Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:33, контрольная работа
Важным условием инновационного развития экономики России является не только признание гражданских прав на коммерческую тайну, но и наличие механизма их надежной гражданско-правовой защиты. Однако анализ законодательства, регулирующего отношения в области коммерческой тайны и секретов производства (ноу-хау), а также практики его исполнения убеждает в том, что реально защитить нарушенные права на коммерческую тайну представляется сегодня весьма проблематично.
Глава 1. Коммерческая тайна и порядок ее защиты правообладателем
Раздел 1 . Сущность коммерческой тайны
Раздел 2. Понятие коммерческой тайны
Раздел 3. Способы получения коммерческой тайны.
Глава 2. Работа с коммерческой информацией, способы ее защиты.
Раздел 1. Коммерческая тайна и персонал, работа с конфиденциальными документами
Раздел 2. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Защита коммерческой информации
Глава 3. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, органам государственной власти.
Раздел 1. Права органов власти на истребование информации, составляющей коммерческую тайну
Раздел 2. Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну
Раздел 3. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении
Раздел 4. Ответственность за отказ в предоставлении информации
Глава 4. Ответственность за нарушение права на коммерческую тайну
Раздел 1. Уголовная ответственность
Раздел 2. Гражданско-правовая ответственность
Раздел 3. Административная ответственность
Глава 5. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне»
Заключение
Список литературы
Оглавление:
Глава 1. Коммерческая тайна и порядок ее защиты правообладателем
Раздел 1 . Сущность коммерческой тайны
Раздел 2. Понятие коммерческой тайны
Раздел 3. Способы получения коммерческой тайны.
Глава 2. Работа с коммерческой информацией, способы ее защиты.
Раздел 1. Коммерческая тайна и персонал,
работа с конфиденциальными документам
Раздел 2. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Защита коммерческой информации
Глава 3. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, органам государственной власти.
Раздел 1. Права органов власти на истребование информации, составляющей коммерческую тайну
Раздел 2. Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну
Раздел 3. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении
Раздел 4. Ответственность за отказ в предоставлении информации
Глава 4. Ответственность за нарушение права на коммерческую тайну
Раздел 1. Уголовная ответственность
Раздел 2. Гражданско-правовая ответственность
Раздел 3. Административная ответственность
Глава 5. Федеральный закон от 29.07.2004 №
98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне»
Заключение
Список литературы
Введение.
Актуальность исследования. Важным условием инновационного развития экономики России является не только признание гражданских прав на коммерческую тайну, но и наличие механизма их надежной гражданско-правовой защиты. Однако анализ законодательства, регулирующего отношения в области коммерческой тайны и секретов производства (ноу-хау), а также практики его исполнения убеждает в том, что реально защитить нарушенные права на коммерческую тайну представляется сегодня весьма проблематично. Это происходит потому, что предлагаемый в главе 75 части четвертой ГК РФ и Законе о коммерческой тайне механизм защиты прав на коммерческую тайну еще недостаточно разработан применительно к российским условиям и не отвечает потребностям правовой практики, не в полной мере гарантирует защиту субъективных прав и интересов хозяйствующих субъектов в данной сфере. Коммерциализация результатов научных исследований, повышение внимания бизнеса к использованию инноваций в своей деятельности требует решения проблемы выбора и эффективного применения в хозяйственной практике способов защиты прав на коммерческую тайну. Разработанные в цивилистической науке способы защиты гражданских прав не всегда пригодны для такого объекта, как информация, составляющая коммерческую тайну, и без определенной адаптации не могут быть использованы в практике. Во многом проблемы защиты информации (коммерческой тайны) касаются взаимоотношений с правительственными органами, которые в свою очередь имеют законные основания требовать от предприятий частного бизнеса предоставления им информации о характере деятельности и о выпускаемой продукции. Такие виды продукции, как фармацевтические препараты, сельскохозяйственные химические препараты, компоненты для авиации и др., связанные с вопросами безопасности, неизбежно должны пройти государственную сертификацию. Налоговая служба может потребовать предоставления списков клиентов для сверки платежных проводок.
