Специальные способы печати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:17, курс лекций

Описание работы

Наряду с тремя основными способами (высокая, офсетная и глубокая печать) в полиграфии применяется ряд других видов печати. Почти все они носят специальный характер.

Файлы: 1 файл

Tekhnika_SMI.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Так, шрифт Обыкновенной гарнитуры прямого узкого светлого начертания будет иметь обозначение 041, Академической гарнитуры прямого  нормального жирного начертания - А5, Обыкновенной новой гарнитуры  курсивного нормального полужирного  начертания — ОН/3.Следующая часть  индекса — цифровое обозначение  кегля шрифта. Эту цифру ставят после обозначения начертания шрифта и отделяют от него дефисом. В каталогах, прейскурантах и образцах шрифтов  вместо дефиса ставят строчную букву, обозначающую способ набора. Так, индекс шрифта Академической гарнитуры  курсивного полужирного начертания для ручного набора кг. 10 — А/3р10.При  индексации двухлитерных строкоотливных матриц условное цифровое обозначение  выделительного шрифта прямого полужирного  начертания отделяют дефисом от условного  обозначения шрифта основного начертания, например Ш1-3с8 — шрифт Школьной гарнитуры прямого светлого и  полужирного начертаний кг. 8. Если выделительный  шрифт курсивный или наклонный, дефис не ставят.

Классификация шрифтов:

Несмотря на огромное количество шрифтов, созданных для компьютерных издательских систем, все их можно  разделить на четыре группы: шрифты с засечками (антиква - serif), шрифты без  засечек (гротески - sans serif), декоративные (decorative) ирукописные (script).

  • Засечки или серифы - горизонтальные элементы окончания основных (иногда соединительных) штрихов имеют самую разнообразную форму: прямоугольную, изогнутую, клювообразную, одностороннюю и т.п. Они облегчают чтение, как бы соединяя буквы между собой. Принято считать, что полноценными шрифтами с засечками являются гарнитуры антиквенных групп. Яркий пример серифного шрифта — гарнитуры Тип Times, Bodoni, Garamond.
  • Гротески или рубленные (нем. Grotesk, анг. и фр. Grotesque, амер. Gothic) - это шрифты без засечек, слабоконтрастные или без контраста. Эти шрифты начали распространяться в начале 20-ого столетия – в конце эпохи модерна, их появление положило конец господству антиквенных шрифтов.

Шрифты с засечками (serif)

Шрифты с засечками  также называют антиквенными, то есть античными, древними. Дело в том, что  впервые подобные элементы у букв применили ещё древние римляне  в шрифтах монументальных надписей (прописные) и в книжном гуманистическом  минускуле эпохи Ренессанс (строчные).Первая наборная антиква появилась во второй половине XV века в Италии и Германии. В дальнейшем форма латинской  антиквы развивалась: антиква старого  стиля (конец XV – начало XVIII в.в.) сменилась  переходной антиквой (начало XVIII – конец XVIII в.в.), а затем антиквой нового стиля (конец XVIII – начало XIX в.в.), кроме  того, в начале XIX в. появились брусковые  шрифты. На основе всех этих исторических форм современные дизайнеры шрифта создают новые версии антиквенных  шрифтов.В шрифтах без засечек  отсутствуют завершающие элементы на концах штрихов. Название sans-serif происходит от французского sans - без.Первые шрифты без засечек появились еще  в начале XIX века в Англии, но считались  экзотикой, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Новым шрифтам дали название «гротеск» и из-за их необычных  свойств использовали редко, в основном в акцидентном наборе. Такое положение  вещей оставалось до тех пор, пока немецкая группа "Баухауз" не стала  использовать и разрабатывать такие  шрифты. Девизом нашествия гротесковых  шрифтов стала прагматичность, рациональность, стремление избежать «лишнего». Наиболее известным образцом гротескового шрифта того времени является Futura, шрифт, созданный  в Германии в 1928, в нём отразились основные идеи идеологии "Баухауз".Первые гротески проигрывали серифным шрифтам  в удобочитаемости. Futura не смогла занять ведущих позиций, и предпочтение было отдано Helvetica, типичному "офисному" шрифту. Примером дальнейшего развития гротесков является Frutinger (он же Freeset, созданный в 1976); на первый взгляд он напоминает Helvetica, в нем прослеживается тенденция к некоторым "анти-геометрическим" особенностям, типа неравной ширины элементы (особенно в шрифте жирного начертания), непрямоугольность конечных линий, их закругленность (например, в основании  вертикальной линии в букве "b"). Все эти тонкости нужны были, чтобы  сгладить слишком резкие линии гротеска, повысить четкость знаков, их узнаваемость, в результате получился гораздо  более удобочитаемый шрифт —  особенно по сравнению с Helvetica или Futura.Тенденции, которые проявились в шрифте Frutinger, были позднее развиты в семействе  шрифтов, чрезвычайно популярных теперь как в вебе, так и в полиграфии. Первый шрифт этого семейства, названного Meta, был разработан в 1984 дизайнерами  Эриком Шпикерманом и Лукасом  де Гротом. В Meta элементы слегка различаются  по ширине (в маленьких кеглях, более  тонкие элементы должны не сойти на нет, но, напротив, быть неотличимым  от более толстых) и, как компенсация  отсутствия засечек, согнутые окончания  вертикальных линий в буквах "b" или "n". И прописные и строчные буквы гораздо уже, чем у других гротесков (буквы зрительно вписываются  в прямоугольники, а не в квадраты). Задача состояла в том, чтобы, сохранив экономичность шрифта, повысить его  удобочитаемость, и чтобы он выглядел при наборе мелким кеглем хорошо и  на экране и на дешевой бумаге. Мета был провозглашен "шрифтом девяностых".В  соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности  гротески делятся на старые, новые,геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим  гротескам относят также так  называемую ленточную антикву –  умеренно контрастный шрифт без  засечек, конструкция которого повторяет  один из видов антиквы.

