Специальные способы печати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:17, курс лекций

Описание работы

Наряду с тремя основными способами (высокая, офсетная и глубокая печать) в полиграфии применяется ряд других видов печати. Почти все они носят специальный характер.

Файлы: 1 файл

Tekhnika_SMI.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

32. Технологии  централизации и децентрализации  выпуска газет

Новые  технологии  раскрыли возможности для  децентрализации  выпуска  крупнотиражных печатных периодических  изданий. Распространение таких  изданий, тиражи которых исчисляются  сотнями тысяч или даже миллионами экземпляров, может быть обеспечено только рассредоточением печати номеров  по регионам в соответствии с количеством  потенциальных читателей в каждом из них. По сети Интернет на полиграфическое  предприятие, находящееся в региональном центре, передаются полосы очередного номера, тираж которого поступает  к подписчикам  и  в газетные киоски. С другой стороны, редакции небольших местных изданий –  городских  и  районных  газет, не имеющие технической базы, позволяющей  им обеспечить  выпуск и  распространение  своих изданий на достаточно высоком  оформительском  и  полиграфическом  уровне, могут найти выход в  использовании  централизации   выпуска   газеты. Подготовив очередной  номер, такая редакция может передать его тексты, иллюстрации  и  макет  с помощью Интернета на полиграфическое  предприятие, находящееся в областном  центре или в другом крупном близлежащем  городе. Выпуск номера и печать его  тиража обеспечивает находящийся в  типографии выпускающий – сотрудник  редакции, которому передают право  подписи номера в печать. Правда, после этого возникают проблемы, связанные с доставкой тиража газеты в редакцию и её распространением.

