Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Важным условием инновационного развития экономики России является не только признание гражданских прав на коммерческую тайну, но и наличие механизма их надежной гражданско-правовой защиты. Однако анализ законодательства, регулирующего отношения в области коммерческой тайны и секретов производства (ноу-хау), а также практики его исполнения убеждает в том, что реально защитить нарушенные права на коммерческую тайну представляется сегодня весьма проблематично.

Содержание работы

Глава 1. Коммерческая тайна и порядок ее защиты правообладателем
Раздел 1 . Сущность коммерческой тайны
Раздел 2. Понятие коммерческой тайны
Раздел 3. Способы получения коммерческой тайны.
Глава 2. Работа с коммерческой информацией, способы ее защиты.
Раздел 1. Коммерческая тайна и персонал, работа с конфиденциальными документами
Раздел 2. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Защита коммерческой информации
Глава 3. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, органам государственной власти.
Раздел 1. Права органов власти на истребование информации, составляющей коммерческую тайну
Раздел 2. Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну
Раздел 3. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении
Раздел 4. Ответственность за отказ в предоставлении информации
Глава 4. Ответственность за нарушение права на коммерческую тайну
Раздел 1. Уголовная ответственность
Раздел 2. Гражданско-правовая ответственность
Раздел 3. Административная ответственность
Глава 5. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Коммерческая тайна .doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

В рыночной экономике информация - товар и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы, согласованные с интересами других собственников и общества.

Коммерческая тайна — это  право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну — это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.4

Всю коммерческую информацию можно  сгруппировать в два основных блока. К категории научно-технической  и технологической информации относят  сведения о конструкции машин  и оборудования, используемых материалах, методах и способах производства, дизайне, программном обеспечении ЭВМ и др. К категории деловой информации относятся:

  1. финансы предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами,
  2. задолженность, кредиты, платежеспособность, прибыль, себестоимость продукции и др.);
  3. стратегические и тактические планы развития производства, в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;
  4. планы и объемы реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, складские запасы);
  5. анализ конкурентоспособности своей продукции, эффективность экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;
  6. планы рекламной деятельности;
  7. списки торговых и других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, условиях контрактов и др.;
  8. методы и организация управления;
  9. собственная оценка характера и репутации персонала предприятия;
  10. система организации труда.

Кроме того коммерческую информацию можно разделить на группы в соответствии со степенью ограничения доступа:

информация для открытого пользования  любым потребителем в любой форме;

информация ограниченного доступа  – только для органов, имеющих  соответствующие законодательно установленные  права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);

информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация относящаяся ко второй и третьей группам является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении. Конфиденциальная информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.5

Раздел 2. Понятие коммерческой тайны

Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.6 Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Однако не вся информация, которой  располагает предприниматель, может  быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ.7 К ним относятся:

учредительные документы (устав, учредительный  договор);

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);

сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной  деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ);

документы о платежеспособности;

сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, наличии  свободных рабочих мест;

документы об уплате налогов и обязательных платежей;

сведения о соблюдении установленных  правил охраны труда;

сведения о соблюдении установленных  норм охраны окружающей среды;

сведения о нарушении антимонопольного законодательства;

сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;

сведения об участии должностных  лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных  обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской  деятельностью.

Но и эти сведения не предназначаются  для открытого доступа – всем желающим. Например, сведения о заработной плате работников предприятия, финансовая отчетность могут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сертификатами, патентами.

Содержание коммерческой тайны

Как уже отмечалось, предприниматель  в своей деятельности имеет дело с самой разнообразной информацией. Однако он не может всю информацию, которой обладает, сделать закрытой для внешних пользователей. Предприниматель в плане защиты наиболее важной информации решает сложную проблему. С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам, кредиторам и т.п. для того, они сделали выбор в его пользу. Реклама привлекает покупателей, деловые связи, патенты и лицензии, “ноу-хау” - контрагентов, финансовое положение – инвесторов. С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе “золотой середины”, то есть определении того оптимального количества информации, которого будет достаточно для внешних пользователей и оно не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Раздел 3. Способы получения  коммерческой тайны.

Получить информацию о деятельности фирмы можно двумя способами: законным и незаконным. Законный способ – это получение информации из средств массовой информации, рекламных  проспектов фирмы, статей о фирме, с выставок, пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересованными лицами. Незаконный способ – это получение информации, не предназначенной для внешних пользователей, без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательства и приводящее к прямым экономическим потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде.