Рукописные шрифты

Рукописные, каллиграфические и свободно написанные кистью, а  также шрифты, имеющие сходство с  рукописными, но не относящиеся к  готическим и древнерусским, которые  выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости  от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером,остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и  т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква  соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть  букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акциденции и  для набора учебной литературы (прописи).

Подробнее о рукописных шрифтах  и их отличии от наборных шрифтов  здесь.

Декоративные  шрифты

Эту категорию составляют многочисленные шрифты, которые не укладываются в обычные группы, а  также специально предназначенные  для акцидентного набора и имитирующие  определенный исторический стиль или  декоративную обработку формы, например: Модерн, Ар Деко, Оп-арт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д. Чаще всего  их используют, чтобы подчеркнуть  новизну, яркость, индивидуальность. Но, лучше никогда не использовать их в качестве основного текста, мало того что они неудобочитаемы, так  еще и эффект пропадает. Заголовки, выделения - вот место где эти  шрифты к месту

Готические шрифты, сейчас применяются в основном как акцидентные. К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: текстура,ротунда, бастарда, швабахер, фрактура, канцлей. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой, практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке.

Старославянские шрифты, сейчас применяются в основном как акцидентные. К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые кириллические почерки ширококонечным пером, распространенные в X-XVIII веках главным образом в восточной и южной Европе. Существует четыре основных вида кириллических почерков: устав, полуустав, скоропись, вязь, а также их переходные формы. Первые наборные кириллические шрифты XV-XVI века повторяли форму рукописного полуустава. После реформы Петра I начала XVIII века полууставные шрифты сохранились только для церковного употребления. Позднее на основе исторических форм появились стилизации старославянских шрифтов.

Неалфавитные  и символьные шрифты. К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, астрономические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относятся комплекты политипажей на различные темы и пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т.д.).

Альтернативные  шрифты

В данную группу входят шрифты, которые созданы в собственном  ни на что не похожем стиле. В основном это новые виды шрифтовых форм, созданные производителями совсем недавно, и не несущие в основе другие шрифты. Их применение пока рассматривается  в основном в качестве броских  заголовков (примерно там же где  и декоративные шрифты).

Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы  к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. С другой стороны, что буквы без засечек  легче читать в шрифтах очень  большого или очень малого размера. Но установить единообразные правила  очень сложно (а если точнее практически  невозможно), так как кроме начертания огромное значение имеет кегль шрифта, длина строк, интерлиньяж, свободное  пространство и даже бумага (при  представлении продукции в бумажном виде). А если обратить внимание на то, что в последнее время течение  моды поставило под вопрос саму удобочитаемость (для привлечения внимания используются причудливые шрифты и различные  эффекты их размещения).

34. Создание композиционно-графической  модели издания

Композиционно-графическая  модель издания (иными словами —  макет издания-это расположение содержания- текста и изображений, и  то, как эти элементы соотносятся  друг с другом и с публикацией  в целом.) представляет собой набор  элементов, предназначенных для  придания изданию стабильного и, что немаловажно, узнаваемого оформления:

  • бренд и логотип;
  • оригинальные шрифтовые решения для заголовков, рубрик и текстов;
  • модель оформления обложки;
  • модульная сетка;
  • цветовая гамма;
  • макеты полос по рубрикам.