33. Типология и  характеристика шрифтов

Типология шрифта. Наборный и рисованный шрифт

Проблема взаимоотношений  наборного и рисованного шрифта сравнительно молодая. Она, естественно, не могла существовать до начала книгопечатания, но не могла возникнуть и сразу  после этого великого события. Особенности  наборного шрифта формировались  постепенно и так же постепенно осознавались.В  современном понимании само понятие  наборного шрифта уже выходит  за пределы полиграфии. Это шрифт, все знаки которого твердо установлены  и неизменны в процессе их использования - осуществления надписи. Наборная надпись  может быть выполнена многими  путями: скопирована при помощи фотографии или копировальной техники и  расклеена (как делается очень часто), отштампована из разного материала. Она может быть выполнена даже вручную - вычерчена, нарисована, награвирована, хотя ручные способы исполнения не в природе наборного шрифта - они  нерациональны. Во всех подобных случаях  шрифт останется наборным: надпись  будет набираться, составляться из заранее спроектированных элементов-знаков. Художественная целостность и гармоничность  наборного шрифта обеспечиваются закономерностью  построения алфавита. Правильно построенный  алфавит - это система, все части  которой строго зависят друг от друга; в которой индивидуальное подавляется  общим, частное - закономерным, видовое - родовым. Каждый член этого сообщества, даже отторгнутый от него, несет  на себе печать принадлежности к системе: в этом его сила.Целостность алфавита, в сущности, основана на сравнительно узком круге простых закономерностей: строгое постоянство высоты знаков, вертикальных членений, пропорций, ширины стоек и штрихов, аналогичность  решения одних элементов и  стандартность (то есть взаимозаменяемость) других. Все они легко воспринимаются, рационально объясняются и наглядно фиксируются в виде схем построения или в виде полиграмм.Они и  должны быть простыми, чтобы, с одной  стороны, быть в состоянии универсально охватить все разнородные графемы, и чтобы, с другой стороны, в надписи, состоящей даже из нескольких знаков, их единство прочитывалось ясно и  недвусмысленно. В этом абстрактном  единстве наборного алфавита - основа и известная гарантия стилистического  единства будущей надписи.Конечно, именно этот тип шрифта находит идеальную  форму существования в типографском наборе, особенно в современном кодированном наборе, где начертание знаков не материализовано  в виде матрицы или пунсона, а  существует как некая абстрактная  геометрическая форма, не подверженная колебаниям и не деформирующаяся  от употребления. Эстетика наборного  шрифта сродни эстетике промышленного  тиражируемого искусства: это создание эталона, образца.Работа над наборным шрифтом расчленена на два процесса, отделенных друг от друга: проектирование и компоновка надписи.Это расчленение  приводит к своеобразному явлению, которое, пользуясь философской  терминологией, можно назвать отчуждением  шрифта. Прежде всего, наборный шрифт  отчуждается от своего автора, потому что становится достоянием многих художников-дизайнеров, готовых использовать его по своему усмотрению, в целях, непредвиденных автором. Отчужденный от автора, он теряет с ним связь, перестает  выражать его индивидуальность, становится универсальным - надиндивидуальным.Наборный шрифт отчужден от конкретного материала  и технологии. Выйдя из рукописных форм, он и в дальнейшем все более  абстрагировался от своего первоисточника и развивался уже как самостоятельное  явление, по собственным формообразующим  законам, сохраняя лишь намек на свое происхождение, давно став некоей отвлеченной, "чистой" геометрической формой.Наконец, наборный шрифт, как правило, нейтрален, одна и та же гарнитура используется разными художниками по разным поводам.Надиндивидуальность, универсальность и стандартность  наборного шрифта - принципиальное качество наборного шрифта, как и  вообще всякого набора и основа его  могущества как замечательного достижения культуры.Переходя к характеристике рисованного шрифта, следует иметь  в виду, что в отличие от наборного  он не представляет собой достаточно четкой категории. Он разнороден и технически, поскольку объединяет все виды шрифта, исполненного вручную - и рисованного, и гравированного, и рукописного  и т.п.Рисованный шрифт соприкасается  с наборным шрифтом и с графикой. Близость к каждому из этих полюсов  влияния определяет характер того или  иного вида рисованного шрифта. Наиболее правильные его формы испытывают влияние наборного шрифта. Наиболее свободные - примыкают к графике (таковы всякие экспериментальные композиции, надписи, входящие в изображение  и проч.). Работа над рисованным шрифтом  принципиально отличается от работы над наборным. Его целью является не алфавит как некое абстрактное  единство, но конкретное произведение - надпись. Или, если быть точным, композиция, потому что надпись не может рассматриваться  самостоятельно, вне заключающего ее живописного поля, а также вне  орнаментальных и изобразительных  элементов, с которыми она часто  бывает сопряжена. Быть может, и искусство  рисованного шрифта вернее было бы назвать искусством надписи. Исполнение надписи - целостный процесс, который  никак не может быть расчленен  на проектирование и отдельную от него последующую компоновку. Это  искусство традиционного, доиндустриального  типа, аналогичное живописи и графике, которых не коснется производственное разделение труда.Целостность рисованного  шрифта - это визуально, чувственно воспринимаемая, композиционная, фактурная, колористическая, пространственная и  проч. целостность конкретной надписи, расположенной на плоскости. Целостность  эта более сложна и противоречива, чем целостность наборного шрифта, и не может быть определена никакими рационалистическими построениями и выражена иным способом, чем существование  самого произведения. Надпись возникает  и существует (то есть воздействует на нас) по тем же законам, что и  любое произведение пространственных искусств - живописи или графики.Каждый знак, составляющий рисованную надпись, сам по себе - ничего не значит в эстетическом смысле, как ничего не значат извлеченные  из картины какие-либо ее элементы (пятно, мазок). Если любую наборную надпись  можно разложить на отдельные  знаки, а потом вновь сложить  из них новую - иную, то с надписью рисованной это сделать невозможно: разрезанная на части, она не образует целостного алфавита, а отдельные  ее знаки не соединятся в новую  надпись, такую же цельную, как первая. Рисованный шрифт может, правда, стать  основой для наборного, но при  этом он подвергается радикальной переработке.Художественная целостность рисованной надписи  определяется индивидуальными связями  индивидуально решенных элементов, а не типовыми (стандартными) связями  типовых (стандартных) элементов, как  в наборном шрифте.Исходя из этого, нетрудно понять, почему основа основ  наборного шрифта - твердое постоянство  рисунка каждого знака - в рисованном шрифте теряет свою обязательность и  сменяется вариабельностью в  пределах избранного художником типа. Нелишне напомнить, что попытки  создать вариантный типографский набор  оказались нежизненны.

