Корпоративное управление в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Корпорация - это важнейший институт современной экономики. Процесс интеграции белорусских корпораций в мировое экономическое сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления.
Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:
повышения конкурентоспособности корпорации на мировом рынке;
обеспечение инвестиционной привлекательности;
создание эффективного механизма управления собственностью;
соблюдение баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц;
разделение функций владения и управления в крупных организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

.1 Англо-американская модель корпоративного управления

.2 Немецкая модель корпоративного управления

.3 Японская модель корпоративного управления

.4 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления

ГЛАВА 3. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОАО «БАТЭ»

.1 История корпоративного управления в Беларуси

.2 Организация корпоративного управления в ОАО «БАТЭ»

.3 Проблемы корпоративного управления

.4 Рекомендации для обеспечения корпоративной безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая Корпоративное управление.docx

— 54.27 Кб (Скачать файл)

Подобно корпорациям в немецкой модели ОАО «БАТЭ» подвластно действующему законодательству (Закон Республики Беларусь № 2020-XII от 9 декабря 1992 года "Об акционерных обществах, обществах  с ограниченной ответственностью и  обществах с дополнительной ответственностью").

Как и в англо-американской модели ОАО «БАТЭ» имеет трех ключевых участников: общее собрание акционеров, наблюдательный совет и генеральный директор. В этом есть и небольшое отличие  от упомянутой модели, так как в  ней третьим звеном являются управляющие.

Подобно акционерам корпораций в англо-американской и японской моделях акционеры  ОАО «БАТЭ» имеют право на участие  в Общем собрании акционеров как  лично, так и через своего представителя. Передача прав (полномочий) представителю  акционера осуществляется путем  выдачи доверенности.

Как и во всех рассмотренных моделях, в ОАО «БАТЭ» присутствует возможность  со стороны акционеров вносить вопросы  в повестку дня Годового общего собрания акционеров. Это считается возможным  при наличии у акционера двух и более процентов голосующих акций.

Основными вопросами, которые требуют  одобрения акционеров, в ОАО «БАТЭ» являются: избрание членов наблюдательного  совета; утверждение аудитора Общества; избрание членов Ревизионной комиссии; утверждение годового отчета, годовой  бухгалтерской отчетности, а также  распределение прибыли, в том  числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков Общества по результатам  финансового года. Еще одним важным вопросом, выносимым на собрание акционеров, является избрание генерального директора. Эти же вопросы свойственны для  англо-американской и японской моделей.

В ОАО «БАТЭ» не предусмотрено никаких  ограничений в отношении того, кто может входить в наблюдательный совет, в связи с чем можно  делать вывод о том, что в составе  его могут находиться как инсайдеры (то есть лица, работающие в корпорации), так и аутсайдеры (лица, не связанные  с корпорацией и управлением  ею напрямую). Это опять же признак англо-американской модели корпоративного управления.

В общем можно сказать, что ОАО  «БАТЭ» развивается, используя в  своей деятельности черты англо-американской модели управления в большей степени, чем каких-либо других моделей. Чуть меньше признаков сходства обнаружено с японской моделью управления корпорациями. И в наименьшей степени на деятельность ОАО «БАТЭ» оказывает влиянии  немецкая модель. Общее собрание акционеров вправе принять решение о невыплате  дивидендов по обыкновенным акциям, а  также о невыплате или выплате  дивидендов в неполном размере по привилегированным акциям. И в  уставе также не определены причины  возможных невыплат. Все это составляет существенное отличие используемой на ОАО «БАТЭ» системы управления от применяемой в США.

3.3 Проблемы корпоративного управления

После продажи крупных пакетов  акций частным инвесторам в ОАО, созданных путем преобразования государственных предприятий, потребуется  постановка современной эффективной  системы корпоративного управления.

Новый этап широкомасштабной приватизации, а также отмена моратория на продажу  физическими лицами акций ОАО, приобретенных  в ходе льготной приватизации, приводят к серьезным изменениям в хозяйственной  жизни Беларуси. В связи с этим основным владельцам бизнеса (крупнейшим акционерам) предстоит разработать  и принять эксклюзивные уставы, ориентированные  на их интересы, выстроить систему  взаимоотношений между различными органами управления ОАО, провести реструктуризацию бизнесов (и, как следствие, организовать управление в группе компаний). Необходимо также разработать систему корпоративной  безопасности, направленную на минимизацию  внутренних конфликтов и снижение рисков внешних агрессивных захватов.

Особое значение оптимизация корпоративного управления приобретает в условиях финансового кризиса. Во-первых, она  позволяет снизить издержки за счет устранения дублирующих функций  в различных составных частях бизнеса. Во-вторых, выделение отдельных  подразделений в самостоятельные бизнес-единицы устраняет иждивенчество в крупных компаниях и нацеливает всех работников на конечный результат. И в-третьих, выстраивание «корпоративного частокола» уменьшает риски потери собственности в результате рейдерских захватов.