Очевидно, что бизнес, имеющий собственную информацию, нуждается в ее правовой охране от распространения и особенно от попадания к конкурентам. С другой стороны, если существует угроза общественной безопасности или здоровью (например, при выпуске дефектных авиационных компонентов), правительство обязано немедленно сделать это обстоятельство достоянием гласности. В Соглашении ТРИПС содержится положение, служащее достижению компромисса между этими двумя позициями. В нем установлены минимальные требования по охране секретной информации от действий правительственных учреждений. В ст. 39 (3) говорится:
«Страны - члены ВТО в тех случаях, когда от них требуется предоставление закрытых данных или результатов тестирования, как условия выхода на рынок фармацевтической или сельскохозяйственной химической продукции, в состав которой входят новые химические компоненты, могут принять меры к охране таких данных от их недобросовестного коммерческого использования. Эти страны могут требовать сделать эти данные «освобожденными» от раскрытия (за исключением тех случаев, когда речь идет о защите населения), тем самым приняв меры, обеспечивающие охрану этих данных от недобросовестного коммерческого использования».
Понятно, что эти минимальные требования весьма и весьма ограничены. Правительственные органы могут требовать предоставления им самой разнообразной информации, выходящей далеко за пределы области фармацевтической или сельскохозяйственной продукции. В наиболее развитых странах существуют законы о свободе информации, которые позволяют любому лицу требовать доступа к информации, находящейся в распоряжении правительства. Поскольку защита, которую предоставляет Соглашение ТРИПС, совершенно недостаточна, отрасли бизнеса серьезно зависящие от сохранения коммерческих тайн, должны принимать меры к тому, чтобы препятствовать возможности даже косвенного получения секретной информации из правительственных источников.
Можно ожидать, что такой бизнес будет лоббировать принятие законодательства, сокращающего возможности государственных учреждений требовать предоставления секретной информации, и ограничивающего полномочия государственных служащих по ее раскрытию. В плане противодействия незаконным требованиям о предоставлении закрытой информации могут быть использованы административные и гражданские судебные процедуры. В особых случаях предприниматели могут прибегнуть к переводу своего бизнеса в другую страну. Так, например, компания «Кока-Кола» не разрешает своим бизнесменам работать в странах, где подобного типа информация может быть затребована и обнародована государственным учреждением.
В России вопрос об охране коммерческой тайны в отношениях правообладателей с органами государственного управления достаточно актуален. Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут по целому ряду каналов стать достоянием чиновников, продажность многих из которых общеизвестна. Нередки случаи, когда налоговые и иные проверки организуются недобросовестными лицами со специальной целью завладения конфиденциальной информацией их конкурентов. Защита против подобных действий весьма затруднительна, так как доказать их сговор с чиновниками практически невозможно.
На законодательном уровне эта
проблема решается двумя путями. Во-первых,
на работников соответствующих
Так, Налоговый кодекс РФ вводит понятие налоговой тайны, которую составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключениями, указанными в настоящем Кодексе. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, привлекаемыми специалистами и экспертами. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих служебных обязанностей (п. 2 ст. 102 Налогового кодекса РФ). Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Аналогичные положения закреплены законами РФ от 24 июля 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» и некоторыми другими законодательными актами.
Во-вторых, ограничивается круг тех сведений, которые могут запрашиваться у предпринимателей государственными органами и их должностными лицами. Так, в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам лишь ту информацию и документы, которые необходимы для проверки правильности исчисления и уплаты налогов. Поэтому если налоговый или иной контролирующий государственный орган выходят за пределы своей компетенции, правообладатель вправе отказать им в предоставлении сведений, составляющих его коммерческую тайну.
Объектом настоящего исследования являются отношения, связанные с защитой субъективных гражданских прав на коммерческую тайну во взаимоотношениях с государством. Предметом исследования выступают право на коммерческую тайну как объект защиты, нарушения прав на коммерческую тайну и классификация способов их защиты, а также виды ответственности за нарушение прав на коммерческую тайну.
Степень изученности темы. В монографической литературе практически отсутствуют работы, посвященные проблемам анализа прав на коммерческую тайну и способов их защиты во взаимоотношениях с государством. В современной России исследованию вопросов правовой охраны коммерческой тайны посвящены ряд работ М.В. Беляева, Е.К. Волчинской, З.Ф. Гайнуллиной, Н.С. Гуляевой, О.В. Добрынина, И.А. Зенина, В.В. Злобина, О.К. Князева, А.Н. Коломиец, А.А. Кузьмина, А.А. Левина, В.Н. Лопатина, М.И. Паршукова, В.В. Погуляева, Е.Е. Пономаревой, О.А. Потрашковой, И.И. Салихова, А.П. Сергеева, А.А. Фатьянова, Г.В. Шевченко и др. В трудах большинства исследователей вопросы о механизмах и способах защиты коммерческой тайны рассматриваются в контексте проблем интеллектуальной собственности и правовой охраны различных видов информации. Фундаментальными работами в этой области являются монографии А.В. Коломиец «Коммерческая тайна в гражданском праве»1, Э.Я. Соловьева «Коммерческая тайна и ее защита»2 и В.А. Северина «Коммерческая тайна в России»3. В работе В.А. Северина объектом исследования являлся процесс становления и развития правового института коммерческой тайны, его роль и место в обеспечении охраны конфиденциальности информации. В качестве предмета исследования выступали закономерности, определяющие основы теории, методологии, методики и технологии формирования и реализации механизмов правового регулирования коммерчески значимой информации и охраны ее конфиденциальности в гражданском обороте.