Отношения между знаками  наборного шрифта запрограммированы  при проектировании алфавита, поэтому  они носят типовой, усредненный  характер; этим объясняется ритмически ровная, снивелированная интонация  наборной строки. Отношения между  знаками в рисованной надписи  всегда индивидуальны: они влияют на трактовку художником знаков и сами в свою очередь подвергаются воздействию  этих знаков.Дифференциация обоих видов  шрифтового творчества, может быть, еще не закончилась. Практика современного шрифта свидетельствует о том, что  компромиссные и эклектические  решения, в которых возможности  одного типа подменяются возможностями  другого, в которых подлинная  природа одного типа искажается или  имитируется искусственно, находятся  в процессе взаимодействия. Противопоставление рисованного и наборного шрифтов  ставит целью не унизить любой  из них, но точно уяснить его силу. Чем яснее и серьезнее мы можем  определить специфику каждого из обоих типов шрифта, чем четче  разграничим сферы их выразительных  возможностей, тем эффективнее будут  использоваться эти возможности, тем  сильнее окажется их воздействие. 

Общие характеристики шрифтов:

Существует сложившаяся  терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его  параметрам:

  • Гарнитура шрифта (Type family) - совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов. Некоторые гарнитуры располагают большим количеством начертаний, чем другие. Благодаря этому можно построить весь документ на одной гарнитуре, используя, где это необходимо различные варианты начертаний. Примером может служить шрифт Helios, который насчитывает около 33 начертаний. Краткий список наиболее используемых гарнитур:
    1. Academy — экономична. Имеет маленькую высоту строчного знака, и потому хорошо читается в крупных кеглях (от двенадцати пунктов и выше). Набирать ею мелко (10 и менее пунктов) основной текст не следует.
    1. Antiqua — это наименование семейства шрифтов. В компьютерном варианте этот шрифт очень близок к классической Литературной гарнитуре. Гарнитура хорошо читается и подходит для любых целей, но несколько бледновата. Ценным свойством является ее экономичность.
    2. Baltica — существует во многих версиях. Хороша для любых целей. Очень легко читается, но не очень экономична
    3. Bodoni — это тоже целое семейство шрифтов. Очень контрастный шрифт красивого рисунка. Такие шрифты традиционно используют для набора высокохудожественных изданий со "свободным" текстом.
    4. Kudriashov — «Кудряшевская». Красивая, легко читающаяся гарнитура. Очень хорошо воспринимается в плотных, густых текстах. Собственно говоря, была создана именно для этой цели.
    5. Tahoma — гротеск. Очень хорошо смотрится в полосе и на экране.

 

    1. Officina Sans — гротеск со своеобразными "срезанными" уголками штрихов и "полузасечками". Отлично смотрится в полосе и на экране. Один из "несовковых" шрифтов.
  • Начертание (Type face) - комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков. Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий). Хотелось бы развеять широко распространенное заблуждение о том, что курсив и наклонный - это одно и то же. Это разные начертания. Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта.
  • Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. Непрерывный ряд начертаний составляют: светлое (light), нормальное (regular, book), полужирное (demi), жирное (bold), темное (heavy), черное (black) и сверхжирное (extra bold).
  • Пропорции шрифта - показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких. Шрифт может быть узким (condensed), нормальным (normal) и широким (extended). Обычно в комплекте идут шрифты с нормальным начертанием, но большинство программ позволяют менять соотношение высота-ширина шрифта и получать нужный эффект.
  • Контрастность - один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.
  • Кегель - это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Кегль, или размер (size) шрифта определяется его высотой, измеренной в типографских пунктах (point или pt): 12 пунктов = 1 пике, 6 пик одному дюйму. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская). В любом случае, основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм. Разница составляет около 7 %. Например, кегль 10 пунктов равен 3,76 мм (3,52 мм в системе Пика). (Поэтому при указании кегля обязательно нужно уточнить, какой пункт имеет в виду заказчик, а какой заложен в верстке.)
  • Ещё во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера: кегль 6 пунктов - нонпарель, кегль 8 пунктов - петит, кегль 9 пунктов - боргес и т.д. Подробнее о названиях кеглей...
  • Основные кегли: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 24, 28, 32, 36, 42, 48 п.