Российский опыт доказывает, что  решить эти задачи не в состоянии  ни заводские юристы, ни сотрудники кадровых служб, ни адвокаты, специализирующиеся на хозяйственных спорах. Необходимо формировать новый класс специалистов - профессиональных корпоративных управляющих, или «корпоративщиков». В крупных компаниях, особенно построенных по принципу холдинга, целесообразно создать отделы или департаменты корпоративного управления. В российских холдингах, как правило, корпоративное управление курирует лицо в ранге заместителя генерального директора. В компаниях среднего масштаба «корпоративщик» может занимать должность корпоративного секретаря (секретаря совета директоров). Небольшие компании, скорее всего, будут пользоваться услугами специализированных юридических консультаций или консалтинговых фирм. Возникает закономерный вопрос: где найти столько специалистов по корпоративному управлению?

В белорусских вузах (как, впрочем, и в российских) специализации  «Корпоративное управление» нет  ни на юридических, ни на экономических, ни на финансовых факультетах.

В России образовавшийся вакуум заполняют  многочисленные бизнес-школы. По проблемам корпоративного управления проводятся краткосрочные семинары, во многих школах курс «Корпоративное управление» включен в программу МВА (Master of Business Administration).

В Беларуси ситуация иная. Ни в одной  бизнес-школе нет специализации «Корпоративное управление». Даже в таких признанных центрах по подготовке бизнесменов, как Бизнес-школа ИПМ и Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, курс «Корпоративное управление» не включен в программу МВА, в том числе и в программу Executive MBA, рассчитанную на подготовку топ-менеджеров и собственников бизнеса. Не проводятся и специальные семинары по различным аспектам корпоративного управления.

Возможно, в ближайшее время  ситуация изменится. Спрос на рынке  труда подтолкнет образовательные  учреждения к подготовке профессионалов этого профиля. Чтобы вовремя  отреагировать на спрос, выработать единые подходы к обучению специалистов по корпоративному управлению, разработать  образовательные стандарты, бизнес-школам прежде предстоит найти ответы на три основных вопроса:

. Специалисты -«корпоративщики» - это управленцы (менеджеры) или юристы? Что должно преобладать в учебных программах по корпоративному управлению: корпоративный менеджмент, корпоративное право или что-то иное?

. При разработке корпоративного  законодательства и законодательства  о рынке ценных бумаг в Беларуси (как и в России) была взята  за основу англо-американская  система корпоративного управления. Можно ли при подготовке белорусских  учебников по корпоративному  управлению использовать структуру  и идеологию аналогичных американских  или канадских учебников?

. Следует ли корпоративное управление  понимать буквально: как управление  акционерными обществами? Или необходимо  трактовать его расширительно:  как управление любыми фирмами  с объединенным капиталом, и,  следовательно, изучать особенности  управления, например, обществами с  ограниченной ответственностью?

Если взять любой заокеанский  учебник по корпоративному управлению, легко убедиться, что львиную  долю там занимают вопросы организации  работы советов директоров и взаимоотношений  между рядовыми акционерами, членами  совета и наемными менеджерами. И  в России, и в Беларуси, в силу особенностей проведения приватизации, создано много ОАО. Однако, будучи по форме открытыми, по сути своей  эти АО публичными не являются. Большинство  из них не привлекают, и не будут  привлекать в обозримом будущем, инвестиции методами фондового рынка, т.е. путем публичного размещения ценных бумаг. Тем более что в современной  ситуации доверие к рынку ценных бумаг у населения сильно подорвано  кризисом.

Во многих российских ОАО основные пакеты акций сконцентрированы в  руках высшего менеджмента, а  огромное количество мелких акционеров являются «бесплатным приложением» и никакого влияния на процесс  управления не оказывают. Вероятнее  всего аналогичная ситуация сложится и в Беларуси. Более того, неизбежное уменьшение покупательной способности  населения в условиях финансового  кризиса приведет к продаже рядовыми акционерами своих акций и  к еще большей их концентрации в руках крупных собственников.

Очевидно, основные владельцы ОАО  охотно сменили бы тип (на ЗАО) или  реорганизовались бы в ООО. Им мешает это сделать большое количество акционеров (более 50). В таких ОАО совет директоров представляет собой некий симбиоз общего собрания акционеров и правления, поскольку в него входят крупнейшие акционеры, владеющие вместе контрольным пакетом акций (а зачастую и квалифицированным большинством голосов***) и занимающие руководящие должности в ОАО. Корпоративное управление в таких акционерных обществах существенно отличается от классического корпоративного управления, принципы которого изложены в иностранных учебниках. «Классика» применима в России лишь в полутора десятках крупнейших ОАО, таких, как Газпром, Сбербанк, Лукойл и др. Не приходится сомневаться, что и в Беларуси образуется лишь небольшое количество «голубых фишек», управляемых по западному стандарту.

