Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Важным условием инновационного развития экономики России является не только признание гражданских прав на коммерческую тайну, но и наличие механизма их надежной гражданско-правовой защиты. Однако анализ законодательства, регулирующего отношения в области коммерческой тайны и секретов производства (ноу-хау), а также практики его исполнения убеждает в том, что реально защитить нарушенные права на коммерческую тайну представляется сегодня весьма проблематично.

Содержание работы

Глава 1. Коммерческая тайна и порядок ее защиты правообладателем
Раздел 1 . Сущность коммерческой тайны
Раздел 2. Понятие коммерческой тайны
Раздел 3. Способы получения коммерческой тайны.
Глава 2. Работа с коммерческой информацией, способы ее защиты.
Раздел 1. Коммерческая тайна и персонал, работа с конфиденциальными документами
Раздел 2. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Защита коммерческой информации
Глава 3. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, органам государственной власти.
Раздел 1. Права органов власти на истребование информации, составляющей коммерческую тайну
Раздел 2. Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну
Раздел 3. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении
Раздел 4. Ответственность за отказ в предоставлении информации
Глава 4. Ответственность за нарушение права на коммерческую тайну
Раздел 1. Уголовная ответственность
Раздел 2. Гражданско-правовая ответственность
Раздел 3. Административная ответственность
Глава 5. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Коммерческая тайна .doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время разрешение вопросов в судебном порядке за рассматриваемое  правонарушение является скорее исключением, чем правилом. Большинство конфликтов между уполномоченными органами и обладателями информации, составляющей коммерческую тайну, удается разрешить на досудебной стадии. В качестве примера можно вспомнить нашумевший конфликт между Управлением специальных технических мероприятий службы криминальной милиции (УСТМ) при ГУВД Самарской области и сотовым оператором ЗАО "Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем" ("СМАРТС").

В марте 2004 г. УСТМ обратилось в управление Федеральной службы по надзору в сфере связи ("Россвязьнадзор") по Самарской области с ходатайством о приостановлении действия лицензии сотового оператора. Помимо ходатайства в "Россвязьнадзор" УСТМ направило жалобу на действия оператора связи в суд, намереваясь подвергнуть ЗАО "СМАРТС" административному наказанию. Причиной обращения послужил отказ сотового оператора выполнить требования УСТМ о предоставлении информации. Самарские милиционеры требовали предоставить так называемый частотно-территориальный план сети. Это список базовых станций оператора с точными координатами, частотами и высотой передатчиков. Такая схема расположения передатчиков позволяет точно определить местоположение абонента. В СМАРТСе объяснили свой отказ тем, что требуемая информация отнесена компанией к категории "коммерческая тайна", а УСТМ при формировании своего запроса нарушило порядок получения информации указанной категории, который определен Федеральным законом "О коммерческой тайне". После серии взаимных консультаций стороны пришли к соглашению, тем более что, как выяснилось, сотрудники УСТМ могут получить интересующую их информацию в региональном отделении Радиочастотного центра (государственный орган, занимающийся выделением радиочастот). После этого ГУВД отозвало свой иск в суд и обращение в "Россвязьнадзор".17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Ответственность за нарушение права на коммерческую тайну

Ответственности за нарушение положений  Закона "О коммерческой тайне" посвящена статья 14 указанного Закона. Согласно этой статье за нарушение  права на коммерческую тайну лицо, совершившее противоправное деяние, может быть привлечено к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. Следует обратить внимание, что по отношению к юридическим лицам можно говорить только о гражданско-правовой ответственности.  
Говоря о возникновении и пределах ответственности за нарушение права на коммерческую тайну, различают четыре ситуации:  
1) лицо получило доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в качестве контрагента по гражданско-правовому договору;  
2) лицо (работник) получило доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель, в рамках заключенного трудового договора;  
3) должностное лицо органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления получило доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, поступившую от ее обладателя в порядке статьи 6 Закона "О коммерческой тайне";  
4) лицо получило доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате своих противозаконных действий.  
Во всех вышеперечисленных случаях нарушение права законного обладателя на коммерческую тайну выражается в ее разглашении третьим лицам или в использовании конфиденциальной информации в личных целях. В настоящей работе особое внимание обращено на взаимоотношения с государством, в связи с чем рассмотрению подлежит только 3 ситуация из предложенных выше.18

 

Раздел 1. Уголовная ответственность

Рассмотрим подробнее статью 183 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую.

