Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;
Введение
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике
1.1 Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки
2.2 Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства
Заключение
Список литературы
Малое
предпринимательство занимает определенную
нишу в системе экономических
отношений современного общественного
устройства. В соответствии со сложившимся
характером разделения труда в общественном
масштабе ему отводится двоякая
роль – с одной стороны малое
предпринимательство – это
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства. [13]
За
последние десятилетия можно
наблюдать определенное структурное
преобразование экономической системы,
заключающееся в переходе лидерства
в ней от крупных фирм к малому
бизнесу. Хотя “лицо” любого развитого
государства формируют крупные
корпорации, а наличие мощной экономической
силы (крупного капитала) в значительной
мере определяет уровень научно-технического
и производственного
Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Количество малых предприятий, приходящееся на тысячу жителей в России меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11 % ВВП в России до 50-60 % в развитых странах мира.
Малые
предприятия в развитых странах
являются основными создателями
дополнительных рабочих мест. Например,
в США только в 1970-1985 годах на малых
и средних предприятиях создано
35 миллионов новых рабочих мест,
в то время как на государственных
предприятиях и компаниях крупного
бизнеса число рабочих мест сократилось
почти на 6 миллионов. Доля малых
и средних предприятий в общей
численности занятых в 1995 году составляла:
в США - 70%, Япония - 78%, Италия -73%, Франция
- 54%. Хотя в России последнее время
не растет количество малых предприятий,
однако, именно они вносят значительный
вклад в решение социально-
Одна
из причин успешного развития малого
бизнеса в странах с рыночной
экономикой состоит в том, что
там крупное производство не противопоставляется
малому. Малые предприятия зачастую
создаются при крупных фирмах
или сотрудничают с ними. Таким
образом формировалась
Малое
предпринимательство в
Кроме
юридических лиц, предпринимательской
деятельностью занимаются также
предприниматели без
Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года, по данным Министерства по налогам и сборам России, достигла 4 миллионов человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 14 миллионов человек. В общей численности экономически активного населения это составляет около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
В
то же время по различным оценкам
примерно половина малых предприятий
– “мертвые” и не ведут никакой
деятельности. Они либо не начали работать,
либо прекратили свою деятельность и
фактически не существуют, не будучи ликвидированными
в юридическом смысле. Это связано
с одной стороны с тем, что
ликвидация предприятия является достаточно
трудным делом. С другой стороны,
отсутствие эффективного контроля за
добросовестностью ведения
Понятие среднее предприятие не существует в российском законодательстве. Никакие данные об этой группе предприятий не рассчитываются и не публикуются. Они могут быть получены только путем специальных расчетов на основе баз данных по отдельным предприятиям, хранящихся в субъектах Российской Федерации. Число средних предприятий (например, имеющих не более 500 человек персонала и не являющихся малыми) составляет примерно 100 тысяч или 93% от общего числа крупных и средних предприятий. Поэтому в ряде случаев совокупные данные о крупных и средних предприятиях достаточно точно характеризуют группу средних предприятий. [14]
Развитие малого и среднего предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти – в Москве. Подавляющее большинство малых и средних предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост. Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции чрезвычайно мала.
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.
Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса:
несовершенство
нормативно-правовых основ администрирования
малого бизнеса со стороны государства,
затруднение доступа субъектов
малого предпринимательства к
отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов для инвестирования малых предприятий;
несовершенство системы налогообложения;
проблемы материально-ресурсного обеспечения малого бизнеса;
трудность в осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей;
неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
проблемы
кадрового обеспечения и
несовершенство государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Глава
2. Государственная поддержка
2.1
Основные направления
За
последнее десятилетие в России
сформировались основные общепринятые
в странах с развитой рыночной
экономикой элементы системы государственной
поддержки малого предпринимательства.
Учитывая современные условия и
проблемы развития малого предпринимательства,
а также недостаточную
Систему
государственной поддержки
-
государственные нормативно-
-государственный
аппарат, представляющий собой
совокупность государственных
-государственная
инфраструктура поддержки
1.Основным
инструментом реализации
Руководство
реализацией государственной
2.
Государственный аппарат
В
настоящее время в Российской
Федерации имеются все виды структур
поддержки малого предпринимательства,
которыми обладают развитые промышленные
страны. Основой государственной
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
является система государственных
и муниципальных фондов поддержки
малого предпринимательства. В настоящее
время система фондов, состоит
из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных
фондов, из которых 24 учреждены с
участием ФФПМП. Сам Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства
это государственная
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные
фонды учреждены
Возможно
несколько организационных форм
предпринимательства в
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