Конституционные гарантии и обеспечение предпринимательской деятельности в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Физическое лицо, действуя на свой страх и риск, пуская свои средства в оборот, выступает как индивидуальный предприниматель. Индивидуальный предприниматель - субъект малого предпринимательства. Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Республики Казахстан. В соответствии со ст. 21 ГК РК способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовые основы предпринимательства в Республике Казахстан
1.1. Понятие и общие признаки субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица…………………………6
1.2. Порядок регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………..16
1.3..Ответственность индивидуальных предпринимателей…………….31
Глава 2. Осуществление и прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности
2.1. Открытие счета индивидуального предпринимательства ………….…40
2.2.Бухгалтерская отчетность индивидуального предпринимательства….45 2.3..Прекращение деятельности индивидуального предпринимательства..47
Глава 3. Конституционные гарантии и обеспечение предпринимательской деятельности в Казахстане
3.1.Конституционные гарантии предпринимательской деятельности…..52
3.2. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности……...…..57
Заключение…………………………………………………………….………61
Список литературы……………………………………………………………64

Файлы: 1 файл

ИП 2007.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Лицензия подписывается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, и заверяется печатью этого органа. Если лицензия выдана органами исполнительной власти субъектов Республики Казахстан, то она дает предпринимателям право осуществлять свою деятельность на территории других субъектов РК, но при условии регистрации лицензии органами исполнительной власти, соответствующих субъектов РК. Такая регистрация должна производиться в течение 30-дней. После предъявления лицензиатом оригинала лицензии. Предприниматель должен быть готов к тому, что указанные в лицензии данные, а также условия осуществления существующего вида деятельности и меры безопасности могут подвергаться проверке. После регистрации в лицензии делается соответствующая отметка, означающая, что данная лицензия занесена в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности вправе аннулировать выданную лицензию, либо приостановить её действие. Происходит это в следующих случаях:

  • по соответствующему заявлению владельца лицензии;
  • при обнаружении недостоверных данных в документах, которые были представлены для получения лицензии;
  • если лицензиат нарушил условия данной лицензии;
  • при невыполнении лицензиатом предписаний и распоряжений государственных органов или приостановлении ими деятельности физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законами РК;
    • прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

В трехдневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или её аннулирования лицензирующий орган обязан в письменном виде проинформировать о своем решении лицензиата и органы государственной налоговой службы РК.

Если обстоятельства навлекшие приостановление лицензии изменились, то её действие может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной, когда орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности примет соответствующее решение, о котором в трехдневный срок должен быть поставлен в известность лицензиат. А также органы налоговой службы РК.

Важно иметь в виду, что приостановить действия лицензии могут и другие государственные органы, которым предоставлено такое право, действующим законодательством РК. Так, органы исполнительной власти субъектов РК, могут приостановить на своей территории действие лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов РК, в следующих случаях:

  • если лицензия не зарегистрирована на данной территории;
  • если лицензиат не выполняет требования, установленные в соответствии с действующим законодательством РК, для осуществления существующего вида деятельности на данной территории.

В трехдневный срок со дня принятия решения о приостановлении лицензии органы исполнительной власти субъектов РК должны письменно проинформировать о своем решении орган исполнительной власти субъекта РК, который выдал эту лицензию, органы государственной налоговой службы РК и лицензиата. Орган, выдающий данную лицензию, вправе её аннулировать.

Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Лицензирующие органы обязаны вести реестры выданных, приостановленных, зарегистрированных и аннулированных лицензий. Руководители и должностные лица этих органов несут личную ответственность за нарушение или ненадлежащее использование установленного правительством РК порядка ведения лицензионной деятельности.

В том случае, когда предпринимателя не устраивает решения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, он вправе обжаловать это решение в судебные органы.

Бланки лицензий являются бланками строгой отчетности, имеют учетную серию, номер и степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя. Рассмотрение заявления и выдача лицензии оплачивается предпринимателем. Размер оплаты определяется исходя из соответствующих затрат лицензирующего органа. Кроме того, предприниматель оплачивает расходы на проведение экспертизы.

Все виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с Законом РК от 25.09.08 № 158 (в ред. от 29.12.2000) «О лицензировании отдельных видов деятельности», указаны в ст.17 этого закона. Перечень государственных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден Постановлением Правительства РК от 11.04.2000 №326 (в ред. от 17.11.2000). Свыше срока государственных органов исполнительной власти (комитеты, министерства, федеральные службы и др.) уполномоченные осуществлять  лицензирование различных видов деятельности. Кроме того, ещё около 20 видов деятельности подлежат лицензирования органов исполнительной власти субъектов РК. Лицензии, выданные ранее, действительны до истечения указанных в них срока действия. Особый порядок лицензирования отдельных видов деятельности, среди которых аудиторская, страховая, банковская, розничная торговля подакцизными товарами и др., установлен законами и указами президента [11].

 

 

 

 

1.3. Ответственность индивидуальных предпринимателей.

 

Новеллой части первой ГК РК стало закрепление в п.3 ст. 401 правила о повышенной ответственности за нарушение обязательств лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Как видно из анализа данной нормы, ответственность наступает независимо от вины предпринимателя  и ограничена лишь пределами непреодолимой силы. Иными словами, лицо отвечает за последствия случайного нарушения условий обязательства.

Законодатель предоставил сторонам обязательства право изменять пределы ответственности. Следует отметить, что институт общей гражданско-правовой ответственности отличается высокой степенью научной разработки.