Статья 183. Незаконные получение  и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну19 

1. Собирание сведений, составляющих  коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -

наказывается штрафом  в размере до восьмидесяти тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период от одного до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ)

2. Незаконные разглашение или использование  сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ)

3. Те же деяния, причинившие крупный  ущерб или совершенные из корыстной  заинтересованности, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

4. Деяния, предусмотренные частями  второй или третьей настоящей  статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Объективная сторона данного преступления включает незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. Под разглашением сведений следует понимать передачу их хотя бы одному лицу, не допущенному к обладанию тайной, предание сведений огласке.20 Понятие разглашения дается ныне в законе, посвященном охране коммерческой тайны: разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, представляет собой "действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору" (ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Использование сведений, составляющих коммерческую тайну, состоит в распоряжении ими любым способом: в их продаже, обмене на другую информацию или материальные ценности, применении по прямому назначению - для производства каких-либо товаров, корректировки своих действий при заключении договора с владельцем тайны и т.д.

И разглашение, и использование  сведений являются незаконными, если владелец тайны не давал на них согласия, и отсутствовали оговоренные  в законе и других нормативных актах основания для передачи конфиденциальных сведений уполномоченным на то лицам или органам (например, правоохранительным).  

Такие основания предусмотрены  ныне, например, Законом о противодействии  легализации доходов, согласно которому операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, равную или превышающую 600 тыс. рублей, подлежат обязательному контролю. Соответственно, сведения о таких операциях предоставляются в уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 6). 

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК РФ, характеризуется  прямым умыслом. 

Субъект преступления - специальный: лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или по работе. Таким образом, субъект по ч. 2 ст. 183 УК РФ на законном основании допущен к обладанию коммерческой тайной (руководители коммерческой или иной организации, банкиры, работники налоговых органов, правоохранительных, таможенных и иных органов).

Во многих нормативных актах  специально оговаривается обязанность  допущенных к тайне сохранять  ее. 

Так, например, в ст. 17 Закона о кредитных  историях говорится:

"Должностные лица уполномоченного государственного органа не вправе использовать иначе, чем в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и разглашать в какой-либо форме информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую, налоговую тайну бюро кредитных историй, источников формирования кредитных историй, субъектов кредитных историй и показателей кредитных историй".

 

 

 Статья 27 Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг провозглашает: "Составляющие коммерческую тайну сведения, полученные федеральным антимонопольным органом, не подлежат разглашению".

 

 

 В ст. 26 Закона о  банках подчеркивается: "Банк России, организация, осуществляющая функции  по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"*(274), за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом: Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию складов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Норма, предусмотренная в ч. 2 ст. 183 УК РФ, конкурирует с составами  злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ) и злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) как специальная и общие (в зависимости от субъекта) нормы. Применению подлежит специальная норма.  

В ч. 3 ст. 183 УК РФ предусмотрены квалифицирующие  признаки деяний, предусмотренных частями 1 и 2: причинение в результате деяния крупного ущерба или совершение его из корыстной заинтересованности. 

Понятие крупного ущерба дано в примечании к ст. 169 УК РФ; его размер должен превышать  двести пятьдесят тысяч рублей. Преступление в этой форме окончено с момента  наступления указанных последствий.  

