Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Важным условием инновационного развития экономики России является не только признание гражданских прав на коммерческую тайну, но и наличие механизма их надежной гражданско-правовой защиты. Однако анализ законодательства, регулирующего отношения в области коммерческой тайны и секретов производства (ноу-хау), а также практики его исполнения убеждает в том, что реально защитить нарушенные права на коммерческую тайну представляется сегодня весьма проблематично.

Содержание работы

Глава 1. Коммерческая тайна и порядок ее защиты правообладателем
Раздел 1 . Сущность коммерческой тайны
Раздел 2. Понятие коммерческой тайны
Раздел 3. Способы получения коммерческой тайны.
Глава 2. Работа с коммерческой информацией, способы ее защиты.
Раздел 1. Коммерческая тайна и персонал, работа с конфиденциальными документами
Раздел 2. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Защита коммерческой информации
Глава 3. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, органам государственной власти.
Раздел 1. Права органов власти на истребование информации, составляющей коммерческую тайну
Раздел 2. Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну
Раздел 3. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении
Раздел 4. Ответственность за отказ в предоставлении информации
Глава 4. Ответственность за нарушение права на коммерческую тайну
Раздел 1. Уголовная ответственность
Раздел 2. Гражданско-правовая ответственность
Раздел 3. Административная ответственность
Глава 5. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Коммерческая тайна .doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

 

Следует учитывать, что правовая природа  нарушенного права и способ нарушения  накладывают определенные ограничения  на их применение - не все они могут быть использованы в сфере обеспечения защиты коммерческой тайны от неправомерных посягательств.  
Если нарушением права на коммерческую тайну  ее  обладателю причинены убытки, лицо, совершившее противоправное деяние, должно эти убытки возместить. Это требование, в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса РФ, распространяется и на должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, в результате действий (бездействия) которых были нарушены законные права и интересы обладателя коммерческой тайны.22

«Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.»

 

 Противоправные действия третьих  лиц могут выражаться в незаконном  получении  информации , составляющей коммерческую тайну,  ее  разглашении или использовании без законных оснований. Напомним, что коммерческая тайна считается полученной незаконно, если получение было осуществлено с умышленным преодолением принятых обладателем коммерческой тайны мер по защите  ее   конфиденциальности , а также если получившее  информацию  лицо знало (или должно было при данных обстоятельствах знать), что полученные сведения составляют коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу информации лицо не имеет на это законных оснований.  
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата и повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Таким образом, закон предусматривает возмещение убытков в полном объеме (за исключением ситуации, когда в качестве виновного лица выступает работник обладателя коммерческой тайны) - компенсации подлежит как реальный ущерб в имуществе потерпевшего, так и упущенная им выгода. Как показывает практика, отрицательные имущественные последствия от разглашения или использования "секрета фирмы" третьими лицами за очень редким исключением выражаются именно в упущенной выгоде (чаще всего это утрата обладателем коммерческой тайны определенных преимуществ перед конкурентами), а не в реальном ущербе. Необходимо также обратить внимание, что применение данного способа защиты права на коммерческую тайну на практике во многом усложняется тем, что потерпевший должен доказать как наличие убытков, так и их размер. Проще всего это сделать, когда правонарушитель незаконно использовал чужой секрет для извлечения доходов. В этом случае, на основании пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ, обладатель коммерческой тайны вправе потребовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.23 
Защита интересов обладателя  информации  может быть осуществлена и другими гражданско-правовыми способами. Выбор того или иного способа зависит от конкретной ситуации. К примеру, иск о признании права на коммерческую тайну может быть подан тогда, когда данное право кем-либо оспаривается. Этот же способ защиты используется и в том случае, когда от обладателя  информации , составляющей коммерческую тайну, без установленных законом оснований кто-либо требует  ее   предоставления . Например, если государственный орган необоснованно относит определенную  информацию  к одной из категорий, которые в соответствии со статьей 5 Закона "О коммерческой тайне" не могут составлять коммерческую тайну.  
В том случае, когда совершенное правонарушение еще не привело к утрате обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, фактической монополии на  нее, защита его интересов возможна путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, и пресечения действий, нарушающих интересы обладателя информации или создающих угрозу их нарушения.  