 

  • Базовая линия - воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как бы лежит на этой линии.
  • Наклон знака определяется углом, который он образует с вертикальной осью.
  • Комплектность (полиграфический алфавит) - совокупность всех знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.
  • Интерлиньяж - это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оно измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Например, кегль 10 пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называют кеглем 10 пунктов при интерлиньяже 12 пунктов. Стандартная величина интерлиньяжа определяется как 110-120% кегля, но так бывает не всегда.
  • Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста. Кернингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры. Результат - размещение символов становится зрительно более равномерным. Фирменные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для которых нужно сокращать пробел при наборе текста. Это, например, ГО, ГА,АУ, Ст и другие. Если в шрифте есть большая таблица пар кернинга, он будет хорошо и равномерно смотреться в разном кегле. Программы верстки снабжены возможностью автоматического кернинга, они имеют собственные таблицы пар. В таких программах можно организовать автоматическую корректировку пробелов в парах кернинга в тексте любой длины. После обработки текста автоматическим кернингом в заголовках и другом крупном тексте дополнительно проводят ручной кернинг, то есть символы сближают вручную. Чем крупнее текст, тем большее значение для его внешнего вида имеет кернинг. Для проведения ручного кернинга курсор должен быть установлен между сближаемыми символами. При изменении значения кернинга первая литера остается на месте, вторая перемещается. Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов и в данной программе характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу. Кернинг и трекинг измеряются в специальных относительных единицах - тысячных долях круглой шпации (ems/1000), поскольку при смещении в паре важны не точные значения, а их отношение к величине символов в конкретной гарнитуре. В данном случае применение такой относительной единицы автоматически делает эти смещения пропорциональными кеглю шрифта. В полиграфии используются дополнительные единицы измерения - круглая шпация, полукруглая шпация, тонкая шпация, характеризующие горизонтальные размеры шрифта. Они соответствуют ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t. Таким образом, круглая шпация примерно равна размеру шрифта, полукруглая шпация составляет 0,5 размера шрифта, а тонкая шпация - 0,25 размера шрифта. Поскольку все шрифты разные, то и ширина литеры М у них может различаться. Таким образом, значение круглой шпации колеблется в зависимости от кегля и гарнитуры. Шпации применяются при измерениях абзацных отступов, кернинга и других перемещениях символов.
  • Удобочитаемость шрифта определяется скоростью (быстротой восприятия) и удобством чтения как отдельных знаков, так и текста в целом, а также правильностью понимания прочитанного без лишнего напряжения и повышенной утомляемости.
  • Удобочитаемость отдельных гарнитур шрифтов в значительной степени определяется квалификацией и навыками читателей. Различают четыре модели чтения: побуквенное, послоговое, пословное, понятиями. При побуквенном и послоговом чтении наилучшей удобочитаемостью обладают гротесковые шрифты, значительно меньшей — шрифты Литературной гарнитуры и еще меньшей -Обыкновенной гарнитуры. Геометрические параметры шрифта: при пословном чтении преимущества шрифтов снижаются с уменьшением кегля шрифта, так как в шрифтах мелких кеглей буквы сходных очертаний (с, е; н, к; з, в; н, и) труднее различать. Шрифты Литературной гарнитуры сохраняют хорошую удобочитаемость во всех кеглях.
  • Выравнивание текста не имеет смысла для отдельных символов, это атрибут абзаца. Для текста любого типа выравнивание может быть задано для каждого абзаца отдельно. Оно определяется как: выровненный по левому краю (Left justify), по центру (Center justify), по правому краю (Right justify) и по ширине (Fully justify). В тексте, выровненном по ширине, строки выравниваются по правому и левому краю колонки.
  • Спуск - понятие, которое вызывает особый интерес у начинающих. Дело в том, что когда-то спусковые полосы содержали в себе заставки. В силу различных причин сейчас заставки почти не употребляются. Но пробел перед началом новой части большого текста остался и является важной частью его внутренней иерархии.
  • Использование шрифта. В зависимости от целевого назначения шрифты можно разделить на: текстовые, выделительные, титульные (заголовочные), для акцидентного набора, афишно-плакатные.