Корпорация в переводе с английского - это акционерное общество. Именно поэтому многие специалисты толкуют  корпоративное управление буквально - как управление акционерными обществами. Убеждена, что это неверно - под корпоративным управлением следует понимать управление любыми фирмами с объединенным капиталом.

В большинстве стран с рыночной экономикой малый и средний бизнес существует в виде обществ с ограниченной ответственностью. Не являются исключением  Россия и Беларусь. По количеству зарегистрированных юридических лиц ООО почти  во всех странах является преобладающей  организационно-правовой формой, а  в странах Западной Европы ООО преобладает и в создаваемом ВВП. Если в России будут реализованы реформы, о которых говорят в Государственной Думе и Правительстве, и открытыми АО останутся лишь те, которые действительно являются публичными по своей сути, то ООО и в России может стать преобладающей формой по доле в создаваемом ВВП. После завершения широкомасштабной приватизации корпоративное право и управление в Беларуси будут развиваться по аналогичному сценарию.

Не следует забывать, что во многих странах форма ООО активно используется также при создании холдинговых структур и организации управления в группе компаний. В виде ООО создаются управляющие компании, происходит выделение отдельных подразделений компаний в самостоятельные бизнес-единицы, осуществляется много других структурных изменений. Финансовый кризис ускорит эти процессы.

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Рекомендации для обеспечения  корпоративной безопасности

 

В странах с переходной экономикой на этапе формирования крупного и  среднего частного капитала одним из видов самого доходного бизнеса  становится рейдерство. Как только часть государственной собственности в процессе приватизации переходит в частные руки, появляются лица, желающие эту собственность переделить. Едва ли Беларусь будет исключением.

В Российской Федерации опыт разработки и внедрения превентивных мер накоплен многими фирмами, специализирующимися на услугах по организации корпоративного управления и обеспечению корпоративной безопасности. В Республике Беларусь эти вопросы приобретают особо важное значение в настоящий момент, в преддверии очередного этапа широкомасштабной приватизации.

На мой взгляд, сложнее всего  и организационно, и юридически (и, замечу, гораздо затратнее по финансам) пытаться отбиться от рейдера, когда атака уже началась. Поскольку любой рентабельный бизнес может быть объектом рейдерской атаки, для обеспечения корпоративной безопасности нужно проводить определённые профилактические мероприятия - превентивные меры. Хочу порекомендовать комплекс таких мероприятий, который включает в себя три этапа:

. Проведение корпоративного аудита (его ещё называют аудитом корпоративного  управления) с целью выявления  «узких мест» в конструкции АО или ООО. Рейдер, как правило, выискивает у своей жертвы слабые места, и именно в эти места направляется его атака. Как врач, прежде чем назначить лечение, отправляет больного на анализы, так и в корпоративном управлении, прежде чем проводить мероприятия, направленные против возможного захвата бизнеса, необходимо выявить в этом бизнесе слабые стороны.

. После того, как проведён корпоративный  аудит, обсуждены с главными  акционерами (участниками) его результаты, намечены пути устранения имеющихся недостатков, целесообразно разработать и принять так называемый «защитный» вариант устава общества, который минимизирует возможности внешнего агрессивного захвата. Защитный вариант устава - это своеобразный правовой частокол, который выстраивается вокруг предприятия, и через который рейдеру пробиться гораздо сложнее.

. Третий этап - это «цементирование»  консолидированного контрольного  пакета акций (если таковой  в акционерном обществе имеется). Надо сделать так, чтобы контрольный  пакет акций, принадлежащий нескольким  лицам (контролирующей группе  акционеров) рейдеру сложно было  разорвать и захватить по частям.

Военные говорят: «Предупреждён - значит вооружён!». Даже краткий анализ доказывает, что к грядущим переменам в  хозяйственной жизни надо тщательно  готовиться. Все мы, к сожалению, учимся на своих ошибках, но лучше, всё-таки, пытаться учиться на чужих. У белорусских  предпринимателей есть прекрасная возможность  учесть те промахи, которые были допущены российским бизнесом в процессе приватизации и первоначального накопления капитала.

Приобретение крупных пакетов  акций приватизируемых предприятий  должно сразу сопровождаться постановкой  грамотного корпоративного управления в компании. Не стоит дожидаться, пока потери от нерационального управления бизнесом или от передела собственности  составят миллионы долларов.

Информация о работе Корпоративное управление в зарубежных странах