Лекции по "Истории предпринимательства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:39, курс лекций

Описание работы

Тема 1
ИСТОКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
План:
1. Зарождение купечества на Руси.
2. Социальный статус купечества в средневековой Руси.

Файлы: 1 файл

лекции история предпринимательства.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)


Тема 1

ИСТОКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

 

План:

1.      Зарождение купечества на Руси.

2.      Социальный статус купечества в средневековой Руси.

 

1.      Зарождение купечества на Руси

Торговый обмен – древнейший вид предпринимательской деятельности, а купцов по праву называют первыми русскими предпринимателями, внесшими значительный вклад в поступательное развитие экономики страны.

На протяжении IX – X вв. одновременно с началом формирования классовых отношений происходил процесс выделения группы людей, занимавшихся преимущественно внешней торговлей.

Предпосылки появления торговцев-профессионалов: 

1.      Накопление в руках княжеской, дружинной и племенной верхушки значительных запасов продукции лесных промыслов и сельского хозяйства.

2.      Отделение ремесла от земледелия.

3.      Возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг племенных центров, ставших зародышами городов.

4.      Растущая потребность в сбыте излишков натуральных богатств в обмен на не производившиеся тогда на Руси материальные ценности (предметы роскоши, монетное серебро).

Первые русские купы происходили в основном из рядов воинов-дружинников, ремесленников, княжеских и боярских слуг. В отличие от крестьян их жизнь и благополучие зависели не от занятий земледелием и скотоводством, приковывавшим человека к постоянному месту жительства.

Каждый год, когда наступала осень, великий князь киевский со своей дружиной отбывал в объезд покоренных восточнославянских племен с целью сбора полюдья. Полученная дань в сопровождении охраны доставлялась в Киев, где княжеские закрома пополнялись пушниной, кожей, воском, медом. Излишки дани сбывались при помощи дружины князя, отправлявшихся в дальние военно-торговые экспедиции в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию, Германию и другие страны Востока и Запада.

Надо признать абсолютно справедливыми слова историка А.Я. Гуревича о том, что в эпоху викингов «торговля и грабеж шли рука об руку». Действительно, торговые экспедиции средневековых воинов-купцов нередко превращались в военные набеги, и наоборот. Это подтверждают материалы археологических раскопок: меч, кинжал, наконечники копий и стрел, боевой топор, кольчуга или панцирь встречаются в сочетании с гирями, весами в инвентаре богатых дружинных погребений X в. на территории Древней Руси.

К концу X в. начинается разделение воинов и купцов, что подтверждают материалы археологических раскопок, позволяющие проследить имущественное и социальное расслоение среди лиц, причастных к торговле.

Лишь к середине XI в. купечество превратилось в окончательно оформившуюся профессиональную и социальную группу населения Древней Руси. Состав бывших воинов-купцов пополняется за счет выходцев из других слоев – городских и сельских ремесленников, оторвавшихся от общины свободных крестьян и даже холопов, выполнявших торговые поручения князей и боярства.

Слово «купец» («купчина») применялось в двояком значении. Во-первых, в отношении всех лиц, занимавшихся профессионально товарообменом. Во-вторых, в более узком смысле так называли коммерсантов, специализировавшихся в сфере внутренней торговли.

Ремесло и торговля в период становления Руси (XI – XIII века)

Наряду с купцами-профессионалами на рынках древнерусских городов присутствовала более многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников, продававших собственноручно изготовленные глиняную посуду, деревянные бочки, полотно, кожаную обувь, железные ножи, топоры, дверные замки, изделия из стекла.

В XI – XIII вв. получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов. В ней использовались как натуральный обмен («товар на товар»), так и товарно-денежные отношения («товар-деньги-товар»), в том числе кредитные сделки и предоплата за товар. С XI в. наиболее качественные изделия (например, металлические дверные замки) стали поставляться на внешние рынки – в Византию, Венгрию, Германию, Польшу, Чехию, Англию. Но ведущими статьями экспорта по-прежнему оставались пушнина, кожи, воск, полотно.