Основные  составляющие композиционно-графической  модели газеты

Основными составляющими  композиционно – графической  модели газеты являются четыре части. Функционал композиционно – графической  модели состоит из предварительного систематического анализа.

Сетевой график

Одной из главных составляющих в композиционно – графической  модели газеты является график сетевой.  Сетевой график – это сбор в  единое целое информационных данных о тематике разделов, подразделов, номеров  в периодичности издания. Все  это является основой при построении стандартных макетов, стандартного набора важнейших операций и основных стереотипов, являющихся следующими основными  составляющих в композиционно –  графической модели газеты. Все это  необходимо предварительно сложить  воедино и тщательно обдумать, так как эти компоненты отвечают за внешний облик печатного издания.Для  определения рамок и объема формата, количества полос и колонок, интервалов прибегают к помощи гостовских размерных  стереотипов, являющихся второй составляющей композиционно – графической  модели печатного издания.При закреплении  текстовой информации (шрифт, заголовки, оформление и дизайн) прибегают к  третьей составляющей композиционно  – графической модели под названием  «стандартные операции». Композиционная графическая модель привела новую  компьютерную технологию символьного  набора для лучшей верстки печатной продукции.

Композиционно – графическая  модель современной газеты являет собой  индивидуализационную систему  каждой отдельной редакции.За размещение расположения полос на печатном пространстве отвечают макеты-стандарты. В композиционно  – графической модели печатной газетной прессы макет-стандарт играет завершающую  корректирующую роль.Сотворение макета (это рекомендации по созданию, просто прочитайте их, выберете, что считаете нужным для себя!!!)

Лучше  всего макетировать в Pagemaker, Adobe InDesign, QuarkXPress или иной программе  верстки. Бросьте на полосу сетку. Во всех программах верстки имеется  возможность наложить на полосу модульную  сетку – череду горизонтальных и  вертикальных направляющих линий. Они  не видны будут на бумаге, но позволят верстальщику ставить материалы  «по модулю», т. е. аккуратно, осмысленно и одинаково из номера в номер. Модули – это своего рода строительные блоки внутренней архитектуры газеты. При макетировании газеты или  журнала модульная сетка задает количество, ширину и местоположение текстовых колонок. Число колонок  разнится:

2-3 колонки для информационных  бюллетеней;

4-5 для таблоидов; 

5-6 для полноформатных  газет. 

Все связанные между собой  элементы на странице должны отделяться одинаковым пространством. Это пространство равняется расстоянию между колонками  основного текста. Вы сами должны определить, какое расстояние будет между  элементами в вашей газете. Таким  пространством следует отделять:

заголовок от начала статьи;

заголовок от фотографии;

подпись к ней от самого снимка;

одну фотографию от другой;

…словом, все относящиеся  друг к другу элементы.

Расстояние, отделяющее все  несвязанные между собой элементы, должно быть в два раза больше. Это  еще один ориентир, который вы даете  своим читателям. Вы четко и ясно показываете, какие элементы связаны  между собой, какие фотографии сопровождают статью, и какие заголовки к  ней относятся. Если используете  цвет, то определенные цветовые заливки  должны стать неотъемлемой и неизменяемой частью дизайна вашей газеты, так  же, как набор шрифтов. Макеты первой полосы и внутренних полос издания  всегда отличаются друг от друга. По определению  газетного дизайна, данному Марио  Гарсиа, известным специалистом в  этой области, «Высокое качество газетного  оформления – это аккуратное и  целенаправленное соединение текста с  визуальными элементами: шрифтом, фотографией, цветными иллюстрациями, информационной графикой и пробелами». Словом, макетирование  – это создание на полосе равновесия, гармонии, ритма с использованием элементов, о которых мы говорили в прошлом выпуске рассылки. На пользу макету современной газеты пойдет сокращение количества используемых шрифтов, стилей, цветов и увеличение размера  заголовков и иллюстраций. Сдержанное использование шрифтов, цветов и  т. д. дает возможность сделать более  важные элементы полосы – фотографии, иллюстрации, графическое оформление – более заметными. Именно эти  элементы и делают газету визуально  привлекательной, и если сосредоточиться  на них, необходимость в украшательстве тут же исчезнет. Имеет смысл иногда слегка удивлять читателя, немного  изменяя дизайн газеты, но этот процесс  нужно строго контролировать. Необходимо соблюдать баланс между новизной и постоянством, ведь газета должна обладать своими индивидуальными особенностями.




Информация о работе Специальные способы печати