. Пономарева было предложено использовать для формирования на эластомере защитного покрытия плазмообработку в среде газообразных фторорганических соединений.
Этот подход послужил основой
для разработки в ФИНЭПХФ РАН
методики и на ее основе технологии
плазмохимического
Для увеличения износостойкости
защитного покрытия дополнительно
наносится суспензия
Плазмоинициированные
Нанесение суспензионного слоя
с поверхностной
Установлено, что после
плазмохимической модификаци для всех
исследованных резин
Как видно из рисунка 1, скорость изнашивания модифицированных образцов при малых нагрузках на порядок меньше, чем для исходного эластомера. С увеличением нагрузки на образец, по мере истирания антифрикционного покрытия, интенсивность истирания увеличивается, причем тем сильнее, чем выше нагрузка. Однако, достигается значение, характерное для немодифицированного образца, лишь на четвертой ступени нагрузки.
Рисунок 1– Зависимость степени износа исходного (кривая 0) и модифицированных (кривые 1–4) образцов на основе акрилонитрильного каучука типа Buna-N от времени испытания при ступенчато возрастающей нагрузке
Улучшенные триботехнические и антиадгезионные свойства плазмо-модифицированных резин сохраняются в широком диапазоне температур.
На рисунке 2 представлена зависимость коэффициента трения (fтр) и адгезии (для исходной резины) от температуры для образцов резин на основе силоксанового каучука.
1, 3 – исходная, 2 – модифицированная резина
Рисунок 1 – Зависимость fтр (1, 2) и адгезии (3) фрагмента уплотнителя
из резины 5И-30 от температуры
Наличие максимума на кривых
объясняется снижением
Установлено, что во всем
температурном интервале
О механизме износа резины можно судить по характеру изношенной поверхности, а также по изменению структуры поверхностного слоя резины в процессе трения.
Топография поверхности исходных и плазмомодифицированных РТИ и их трансформация в процессе трения представлены на рисунке 3.
а – характер разрушения поверхности исходной резины при залипании, б – вид дорожки трения не модифицированной резины, в – характер разрушения модифицирующего покрытия на дорожке трения на начальных стадиях трения, г – разрушение резины под слоем модифицирующего покрытия
Рисунок 2 – Рельеф поверхности резины 5И-30, полученные на различных стадиях адгезионных и триботехнических испытаний (увеличение ´50)
Характер разрушения поверхности в результате залипания к металлической поверхности в режиме неподвижного уплотнителя представлен на рисунке 3, а. В этих условиях разрушение резины и нарушение уплотнения происходит при образовании каверн за счет вырывания материала на контактном следе. В режиме трения (рисунок 3, б), разрушение резины происходит вдоль дорожки трения. Разрушение более плотного поверхностного слоя резины приводит к быстрому росту дефектов. При этом разрушение, главным образом, развивается вглубь уплотнителя.
На примере ряда резин показано, что существует, так называемое, «критическое значение» коэффициента трения (1,3-1,5), выше которого износ катастрофически возрастает. Это возрастание происходит из-за перехода от усталостного механизма износа резины к износу посредством «скатывания». О преобладающем механизме износа можно судить по характеру изношенной поверхности, а также по изменению структуры поверхностного слоя резины.
Резины 5И-30 относятся к материалам с низкими прочностными свойствами и высокими (1,5-2,0) значениями коэффициента трения в паре со стальным индентором. В этих условиях основным механизмом разрушения поверхности исходной резины в процессе трения является износ посредством “скатывания” и характеризуется высокой интенсивностью.
Информация о работе Модифицирование резинотехнических изделий