Науке гражданского права также известно определение юридической ответственности как «регулируемой правом обязанности дать отчет в своих действиях», а также как «ответственность за прошлое поведение, вступившее в противоречие с нормами права». Таким образом, договорную  гражданско-правовую ответственность можно определить как установленные законом или договором неблагоприятные последствия неправомерного поведения несправной стороны в обязательстве, выражающиеся в лишениях имущественного характера либо в принудительном исполнении первоначальной обязанности.

В литературе выделяют от двух до четырех основных целей применения мер ответственности. Как правило, это функции восстановления нарушенных гражданских прав (компенсационная) и предупреждения (воспитания) нарушителя, которая выражается в государственно-властном осуждении поведения нарушителя. Некоторые ученые дополнительно выделяют функцию стимулирования надлежащего поведения (определенного поведения в будущем) и сигнализационную (информационную) функцию, а также функции содействия в преодолении имущественных последствий противоправного поведения, охраны правопорядка. Е.А. Суханов дополнительно называет штрафную (карательную) функцию, реализуемую в отношении правонарушителей [8].

Очевидно, что в каждом конкретном случае все функции могут не реализовываться, однако их совокупность позволяет сформировать целостное представление об общей целевой направленности гражданско-правовой ответственности. Несомненно, основным содержанием гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства за нарушение обязательства выступают действия должника по компенсации имущественных потерь кредитора - в этом проявляется общая целевая направленность данного института  гражданского права. Именно названную функцию гражданско-правовой ответственности следует признать  основной (генеральной).

Используя метод соотнесения выделяемых в науке гражданского функции (целей) гражданско-правовой ответственности с нормами действующего законодательства, можно прийти  к выводу о существовании как минимум двух из них.

Существование первой функции, так называемой штрафной, подтверждается наличием в гражданском праве штрафной неустойки, а также возможностью взыскания исключительной неустойки в случае превышения её размеров над размерами убытков контрагентов неисправной стороны (п.1 ст.394).

Вторая функция стимулирующая: данную функцию выполняют все меры ответственности, однако наиболее она проявляется в начислении и взыскании законной либо договорной неустойки, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, применяемых при длящемся правонарушении. В данном случае неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами, рассчитываемые по принципу непрерывно текущих, начисляемых за все время нарушения, нарастая, должны под страхом невыгодных последствий побуждать должника к надлежащему исполнения обязанности либо к оперативному устранению допущенных нарушений.

Выделяемая в литературе функция охраны правопорядка (например, ст.169 ГК РК «Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности») не может быть признана даже факультативной целью гражданской ответственности, поскольку является проявлением публично-правового начала и, в свою очередь, реализуется в нетипичном правоотношении, которое носит публично-правовой характер и не обладает признаками гражданско-правовой ответственности.

Перечисленные функции можно с определенной долей условности назвать специальными в силу того, что не  каждая из них реализуется при возложении конкретной меры ответственности. Вообще можно говорить о том, что государство осуждает действия неисправной стороны в обязательстве. Данная функция, назовем её сопутствующей, практически растворяется как в главной (компенсационной) функции, так и в специальных, но её вычленение необходимо для выявления сути ответственности. Функцию осуждения государством какого-либо поведения можно рассматривать как публично-правовую, не имеющую отношения к взаимоотношениям равных, независимых субъектов гражданского оборота. Однако в силу того, что в реализации гражданско-правовой ответственности государство участвует в том смысле, что оно обеспечивает возможность принудительного исполнения санкции правовой нормы, сущность ответственности некоторым образом оказывается обусловленной этим фактом, приобретая некую публично-правовую окраску, что соответственно влияет на специфику достигаемых при реализации ответственности целей.

Предоставление юрисдикционными органами государства защиты исправной стороне обязательства приводит к тому, что государство как аппарат принуждения встает на сторону одного из равноправных участников гражданского оборота, тем самым недвусмысленно демонстрируя свое отношение к неисправной стороне. Неправомерное поведение должника не может восприниматься со стороны государства как нормальное, а, следовательно, подлежит осуждению.

 В силу специфики  гражданско-правовой ответственности - её имущественной (компенсационной) направленности сопутствующая функция  тесно связана как с генеральной (компенсационной) функцией, так и со специальными, однако она не может реализовываться самостоятельно.

Таким образом, если признавать принудительные меры, применяемые к лицу, не виновному в нарушении обязательства, мерами ответственности, необходимо, чтобы подлежали реализации наравне с генеральной либо одна и более специальные функции, а также обязательно сопутствующая функция.

Соответственно если должник не исполнил обязательство в силу препятствия непредвидимого и непредотвратимого при применении обязательной для должника заботливости и осмотрительности, можно ли говорить о наличии каких-либо оснований для соответствующего осуждения его поведения государством? Считается, что нет. Значит, возложение на неисправную, но не виновную сторону каких-либо неблагоприятных последствий, обусловленных неисполнением либо ненадлежащим исполнением ею обязательства, не является мерой гражданско-правовой ответственности.

Ответственность- это особая обязанность, установленная в виде общего правила в законе, суть которой сводима к восстановлению предпринимателем имущественной сферы кредитора при случайном нарушении условий обязательства. При добровольной компенсации предпринимателем имущественной сферы кредитора, возникающие правоотношения нельзя отнести к категории охранительных.

Что же послужило основанием возложения на предпринимателя подобной обязанности? Понятие предпринимательской деятельности легально сформулировано в п.1 ст.2 ГК РК. В соответствии с данной нормой предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематической получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Из всех признаков предпринимательской деятельности риск как её неотъемлемый атрибут представляет собой наиболее непонятное явление, значительно отличающее данный род деятельности от какой –либо иной.

Информация о работе Конституционные гарантии и обеспечение предпринимательской деятельности в Казахстане