Курс лекций по дисциплине "Предпринимательство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:03, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Предпринимательство".

Файлы: 1 файл

Организация предпринимательства и коммерческой деятельности_ЛЕКЦИИ.doc

— 928.00 Кб (Скачать файл)

Каков фирменный стиль рекламы продукции вашей фирмы?

При формировании общественного мнения необходимо ответить на вопросы:

Следует ли фирме создавать подразделение по связям с общественностью?

Целесообразна ли организация встреч с общественностью и представителями СМИ?

На все перечисленные в данном разделе бизнес-плана вопросы желательно дать обоснованные и объективные ответы, которые должны быть подкреплены экономическими расчетами. Одновременно целесообразно решить вопрос о создании службы маркетинга (менеджера по маркетинговой деятельности).

План производства

Очень важно в этом разделе привести схему производственных потоков. На ней должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут использоваться для изготовления продукции, как и куда эта продукция будет поставляться.

В этой части плана должны быть даны ответы на следующие вопросы:

Каким должен быть общий подход к производству?

Какие источники сырья предполагается использовать?

Какие технологические процессы будут применяться при изготовлении продукта или производстве услуги?

Каковы требования в отношении трудовых ресурсов?

Какими будут взаимоотношения с поставщиками и потребителями?

Некоторые проблемы, которые необходимо изложить в плане производства.

1. Разработка продукта.

2. Изготовление.

3. Внешние воздействия.

Организационный план

В данном разделе бизнес-плана целесообразно дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, показать организационную структуру предприятия:

а) организационная схема управления;

б) если будут подразделения, то указать их состав и функции;

в) порядок координации деятельности и взаимосвязь между ними и другие вопросы организации.

Риски в деятельности

В этом разделе необходимо изложить вопросы о возникновении предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы их возникновения, последствия рисков и рассмотреть пути (методы) их предупреждения и минимизации.

Финансовый план

Данный раздел бизнес-плана является заключительным и представляет собой обобщающий результат деятельности предприятия.

Характеристика содержания отдельных подразделов финансового плана.

I. Прогноз объемов реализации.

П. План поступлений и выплат.

III. План доходов и расходов.

IV. Сводный баланс активов  и пассивов предприятия.

V. Расчет точки безубыточности.

VI. Стратегия финансирования.

Приложения к бизнес-плану

Наиболее распространенные документы, входящие в приложения:

–  технические данные о продукции;

–  анкеты руководящих работников;

–  организационная и другие схемы;

–  результаты аудиторских проверок;

–  мнения консультантов и экспертов.

Лекция 8. Финансовое обеспечение деятельности предпринимательской организации

Выбор источников финансирования

При выборе источников финансирования предприятия необходимо решить пять основных задач:

1) определить потребности в кратко- и долгосрочном капитале;

2) выявить возможные изменения  в составе активов и капитала  в целях определения их оптимальной  структуры;

3) обеспечить постоянную  платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;

4) с максимальной прибылью использовать собственные и заемные средства;

5) снизить расходы на  финансирование хозяйственной деятельности.

Источники финансирования предприятия делят на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный капитал). Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств и прежде всего – чистой прибыли и амортизационных отчислений.

Внутренние источники финансирования деятельности предприятия

Основными внутренними источниками финансирования деятельности предпринимательских организаций являются прибыль и амортизационные отчисления.

Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости организации. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части прибыли. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной фирмой прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а соответственно, и рыночная стоимость фирмы в целом, определяемая при ее продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

Важную роль в составе внутренних источников финансирования играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов и являются внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства. Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Основные формы внешнего финансирования предпринимательской деятельности

Эмиссия ценных бумаг

Целью эмиссии ценных бумаг является привлечение необходимого объема денежных средств в минимально возможные сроки.

Привлечение банковских кредитов

Кредитование представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности. Оно осуществляется на основе установления финансовых взаимоотношений между предприятием и кредитной организацией путем заключения между ними соответствующих договоров.

Кредитование предприятий осуществляется на основании принципов, основные из которых отображены на рис. 11.1.

  1. Принципы, на которых базируется банковское кредитование

Основные виды банковского кредита

На основании указанного в кредитном договоре срока погашения кредита выделяют: онкольные кредиты; краткосрочные кредиты; среднесрочные кредиты; долгосрочные кредиты.

  1. Классификация основных видов банковских кредитов

Заключение организацией кредитного договора с банками

Кредитный договор заключается только в письменной форме и предусматривает обязательное наличие следующих разделов:

1) наименование сторон, участвующих  в договоре, краткое изложение  предмета договора;

2) обязанности сторон  банка, заемщика;

3) ответственность сторон  за выполнение своих обязательств;

4) особые условия, характерные  только для данного договора;

5) условия изменения договора;

6) подписи, печати, юридические  адреса сторон с указанием  счетов.