Наиболее ценной в этом плане  является информация, представляющая коммерческую тайну. Она важна, прежде всего, для конкурентов данной фирмы, а также для криминальных структур. Интересно, что в мировой практике в течении последних нескольких десятков лет 80-90% информации, интересующей конкурентов, получается последними из открытых источников – из газет, специальных журналов, на выставках и пр. Для этого многие фирмы даже используют специалистов, изучающих всю открытую информацию, “просеивающих” ее и выбирающих нужные сведения.

Вообще существует большое количество способов получения информации. Так, американский журнал “Chemical engineering” опубликовал такой перечень из 16 источников получения информации:8

сбор информации, содержащейся в  средствах массовой информации, включая  официальные документы, например, судебные отчеты;

использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;

биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и  документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты  и проспекты, брошюры конкурирующих  фирм; отчеты коммивояжеров своей  фирмы;

изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);

замаскированные опросы и “выуживание” информации у служащих конкурирующих  фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);

непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;

беседы о найме на работу со служащими  конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного  человека в свою фирму);

так называемые “ложные” переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;

наем на работу служащего конкурирующей  фирмы для получения требуемой  информации;

подкуп служащего конкурирующей  фирмы или лица, занимающегося  ее снабжением;

использование агента для получения  информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;

подслушивание переговоров, ведущихся  в фирмах-конкурентах;

перехват телеграфных сообщений;

подслушивание телефонных разговоров;

кража чертежей, образцов, документации;

шантаж и вымогательство.

В связи с этим необходимо определить, какая информация должна быть отнесена к коммерческой тайне и требует защиты, каков срок ее “хранения” в качестве тайны, какие ее части наиболее важны. Важность информации определяется ее ценностью для предпринимателя, которая, по мнению ряда специалистов,9 должна включать полезность (создание субъекту выгодных условий для принятия оперативного решения и получения эффективного результата), своевременность, достоверность и полноту.

Прежде чем приступить к определению  информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена по следующим группам:

Высшая степень конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это – угроза высокой степени тяжести, последствия реализации которой могут ликвидировать саму фирму.

Строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать  значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях  и т.п.

Конфиденциальная информация – ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.

Информация ограниченного доступа  – ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое  положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).

Открытая информация. Ее распространение  не представляет угроз экономической  безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать  негативное воздействие на экономическое  положение фирмы.

Каким же образом можно осуществить  разграничение информации открытой и той, которая нуждается в  защите? Для этого следует использовать следующие критерии.

Во-первых, это вероятность угрозы экономической безопасности фирмы. В случае получения этой информации конкурентами фирма понесет экономический ущерб. Так, широко известный напиток “кока-кола” производится на основе секретной формулы, являющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы. В случае разглашения этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности.

Во-вторых, это возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует  определить - существует ли возможность  ее защиты с помощью общих, либо специальных мер защиты.

В-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации. Только в том  случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический ущерб фирме, следует  организовывать ее защиту.

По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:

1. Деловая информация:

сведения о контрагентах;

сведения о конкурентах;

сведения о потребителях;

сведения о деловых переговорах;

коммерческая переписка;

сведения о заключенных и  планируемых контрактах.

2. Научно-техническая информация:

содержание и планы научно-исследовательских  работ;

содержание “ноу-хау”, рационализаторских предложений;

планы внедрения новых технологий и видов продукции;

3. Производственная информация:

технология;

планы выпуска продукции;

объем незавершенного производства и  запасов;

планы инвестиционной деятельности.

4. Организационно-управленческая  информация:

сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;

оригинальные методы организации  управления;

система организации труда.

5. Маркетинговая информация:

рыночная стратегия;

планы рекламной деятельности;

планы обеспечения конкурентных преимуществ  по сравнению с продукцией других фирм;

методы работы на рынках;

планы сбыта продукции;

анализ конкурентоспособности  выпускаемой продукции.

6. Финансовая информация:

планирование прибыли, себестоимости;

ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки;

возможные источники финансирования;

финансовые прогнозы.

7. Информация о персонале фирмы:

личные дела сотрудников;

планы увеличения (сокращения) персонала;

содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.

8. Программное обеспечение:

программы;

пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных  носителях.

Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.

Информация, составляющая коммерческую тайну, может существовать в бумажной форме, на дискетах и лазерных дисках, на “жестком” диске компьютера, в памяти сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Коммерческая тайна