Если незаконные разглашение или  использование сведений, составляющих коммерческую тайну, совершаются из корыстной заинтересованности, наличие  крупного ущерба необязательно. Если он фактически имел место, в вину должны вменяться сразу оба квалифицирующих  признака. 

Следует с сожалением отметить, что  редакция ч. 3 ст. 183 УК РФ оставляет желать лучшего. Отсутствие указания на конкретную норму, к которой она относится, неизбежно рождает споры о том, может ли быть эта часть статьи применена к преступлению, сформулированному в части первой. Думается, что предусмотренные ч. 3 статьи крупный ущерб и корыстная заинтересованность являются квалифицирующими признаками только ч. 2. В противном случае это было бы указано в законе, как это сделано в ч. 4 ст. 183 УК РФ.

В то же время при таком толковании закона выявляется значительный законодательный пробел: законодатель не считает преступными разглашение или использование сведений, совершенные лицом, которому они не были доверены и не стали известны по службе или работе. Однако подобные действия явно являются общественно опасными и также могут повлечь причинение крупного ущерба или тяжких последствий (ч. 4 ст. 183 УК РФ). 

Действующая редакция статьи не дает возможности привлечь к уголовной  ответственности лиц, которые не относятся к специальному субъекту, а являются, например, представителями конкурирующего хозяйствующего субъекта, за разглашение, использование или получение сведений, составляющих тайну, не путем их собирания. По части первой статьи, которая как раз предусматривает ответственность для общего субъекта, деяние заключается только в собирании сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконными способами. Собирание в уголовном праве понимается обычно не как разовое действие, а как деятельность, складывающаяся из нескольких действий, объединенных в систему единой целью, которую преследует виновный. Незаконное получение тайны может быть результатом собирания, однако последнего может и не быть. Поэтому понятия "собирание" и "получение" - это понятия, не совпадающие ни по объему, ни по содержанию. Обращает на себя внимание и то, что не соответствует содержанию ст. 183 УК РФ ее название, говорящее как раз о получении сведений, содержащих тайну. 

В ч. 4 ст. 183 УК РФ предусмотрен один особо  квалифицирующий признак для преступлений, указанных в ч. 2 и 3 ст. 183 УК РФ: наступление в результате преступления тяжких последствий.  

К ним следует относить ликвидацию предприятия, что повлекло безработицу  большого количества его бывших работников; прекращение выпуска необходимой для региона продукции; банкротство предприятий или индивидуального предпринимателя; самоубийство обладателя тайны и т.д. 

Обязательным признаком объективной  стороны данного состава является причинная связь между деянием  виновного и наступившими последствиями.21

 

Раздел 2. Гражданско-правовая ответственность  
Гражданско-правовые меры ответственности за нарушение права на коммерческую тайну имеют, пожалуй, наиболее важное значение, так как они в отличие от остальных видов ответственности, предусмотренных Законом, носят не только превентивный (сдерживающий), но и восстановительный характер. Иными словами, их главное значение состоит в том, чтобы лицо, права и законные интересы которого нарушены, имело возможность компенсировать свои материальные потери.  
Статья 139 Гражданского кодекса содержит прямое указание только на один из гражданско-правовых способов защиты права на коммерческую тайну, а именно на возмещение причиненных убытков, но допускает возможность применения и других способов защиты, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными правовыми актами.

Статья 139. Служебная и коммерческая тайна  ГК РФ

1. Информация составляет  служебную или коммерческую тайну  в случае, когда информация имеет  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу  неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. 
2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами. 
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

 Общий, хотя и не исчерпывающий, перечень этих способов содержится в статье 12 Гражданского кодекса:

Защита гражданских  прав осуществляется путем: 
признания права; 
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; 
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; 
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; 
самозащиты права; 
присуждения к исполнению обязанности в натуре; 
возмещения убытков; 
взыскания неустойки; 
компенсации морального вреда; 
прекращения или изменения правоотношения; 
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; 
иными способами, предусмотренными законом.

Информация о работе Коммерческая тайна