Для оплаты крупных покупок в безмонетный период в русских землях использовались серебряные слитки-гривны, их фрагменты (полтины и др.). Кроме того, в обращении находились своеобразные меховые и кожаные деньги.

Общие экономические интересы, трудности дальней торговли заставляли купечество объединяться. В Южной Руси выделилась группа «гостей», ездивших регулярно в Византию и посему называвшихся «гречниками». Для того, чтобы обезопасить от нападений половцев купцов организовывались военные экспедиции.

Центром купеческих объединений как правило являлся патрональный храм (например, церковь Параскевы Пятницы – покровительницы торговли в Великом Новгороде). 

Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали относительно дешевые массовые изделия – нательные крестики, кресты-реликвалии, небольшие каменные и металлические иконки. Но деятельность монастырей в домонгольскую эпоху носила ограниченный характер, поскольку монастырское хозяйство тогда ориентировалось лишь на самообеспечение братии, а не на рынок.

Постепенно на Руси сформировались местные рынки (город и близлежащая сельская округа), областные (в границах княжеств) и межобластные рынки.

Отношение в древнерусском обществе к купечеству было весьма противоречивым: оно колебалось от поддержки князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта избытков доходов и закупок предметов роскоши до ущемления их имущественных прав, введения многочисленных таможенных сборов и ограбления в период феодальных конфликтов, от признания нужности торговых людей до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты.

Ремесленное производство, промыслы и торговая деятельность в XIV – XV вв.

Опустошительное монгольское нашествие нарушило устоявшийся и постепенно ускорявшийся ход экономической жизни.

Самый тяжелый урон от Батыева погрома понесли города Северо-Восточной и Южной Руси: на время приостановились традиционные торговые связи, погибли или попали в плен сотни ремесленников, оказались забытыми технологии ряда ремесел (стеклоделия, некоторые приемы ювелирного дела и пр.), в огне пожаров были уничтожены мастерские с инструментами и запасами сырья.

Но полностью сохранилась преемственность торгово-ремесленной жизни в ведущих центрах Северо-Западной Руси (Новгороде, Пскове, Смоленске), избежавших монгольских погромов. Уже в XIV в. Москва, Нижний Новгород, Тверь, бывшие когда-то незначительными периферийными пунктами Владимиро-Суздальского княжества, превратились в крупные центры ремесла и торговли.

В ремесленном производстве XIV – XV вв. продолжаются тенденции, наметившиеся еще в домонгольский период: углубление специализации и упрощение технологии производства, которые способствовали удешевлению изделий массового спроса. Например, изменение технологии сварки лезвия ножа в Новгороде в XIV в. привело к сокращению количества потребляемой стали, уменьшению трудовых затрат и вместе с тем к ухудшению качества изделий.

В эпоху ордынского ига на Руси появляются более сложные по технологии отрасли ремесла – массивное литье колоколов, пушек, чеканка монет, водяные мельницы, глубокое бурение соляных скважин, связанные с укрупнением производства, использованием наемной рабочей силы и применением простой кооперации труда. Часть из производств (литье колоколов, оружия, монет) работало на заказ, обслуживая потребности государства и церкви, а не рынка. На основании косвенных данных можно утверждать о существовании в русских городах объединений ремесленников по улицам, слободам, сотням, рядам, имеющих собственную казну, патрональный храмы и собиравших своих членов на пиры – «братчины».

Гораздо быстрее, чем ремесло и промыслы, стали возрождаться после 1240 г. нарушенные торговые связи, в чем были заинтересованы и правители Золотой Орды, получавшие значительные дополнительные доходы от взимания таможенных пошлин. Наряду с Новгородом Великим, Псковом и смоленском в оживленные центры внутренней и внешней торговли стали превращаться Москва, нижний Новгород, Тверь. Больше всего отложилось сведений о торговле зерном, солью, пушниной, льном, рыбой.