 Раздел 3. Административная ответственность  
 
Ответственность за административные правонарушения в области информации установлена статьями 13.11 - 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кратко остановимся на тех из них, которые устанавливают ответственность за правонарушения, тем или иным образом нарушающие право обладателя на коммерческую тайну.  
Прежде всего это касается статьи 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая устанавливает ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом. Перечень таких видов информации утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 и включает в себя, в частности, "сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами (коммерческая тайна)". К информации с ограниченным доступом относятся также персональные данные работника, под которыми понимают информацию, необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающуюся конкретного работника. Согласно статье 88 Трудового кодекса РФ работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьим лицам без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом, и сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия. Таким образом, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, а также персональных данных работника квалифицируется по статье 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, по указанной статье будут квалифицироваться и правонарушения, связанные с разглашением профессиональной и служебной тайны.  
Субъектами данного административного правонарушения могут выступать граждане или должностные лица, получившие доступ к указанной информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, допустившие ее разглашение, то есть распространение в устной или иной форме сведений, относимых к такой информации, когда они стали достоянием других лиц.  
Что же грозит правонарушителю, разгласившему коммерческую тайну? Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает санкцию в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Необходимо отметить, что лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях только в том случае, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, не образует состава преступления, предусмотренного статьей 183 Уголовного кодекса РФ, и не влечет уголовную ответственность. Определяющим фактором здесь выступает степень общественной опасности деяния и причинение тяжких последствий. За одно и то же деяние лицо не может быть привлечено к административной и уголовной ответственности (в отличие от мер гражданско-правовой защиты, которые могут сочетаться с другими видами ответственности или применяться самостоятельно).24 
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматриваются судьями. Под рассмотрением дела понимаются процессуальные действия, осуществляемые после составления протокола об административном правонарушении и предшествующие вынесению постановления (решения) о назначении административного наказания. Дела о правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями. В соответствии со статьей 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.  
Следующий состав правонарушения предусмотрен статьей 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за нарушение правил защиты информации. Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Под названную категорию подпадают и сведения, составляющие коммерческую тайну. Ясно, что если система защиты информации в каком-либо государственном органе не соответствует установленным нормативам, это может привести к нарушению права на коммерческую тайну лица, предоставившего свои секреты уполномоченному органу в порядке статьи 6 Закона "О коммерческой тайне". Права и обязанности юридических, физических лиц в области защиты информации, а также защита права на доступ к информации определены соответственно статьями 22 и 24 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". В соответствии со статьей 19 указанного Закона информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Согласно части 1 статьи 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 
Часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну). Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.

Еще один состав правонарушения, косвенно связанный с защитой права на коммерческую тайну, предусмотрен статьей 13.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 13.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматривает руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

 

 

Глава 5. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне»

Появления настоящего закона ожидали  давно. Однако вступление в силу данного  нормативного акта не стало выдающимся событием, так как в целом закон не защищает в должной мере права обладателей коммерческой тайны. Это не удивительно – законопроект был внесен Правительством РФ, общественного обсуждения не проводилось. Отсюда интересы государственных структур были учтены в гораздо большей степени. О серьезности отношения к проблеме коммерческой тайны свидетельствует и объем закона – в нем всего 16 статей. Вряд ли этого достаточно для полноценной регламентации весьма сложного вопроса. Однако обратимся к содержанию закона «О коммерческой тайне» (ниже – закон).

Ст. 1 определяет цель и сферу действия закона. Наиболее важным здесь представляется разграничение понятий коммерческой и государственной тайны, регулируемой особыми положениями. Ст. 5 закона определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. При этом п. 1-10 части первой данной статьи четко определяют соответствующие виды информации (например, о перечне лиц. имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица), а вот п. 11 требует особого внимания. Он не позволяет «засекретить» сведения, «обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами». В этой связи стоит отметить положения ст. 14 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» (граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них), а также ст. 18 Градостроительного кодекса РФ (открытость информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях). 
Ст. 2 Закона определяет систему законодательства о коммерческой тайне. В нее включены Гражданский кодекс (ГК) РФ, данный закон и «другие федеральные законы».

