Конституционные гарантии и обеспечение предпринимательской деятельности в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Физическое лицо, действуя на свой страх и риск, пуская свои средства в оборот, выступает как индивидуальный предприниматель. Индивидуальный предприниматель - субъект малого предпринимательства. Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Республики Казахстан. В соответствии со ст. 21 ГК РК способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовые основы предпринимательства в Республике Казахстан
1.1. Понятие и общие признаки субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица…………………………6
1.2. Порядок регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………..16
1.3..Ответственность индивидуальных предпринимателей…………….31
Глава 2. Осуществление и прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности
2.1. Открытие счета индивидуального предпринимательства ………….…40
2.2.Бухгалтерская отчетность индивидуального предпринимательства….45 2.3..Прекращение деятельности индивидуального предпринимательства..47
Глава 3. Конституционные гарантии и обеспечение предпринимательской деятельности в Казахстане
3.1.Конституционные гарантии предпринимательской деятельности…..52
3.2. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности……...…..57
Заключение…………………………………………………………….………61
Список литературы……………………………………………………………64

Файлы: 1 файл

ИП 2007.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

В любом случае имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния (ч.3 ст. 19 ГК РК). Перемена имени гражданином-предпринимателем не затрагивает существа прав и обязанностей, приобретенных им под своим именем. Дополнительно на него возлагаются обязанности:

         -уведомления своих должников  и кредиторов об изменениях  в своем статусе во избежание  возможных неблагоприятных последствий (нарушение условий договора, причинение  убытков);  
        - внесения за свой счет изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.  

Закон защищает неприкосновенность имени гражданина (ч. 5 ст. 19 ГК РК), независимо от форм нарушения:

-вреда, причиненного гражданину  в результате неправомерного  использования его имени;  
      - искажения либо использования имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию.  

Другим обязательным элементом индивидуализации физического лица (гражданина) как субъекта права устанавливается его место жительства. Согласно ст. 20 ГК РК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В отличие от прошлой практики административной регламентации права на проживание (прописка) гражданин вправе сам определять свое место жительства.

Проанализируем правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с п.1 ст.1 закона РСФСР от 22 ноября 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в использовании, в том числе в аренде, пожизненном наследуемом владении или собственности [8].

Данное легальное определение крестьянского (фермерского) хозяйства послужило основанием его отождествления в литературе и арбитражно-судебной практике с юридическим лицом. Характерно, что в арбитражной практике подобное отождествление наблюдалось тогда, когда предметом спора были требования государственных налоговых инспекций об уплате крестьянскими (фермерскими) хозяйствами налогов, подлежащих уплате юридическими лицами, в частности, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и спец. налога, то есть, когда речь шла об обязанностях крестьянского хозяйства. Однако закон предоставляет крестьянским хозяйствам, как видно из определения, возможность пользоваться правами юридического лица, но не возлагать на них соответствующие обязанности.

Поэтому, верно утверждение о том, что «с формальной, юридической точки зрения считать крестьянское хозяйство юридическим лицом и раньше (то есть, до вступления в силу части первой ГК РК.) было нельзя, поскольку закон его таковым прямо не назвал». Подтверждением может служить закрепление в земельном законодательстве прав на землю крестьянского хозяйства за его главой как гражданином.

Ситуация несколько  изменилась после вступления в силу части первой ГК РК, который не только не рассматривал крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве организационно-правовой формы юридических лиц - коммерческих организаций, но и прямо относит данные хозяйства, точнее их глав, по статусу к другой категории субъектов гражданского права - физическим лицам-индивидуальным предпринимателям. Вместе с тем подобные изменения статуса крестьянского хозяйства не могло привести к каким-либо существенным гражданско-правовым последствиям, поскольку согласно п.3 ст.23 ГК РК  к предпринимательской деятельностью главы крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуального предпринимателя применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.

Однако такое изменение правового статуса имеет серьезные налогово-правовые последствия, поскольку налогообложение физических лиц, даже являющихся гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и лиц юридических, особенно коммерческих организаций, существенным образом отличается, причем это различие не в пользу последних. Данное обстоятельство стало реальной основой для споров по поводу статуса крестьянских (фермерских) хозяйств уже после вступления в силу части первой ГК. Краеугольным камнем данных споров выступает вопрос о необходимости перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств в результате принятия ГК РК.

Основываясь на достаточно широкой трактовке ст. 7 Государственного закона от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой ГК РК», которая освобождает крестьянские ( фермерские ) хозяйства от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с приведением в соответствие с нормами части первой ГК , некоторые авторы делают вывод о том, что законодателем «предписывается необходимость изменения организационно- правовой формы крестьянских хозяйств, созданных до введения в действие нового ГК РК» [9]. Но сами авторы задаются вопросом, о каких изменениях идет речь. Представляется, что исходной нормативной базой в данном споре должны быть не косвенные указания  Вводного закона, а прямые предписания самого ГК-п.2 ст.23, согласно которому глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Поскольку ГК не предусматривает возможности регистрации самого хозяйства, следовательно, речь идет о регистрации хозяйства до вступления в силу ГК, то есть на основании закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Таким образом, принимая во внимание, правило об отсутствии у закона обратной силы, следует согласиться с тем, что с 1 января 1995 года все главы крестьянских фермерских хозяйств приобрели статус  индивидуальных предпринимателей со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе налоговыми.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признаётся индивидуальным предпринимателем. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи, либо партнёрами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. В соответствии со статьёй 257 ГК имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В Постановлении Конституционного суда РК от 28 февраля 1996 года указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства и, следовательно, к предпринимательской деятельности последнего применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или сущности правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам [6].

Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе самоуправления, в ведении которого находится данный земельный участок. Специфика вещно-правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства в отличие от остальных предпринимателей заключается, прежде всего, в обособлении имущества главы крестьянского хозяйства, приобретенного и используемого для хозяйства, то есть для предпринимательской деятельности. Данное имущество подчиняется режиму общей совместной собственности (п.2 ст. 257 ГК РК). Остальное имущество главы  крестьянского хозяйства находится только в его собственности. Иные члены крестьянского хозяйства никаким правами в отношении данного имущества не обладают.

 

 

 

 

 

1.2.Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей без образования юридического лица.

 

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении. Если вы решили заняться предпринимательской деятельностью на территории Республики Казахстан, законодательство предоставляет различные возможности для этого, а процедура регистрации бизнеса особых сложностей не составляет. Хотя к некоторым моментам нужно заранее подготовиться. Те сложности, которые иногда возникают на практике, мы постараемся осветить.

        Законодательство РК гарантирует, что любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная законодательством РК, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц РК, за исключением некоторых сфер, которые для иностранных инвестиций ограничены или закрыты. То есть для иностранных инвесторов установлен так называемый национальный режим. С принятием нового Закона РК "Об инвестициях" не делается различий между иностранными инвестициями и вложениями местных инвесторов.

Имеются следующие варианты осуществления предпринимательской деятельности в Казахстане для иностранных инвесторов:

  • иностранное предприятие - юридическое лицо созданное в соответствии с казахстанским законодательством и натерритории Казахстана, полностью принадлежащее иностранному инвестору (учредитель или учредители полностью иностранцы и (или) иностранные юридические лица);
  • совместное предприятие - юридическое лицо, созданное в соответствии с казахстанским законодательством и на территории Казахстана, в котором часть имущества (акций, долей) принадлежит иностранному гражданину (гражданам) и (или) иностранному юридическому лицу (юридическим лицам), а часть казахстанскому гражданину (гражданам) и (или) юридическому лицу (юридическим лицам);
  • филиал или представительство иностранного юридического лица - обособленное структурное подразделение иностранной организации, находящееся на территории Казахстана;
  •   индивидуальный предприниматель.

Впрочем, предприятию, зарегистрированному на территории другого государства, также не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью на территории Казахстана. В этом случае оно должно встать на налоговый учет по месту осуществления деятельности, постоянного учреждения или имущества. Налоговое законодательство РК оперирует такими понятиями как "резидент" и "нерезидент", которые мы также должны затронуть. Если кратко, то резидент - это физическое лицо (гражданин), постоянно пребывающее в Республике Казахстан, или центр жизненных интересов которого находится в Республике Казахстан. Центр жизненных интересов применительно к иностранцам рассматривается как находящийся в Казахстане при одновременном выполнении следующих условий:

  • иностранец имеет вид на жительство;
  • семья и (или) его близкие родственники проживают в Казахстане;
  • наличие в Казахстане недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях иностранцу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.

Юридические лица признаются резидентами РК, если они созданы в соответствии с законодательством РК, и (или) их место эффективного управления (фактические органы управления) находится в РК. Не подходящие под эти признаки юридические и физические иностранные лица признаются нерезидентами. Иностранное предприятие и совместное предприятие - это две разновидности предприятия с иностранным участием. Регистрация предприятий с иностранным участием, а также филиалов и представительств иностранных юридических лиц обычно особых проблем не вызывают. Порядок государственной регистрации - такой же, как и для казахстанских юридических лиц, за небольшими исключениями.

Кроме документов, предусмотренных законодательством для регистрации казахстанских юридических лиц, потребуется представление в орган юстиции следующего:

  • для иностранного юридического лица - документ, удостоверяющий, что данный субъект является юридическим лицом по законодательству своей страны, с нотариально заверенным переводом на казахский и русский язык (обычно это - свидетельство о государственной регистрации и устав);
  • для иностранного гражданина - ксерокопия паспорта, с нотариально заверенным переводом на казахский и русский язык.

Истребование других документов Законом "О государственной регистрации юридических лиц" не предусмотрено, но некоторые чиновники на местах пытаются проявить самодеятельность. Бывают случаи требования въездных виз в паспортах. Данное требование совершенно незаконно. Иностранцу необязательно даже въезжать в Казахстан, чтобы зарегистрировать предприятие. Это можно сделать через представителя. Еще одна сложность может возникнуть при регистрации юридического лица, учредителем которого (одним из учредителей) выступает иностранное юридическое лицо. Закон РК "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривает в этом случае предоставление в орган юстиции справки налогового комитета о наличии или отсутствии задолженности по платежам в бюджет. Причем в бюджет казахстанский. И управления юстиции, ссылаясь на эту норму требуют такую справку от иностранных юридических лиц, которые никаких взаимоотношений с казахстанским бюджетом приобрести еще не успели. Здесь возможны варианты из-за противоречащих друг - другу ведомственных актов Комитета регистрационной службы и Министерства государственных доходов и отсутствия единообразной практики в регионах. Территориальный налоговый комитет выдаст такую справку, предварительно поставив иностранное юридическое лицо на учет либо получив ответы на запросы у территориальных налоговых органов по электронной связи. Проблема в том, что некоторые налоговые комитеты просто отказывают в выдаче подобных справок, ссылаясь на самые различные причины.

Информация о работе Конституционные гарантии и обеспечение предпринимательской деятельности в Казахстане