Как видно, исследованию проблем правового института коммерческой тайны, защиты субъективных прав обладателей различных видов информации уделено заметное внимание в публикациях и диссертационных исследованиях. Признавая значительный вклад авторов ранее выполненных работ в исследование проблем защиты коммерческой тайны, следует, однако, отметить, что концепция формирования механизма защиты прав на коммерческую тайну во взаимоотношениях с государством в науке до настоящего времени не разработана.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение способов и механизмов защиты коммерческой тайны во взаимоотношениях с государством. Достижение указанной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
определение объекта и сущности коммерческой тайны, особенностей режима коммерческой тайны;
определение способов получения информации, составляющей коммерческую тайну;
определение критериев отнесения информации к коммерческой тайне;
классификация составляющих коммерческой тайны;
изучение способов защиты коммерческой информации, отнесенной к категории коммерческой тайны;
изучение коммерческого
право государственных органов требовать предоставление коммерческой информации, порядок ее предоставления, способы охраны конфиденциальности коммерческой информации, ответственность за отказ в предоставлении информации;
ответственность за нарушение права на коммерческую тайну;
изучение действующего законодательства в области коммерческой тайны, определение степени защищенности коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность и степень разработанности выбранной темы работы, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования. Первая глава «Коммерческая тайна и порядок ее защиты правообладателем» состоит из 2 разделов.
Раздел первый посвящен определению сущности коммерческой тайны, выделению из всего объема коммерческой информации, отнесенной к категории коммерческой тайны.
Раздел второй раскрывает понятие коммерческой тайны. Определяет сведения, которые составляют коммерческую тайну, а также сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ в соответствии с законодательством РФ.
Раздел третий посвящен способам получения коммерческой тайны, определению степени конфиденциальности информации.
Глава вторая «Работа с коммерческой информацией, способы ее защиты» состоит из 3 разделов.
Раздел первый посвящен изучению способов защиты коммерческой информации внутри предприятия, порядку работы с документами, составляющими коммерческую тайну.
Раздел второй дает понятие коммерческого шпионажа и способам защиты от коммерческого шпионажа.
Раздел третий посвящен защите коммерческой информации как части деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом.
Глава третья «Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, органам государственной власти» состоит из 4 разделов.
Раздел первый посвящен определению круга государственных органов и должностных лиц, которые в строго определенных случаях имеют право на получение финансово-хозяйственной информации, в том числе и составляющей коммерческую тайну, законных прав требовать информацию, составляющую коммерческую тайну.
Раздел второй посвящен порядку предоставления информации, составляющей коммерческую тайну.
Раздел третий посвящен охране конфиденциальности информации при ее предоставлении.
Раздел четвертый
Глава четвертая «Ответственность за нарушение права на коммерческую тайну» состоит из 3 разделов.
Раздел первый изучает уголовную ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую.
Раздел второй посвящен рассматривает гражданско-правовые меры ответственности за нарушение права на коммерческую тайну.
Раздел третий посвящен ответственности за административные правонарушения в области информации.
Глава пятая Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне» состоит из 1 раздела посвященного изучению действующего законодательства в области коммерческой тайны.
В заключении дается оценка эффективности действующего законодательства в области коммерческой тайны.
Глава 1.
Коммерческая тайна и порядок ее защиты правообладателем
Раздел 1 . Сущность коммерческой тайны
Коммерческая тайна - один из старейших методов охраны интеллектуальной собственности. Несомненно, что мастеровые древнего мира хранили в тайне секреты своего мастерства задолго до возникновения понятия интеллектуальной собственности. Их производственные секреты не имели письменной формы, а были знаниями и ноу-хау отдельных людей. Понятно, что такие секреты передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к рабу. Нет свидетельств того, что в те времена существовали какие либо внешние формы охраны этих секретов, кроме общей власти, которую в древние времена имел отец над сыном, хозяин над рабом.
На сегодняшний день коммерческую тайну можно определить как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.