 

К текстовым относятся  шрифты светлого прямого начертания кг. 5-14. Для набора основного текста книг и журналов обычно используют гарнитуры — Literaturnaya(Литературную), Банниковскую, Usual New (Обыкновенную новую), Bodoni(Бодони), School (Школьную), Journal (Журнальную) и др.; для газетного набора - New Journal (Новую газетную), School, Usual (Обыкновенную).

    1. Шрифты кг. 6, 7 используют для набора основного текста компактных изданий — карманных справочников и словарей, для объявлений в газетах, а также как дополнительные шрифты к основному кеглю.
    2. Шрифт кг. 8 применяют для набора основного текста некоторых массовых журналов, справочников, указателей, словарей, для дополнительного и справочно-вспомогательных текстов, а также таблиц в книгах, научных и художественных журналах и газетах.
    3. Шрифты кг. 8, 9 используют для набора текста газет; шрифт кг. 10 и частично 9 — для набора основного текста различных книжных изданий и части журналов.
    4. Шрифты кг. 12, 14 — для набора основного текста учебников (первых лет обучения) и книг для детей.

К выделительным относятся  шрифты курсивные, наклонные, полужирные,жирные, широкие и других начертаний, перечисленные  в текстовой группе шрифтов до кг. 14. Их используют для выделений  при текстовом наборе (например, драматических произведений), а также  в газетах и журналах.К титульным (заголовочным) относятся крупнокегельные  шрифты (кг. 16—48) всех начертаний. Их применяют  для набора заголовков в газетах, книгах и журналах, а также для  набора текста на титульных листах и обложках, объявлений, грамот, программ и других акцидентных работ. Для  тех же целей используют рубленые и неконтрастные группы шрифтов.

  • Индексация шрифтов. Стандартным шрифтам присвоены определенные буквенные и цифровые индексы.

Первая часть индекса  — название гарнитуры шрифта, обозначенное начальными прописными буквами. Например, Обыкновенная гарнитура — О, Академическая  — А, Обыкновенная новая — ОН. Чтобы различить гарнитуры, названия которых начинаются с одинаковых букв, к прописной начальной букве  добавляют строчную (например, Банниковская — Бн).

            Вторая часть индекса — условное обозначение начертания шрифта.

    1. Для прямых начертаний обозначения не используют, а курсивные инаклонные шрифты обозначают косой чертой, поставленной за начальными буквами индекса шрифта, например Л/, Бн/, ОН/.
    2. В зависимости от ширины строчного знака начертания шрифтов обозначают четными цифрами: сверхузкое — 2; узкое — 4; широкое — 6; сверхширокое — 8. Шрифты с нормальной шириной строчного знака цифру не имеют. Четные цифры ставят за знаком, обозначающим постановку строчного знака.
    3. В зависимости от насыщенности строчного знака, начертания шрифтов обозначают нечетными цифрами: светлое — 1, полужирное — 3, жирное — 5. Эти цифры ставят после цифры, обозначающей ширину строчного знака.

Информация о работе Специальные способы печати