  1. Основные условия кредитного договора

Коммерческое кредитование организаций

В процессе предпринимательской деятельности организации осуществляют взаимное кредитование. Происходит это в связи с разницей во времени между отгрузкой продукции, товаров, выполнением работ, оказанием услуг и их фактической оплатой. Поэтому в денежном обороте предприятий наряду с кредитами банков присутствуют средства и других кредиторов, в том числе предприятий-поставщиков, постоянных деловых партнеров по коммерческим сделкам.

  1. Основные виды коммерческого кредита

Факторинг как форма финансирования

Одним из методов финансирования предпринимательской деятельности являются факторинговые операции – разновидность торгово-комиссионной операции. Факторинг – переуступка банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых требований (дебиторской задолженности), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.

Лизинговые операции

Лизинг является эффективной формой финансирования расходов на приобретение основных средств. Лизинговая деятельность – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Лизинг – совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Финансирование организаций путем предоставления бюджетного кредита

Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита – предварительная проверка финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

Безналичные расчеты, осуществляемые предпринимательскими организациями

Сущность безналичных расчетов

Подавляющее большинство расчетов между организациями осуществляется в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет их получателя, а также путем зачета взаимных требований. Предпринимательские фирмы хранят свои денежные средства на счетах в банке, куда поступают все причитающиеся им платежи и откуда перечисляются средства по их обязательствам. По оценкам специалистов, на осуществление безналичных расчетов приходится не менее 2/3 всего операционного времени банковского персонала. Безналичные расчеты по сравнению с налично-денежными расчетами сокращают издержки обращения, так как в данном случае отпадает необходимость в перевозке и хранении наличных денег.

Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение – распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

  1. Расчеты платежными поручениями

1 – отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг (возможные условия договора);

2 – выписка платежного  поручения плательщиком в соответствии  с условиями договора (авансовый  платеж, прямой акцепт, частичные  платежи);

3 – предъявление платежного  поручения в банк, обслуживающий покупателя;

4 – перечисление средств  со счета плательщика банком, обслуживающим плательщика, на счет  поставщика в банк, обслуживающий  поставщика;

5 – выписка с расчетного (текущего) счета покупателя о  списании средств;

6 – выписка с расчетного (текущего) счета поставщика о зачислении средств.

Расчеты чеком

Меньшее распространение, вопреки международной практике, получила чековая форма безналичных расчетов, несмотря на то, что данная форма расчетов является наиболее удобной.

Чековые книжки бывают двух типов: лимитированные и нелимитированные.

Различие между ними состоит в том, что получение лимитированной книжки сопровождается депонированием (блокированием) общей суммы платежа на счете получателя книжки.

Делимитированная книжка депонирования денежных средств не предусматривает.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж: указанной в нем суммы чекодержателю.

  1. Расчеты чеками с использованием лимитированной чековой книжки

1 – заявление, направляемое  фирмой в обслуживающий банк, на получение

чековой книжки (платежное поручение для депонирования средств);

2 – депонирование средств;

3 – выдача чековой  книжки;

4 – отгрузка ценностей, выполнение работ, услуг;

5 – передача чека;

6 – реестр чеков для  оплаты;

7 – требование на оплату;

8 – перечисление средств.

Расчеты по аккредитиву

Существуют два типа аккредитивов – денежный и документарный. Денежный аккредитив – это именной документ, который выдается банком лицу, внесшему определенную сумму и желающему получить ее в другом городе страны или за границей.

Документарный аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платеж в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи.

  1. Расчеты с использованием покрытого аккредитива

1 – заключение договора, предусматривающего аккредитивную  форму расчета;

2 – заявление об открытии  аккредитива и направление платежного поручения на депонирование средств;

3 – списание денежных  средств со счета покупателя;

4 – перечисление средств  в банк, обслуживающий поставщика, для платежа по аккредитиву;

5 – открытие счета  «Аккредитивы..» в банке, обслуживающем поставщика, и зачисление на него перечисленных денег;

6 – извещение поставщика  об открытии аккредитива;

7 – отгрузка товаров;

8 – представление в банк, обслуживающий поставщика, реестра счетов, отгрузочных и других документов, предусмотренных условиями аккредитива;

9 – проверка банком, обслуживающим  поставщика, соблюдения поставщиком условий аккредитива, правильности оформления реестра счетов;

10 – зачисление средств на счет поставщика обслуживающим его банком;

11 – сообщение об использовании  аккредитива;

12 – уведомление покупателя  об использовании аккредитива.

  1. Расчеты с использованием непокрытого аккредитива

1 – заключение договора, предусматривающего аккредитивную форму расчета;

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Предпринимательство"