Купеческая среда постоянно пополнялась за счет не только потомственных торговцев, но и представителей других социальных групп. Разбогатев на торговых операциях, многие ремесленники бросали ремесло, но сохраняли за собой название прежнего рода своей деятельности, хотя и торговали уже другими товарами. Так, имеются упоминания о Мите ножевнике, Андрюше броннике, Борисе укладнике (уклад – стальные изделия) и др.

Средневековые письменные источники подтверждают, что на Руси в XIV – XV вв. продолжали торговать, как и ранее, не только свободные, но и зависимые от феодалов люди, в том числе холопы. Но часто и свободные купцы везли помимо собственного имущества товары, принадлежавшие князьям и боярам.

Еще одним источником пополнения средневекового русского купечества были свободные и зависимые церковные люди. Наиболее широкий размах приобрела торговля подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. только в Новгород Великий 300 возов зимой и 300 возов летом.

Но к концу XV века княжеские власти стали ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений. Однако изворотливые церковные торговцы ухитрялись обойти пошлинную торговлю.                      уси.Руси.

рророро         

 

 

 

 

2.      Социальный статус купечества в средневековой Руси

Многие историки справедливо отмечают незрелость в социальном плане русского купечества. Его верхушка, относившаяся к «лучшим людям», всячески стремилась возвыситься над основной массой населения («черными людьми») и слиться с боярскими кругами.

Основной массе купечества должна была импонировать идея государственной централизации, но отдельные его представители проявляли колебания и далеко не всегда поддерживали московских великих князей, стремясь играть боле самостоятельную политическую роль. Можно вспомнить, например, о сурожанине Некомате, убежавшем в 1375 г. из Москвы в Тверь и добывшем для тверского князя Михаила Александровича в Орде ярлык на великое княжение, а также об участии московских гостей в заговоре против великого князя Василия II Темного в 1446 г.

Великокняжеская власть считала купцов своими подданными. Обязанными служить во имя ее интересов. В XV в. именитых представителей московского купечества стали привлекать к таможенной и финансовой службе. С середины XV по XVI вв. члены династии Ховриных-Головиных по традиции занимали почетную и важную должность великокняжеских и царских казначеев.

Необходимо также отметить, что купцы «обладали определенной привилегией и в военном отношении», входя в состав городского ополчения под началом собственных воевод, и князья давали обещание сохранять эту московскую рать «как самостоятельную военную единицу, не смешивая ее участников со своими слугами».

Правда, надо отметить, что именитые гости-сурожане и суконники привлекались к военной службе лишь при чрезвычайных обстоятельствах. К примеру, в 1382 г., года они участвовали в защите Москвы во время неожиданного нападения войск Тохтамыша.    

В обычное же время великие князья предпочитали использовать гостей-сурожан на ином, дипломатическом поприще. Ведь они обычно владели, кроме русского, греческим, итальянским, татарским языками, хорошо знали политическую обстановку и обычаи соседних стран, имели там определенные связи. От них всегда можно было получить ценную информацию и полезные советы.         

Социальный престиж гостей-сурожан и суконников в средневековом московском обществе был весьма высок. Обычно они упоминались летописцами при перечислении сразу же за князьями и боярами. Об их огромном влиянии и авторитете свидетельствует и возведение этими богатейшими купцами в тогдашней деревянной Москве каменных зданий и храмов. В 1450 г. Владимир Григорьевич Ховрин построил на свои средства из камня и кирпича Воздвиженскую церковь. Немногим позже в 1486 г. его сын Иван Владимирович Ховрин-Головин, ставший также великокняжеским казначеем, и купец Таракан (1471 г.) на удивление москвичам и зависть многим боярам возвели на территории Кремля для себя кирпичные жилые палаты. До конца XV в. там, рядом с княжеско-боярской верхушкой, проживали и другие именитые купеческие семейства Москвы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В XVI ВЕКЕ

 

План:

1.      Условия предпринимательской деятельности.

2.      Торговые интересы и внешняя политика XVI в.

Информация о работе Лекции по "Истории предпринимательства"