Заметим, что законодатель не признает права приоритета за обладателем  коммерческой тайны. В этом усматривается  значительное отличие от нормативной  регламентации институтов интеллектуальной собственности (изобретения и т.д.). Так, если лицо законным способом получило сведения, составляющие коммерческую тайну иного обладателя, их права защищаются равным образом. Кроме того, не предусмотрено государственной регистрации прав на коммерческую тайну – право на отнесение информации к категории коммерческой тайны принадлежит обладателю такой информации (ст. 4 Закона). 
Сложность нормативной конструкции и неоднозначность толкования ряда терминов (в частности, увеличение доходов при возможных обстоятельствах) дают возможность нарушителям правообладателей оспорить правомерность отнесения информации к разряду коммерческой. И в результате уйти от ответственности. На мой взгляд, следовало бы усилить роль субъективного критерия – мнения обладателя. Ведь только он один может в полной мере оценить как настоящую, так и потенциальную стоимость своей информации.25

Кроме того, для признания своего права на информацию как коммерческую тайну заинтересованное лицо должно ввести в отношении нее режим  коммерческой тайны (ст. 10-12 Закона), т.е. принять меры, предусмотренные ч. 1 ст. 10.

Очень важным представляется содержание ст. 11 Закона, устанавливающее обязанности  работодателя и работника в целях  охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений. При  этом работодатель может требовать возмещения убытков, вызванных разглашением коммерческой тайны, как от работника, так и от лица, прекратившего трудовые отношения. Правда, последние освобождаются от ответственности, если разглашение произошло вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем требования по обеспечению режима коммерческой тайны.

К сожалению, наибольшее внимание в  тексте закона привлекают его дефекты.

Основная идея акта – слабая защищенность правообладателя перед государством. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона, правообладатель по требованию «органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну». Учитывая обилие «иных государственных органов» и их склонность к получению информации о прибыльной хозяйственной деятельности, следует предполагать неизбежность злоупотребления положениями этой нормы. Предвидя нежелание коммерсантов покорно следовать требованиям «иных», законодатель предоставил последним требовать предоставления информации в судебном порядке. А непослушным грозит ст. 15, предусматривающей ответственность за непредоставление затребованной информации.

При детальном изучении положений  закона становится ясным – с момента предоставления коммерческой тайны «иным государственным органам» утечка информации неизбежна. Нормы ст. 13 «Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении» носят чисто декларативный характер и не выдерживают критики. В частности, ими не предусмотрены ограничение доступа к информации внутри получившего ее органа, персонализация ответственности, особенности хранения носителей информации и т.д. По моему мнению правильным бы было ввести прямую ответственность за охрану конфиденциальности сведений руководителя органа, по требованию которого предоставлена коммерческая тайна? В противном случае усматривается полная безответственность. Заметим, что в силу положений ч. 2 ст. 13 «иные» органы, получившие информацию, вправе беспрепятственно передавать ее следующим органам. Которым достаточно лишь оформить «мотивированное требование» в свете положений ч. 1 ст. 6 Закона.

Правда, ч. 3 ст. 14 Закона устанавливает  гражданско-правовую ответственность  «иных государственных органов» перед правообладателями в случае разглашения или незаконного использования коммерческой тайны своими сотрудниками. Однако какова цена этой ответственности? Методики определения убытков довольно сложны для разработки, в настоящее время данным методикам не уделяется должного внимания. Часть первая ст. 14 Закона предусматривает и уголовную ответственность правонарушителей. Согласно положений ст. 183 Уголовного кодекса РФ, карающей за «незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», такое деяние может повлечь лишение свободы на срок до десяти лет. Однако, учитывая оспоримость отнесения информации к разряду коммерческой тайны, многочисленные возможности получения и передачи соответствующих сведений помимо воли обладателя, представляется маловероятным успешное применение на практике уголовных санкций.

В целом Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне» оставляет многие вопросы, касающиеся коммерческой тайны не рассмотренными и неурегулированными. Однако законодатель данный вопрос не оставляет закрытым, ведется работа над устранением пробелов законодательства.

 

Заключение.

Проблема защиты коммерческой информации становится все более актуальной с каждым днем. Понятие коммерческой тайны в законодательстве прописано слабо, а практика ее охраны только зарождается.

Подводя итоги настоящего исследования, следует сделать следующие теоретические  выводы и практические предложения.

Во-первых, коммерческой тайна, являясь одним из важнейших средств обеспечения конкурентоспособности и защиты экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности и представляя собой понятие, исторически сложившиеся в российской правовой доктрине и закрепленное в российском законодательстве, имеет в силу своей оригинальности по сравнению с другими способами защиты необщедоступной (закрытой) информации, а также наличия самостоятельного нормативно-правового регулирования данного института в законодательстве РФ приоритетное значение перед такими часто используемыми в российской и зарубежной деловой практике терминами как ноу-хау, торговые секреты, секреты производства, торговая тайна, производственная тайна и т. п.

Информация о работе Коммерческая тайна