Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;
Введение
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике
1.1 Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки
2.2 Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства
Заключение
Список литературы
По
данным проведенного в 2008 г. Госкомстатом
РФ сплошного обследования МП, выявлено
800 тысяч активно действующих
малых предприятий. Еще более 200 тысяч
таких предприятий
В процессе обследования выяснилось, что обновление фондов в этом секторе идет значительно быстрее, чем в целом по экономике, при этом выше и само качество инвестиций. Так, коэффициент обновления основных фондов на МП составляет 20% (на крупных и средних – 5%). Это означает, что фонды в первом случае полностью меняются в течение пяти лет, а во втором – только в течение 20 лет. Кроме того, коэффициент выбытия в малом бизнесе равен 8% против 1% в экономике в целом.
Структура МП: половина малых предприятий находятся в сфере торговли: они держат 51% оборота в оптовой торговле и 26% – в розничной. В строительстве сосредоточено 14% малых предприятий, которые обеспечивают 28% подрядных работ в стране. В промышленности малые предприятия занимают 14%, они развиваются наиболее интенсивно в легкой, пищевой промышленности, в производстве стройматериалов. Способность малого бизнеса быстро занимать возникающие «ниши» в экономике проявилась в связи с изменениями в таможенной политике, позволившими малым предприятиям наладить производство и выйти на рынок с изделиями бытовой техники и радиоаппаратуры.
Вместе с тем выяснилось, что активность малых предприятий по сравнению с крупными и даже средними все еще низка. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет всего около 3%.
Кроме
того, несмотря на рост производства и
услуг на малых предприятиях, который
носит преимущественно
Государственные
средства (включая инвестиционные ресурсы
на реализацию Федеральной программы
поддержки малого предпринимательства)
не были выделены, а средства на реализацию
мер, предусмотренных программой на
2000–2001 годы, поступили только в конце
2000 года. Такое отношение Правительства
РФ к малому предпринимательству
негативно сказывалось на позиции
регионов при выделении средств
на поддержку этого сектора
Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что при определенных усилиях государства малые предприятия могут играть более заметную роль в развитии страны.
Начало XXI века ознаменовалось достаточно высоким уровнем безработицы, хотя, по мнению аналитиков, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Для поддержания высоких темпов развития экономики страны необходима активность малых и средних предприятий.
Правительство
в этих условиях инициировало пересмотр
политики в данной сфере с тем,
чтобы особо важные инструменты,
применяемые для поддержки
«Малые
и средние предприятия XXI века рассматриваются
как хорошие пружины
Основными целями новой концепции являются:
–
поддержка самостоятельных
– создание более благоприятного климата, способствующего конкуренции;
–
создание необходимой системы
Первая
цель состоит в поддержке
Меры государственной поддержки, разрабатываемые с учетом выдвинутых на предстоящий период целей, предполагается дифференцировать для средних, малых, мельчайших предприятий; особо выделяются венчурные предприятия всех размеров.
Для
начинающих новое дело венчурных
компаний предусмотрена многосторонняя
поддержка, включающая смягчение условий
кредитования, необходимого для начала
дел, обеспечение гибкими
Государственная
концепция поддержки малого, среднего
и мельчайшего бизнеса в
В России до последнего времени не удалось встроить меры поддержки малого предпринимательства в общую политику реформирования экономики.
В
России малые предприятия явились
своеобразным локомотивом реформ только
в конце 80-х – начале 90-х годов
XX века, когда они явились своего
рода полигоном апробации
С большим опозданием такая попытка предпринята в 2001 году, в связи с принятием в конце 2001 года Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Динамичное
развитие малого предпринимательства
и его эффективное участие
в решении социально-
К
началу XXI века в регионах России создано
80 региональных фондов поддержки малого
и среднего предпринимательства, 54
региональных бизнес-инкубатора, 46 центров,
созданных межрегиональным
Практически
инфраструктура создает каналы, по
которым государственная
В
настоящее время не существует общепринятой
классификации элементов
Задачей регулирования деятельности базовых элементов инфраструктуры является концентрация на ключевых проблемах поддержки малого предпринимательства. В ближайшей перспективе это:
– актуальность информации, включая вопросы передачи технологии, наличия свободных производственных мощностей, рынков ресурсов и готовой продукции;
– маркетинг, продвижение продукции и услуг на городской, региональные и внешние рынки, проведение выставок, рекламных кампаний, обучение, консалтинг.
В
России сложилась парадоксальная ситуация,
когда происходит постоянный рост количества
разнообразных структур поддержки
малого предпринимательства, формируются
все новые общественные движения
– союзы, ассоциации, объединения
и даже создается новая
В
этих условиях возрастает актуальность
малобюджетных форм поддержки малых
предприятий, их самоорганизации, развития
общественных организаций и объединений.
Достаточно прочное и заметное место
среди негосударственных
Что
касается других форм общественных организаций
федерального, регионального и местного
уровней, то в них участвует незначительная
часть субъектов МП. При создании
и обеспечении деятельности специальных
объединений и союзов малого предпринимательства
возникает много проблем, прежде
всего финансового характера. Объединения
малых предпринимателей функционируют
на основе различных организационно-
Практическая
деятельность общественных объединений
малого предпринимательства в
Как
показал опыт более чем десятилетнего
развития предпринимательства в
России, недостаточная эффективность
различных форм государственной
поддержки во многом вызвана слабой
подготовленностью этого
В условиях переходной экономики чрезвычайно велика роль государства в создании финансовых, страховых и правовых условий для развития малого и среднего предпринимательства. Среди множества факторов определяющих темпы развития малого бизнеса обозначим некоторые.
Необходима отработка системы институтов финансирования кредитования и страхования рисков малого предпринимательства. Механизмы финансовой поддержки малого предпринимательства по мере развития этого сектора экономики претерпели определенную трансформацию. В начале 90-х годов в условиях несформировавшейся институциональной среды поддержки МП превалировали методы прямого, иногда на безвозмездных началах, финансирования отдельных приоритетных (по экспертным оценкам) предпринимательских проектов.
К
середине 90-х годов, когда были созданы
базовые элементы институциональной
среды, получила распространение практика
разработки федеральных и региональных
программ развития и поддержки малого
предпринимательства. Бюджетное финансирование,
преимущественно на возвратных основах,
осуществлялось для отдельных проектов,
соответствующих федеральным и
региональным приоритетам. Одним из
условий бюджетного финансирования
являлось привлечение для этих целей
средств самих
В
последние годы происходило постепенное
сокращение и сведение практически
на нет ассигнований на финансирование
Федеральной программы
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