Лекции по "Истории предпринимательства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:39, курс лекций

Описание работы

Тема 1
ИСТОКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
План:
1. Зарождение купечества на Руси.
2. Социальный статус купечества в средневековой Руси.

Файлы: 1 файл

лекции история предпринимательства.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)
="text-align:justify">3.      Связью с мелкотоварным производством.

4.      Особенностями технологического процесса.

5.      Скоростью оборота капитала.

6.      Заинтересованностью частных лиц во вложении в них собственных средств.

7.      Запросы рынка, особенно внешнего.

8.      Наличие или отсутствие гарантированного сбыта продукции.

Частный капитал сыграл исключительную роль в создании полотняного производства и новой для России шелковой промышленности. Главным стимулом для развития полотняных мануфактур был устойчивый спрос на полотняные изделия на заграничных рынках и потребности государственной казны. Основание шелкового производства имело такие предпосылки развития, как воля государя и возможность использования труда мелкого производителя.

Предметом особой заботы и внимания со стороны правительства, причем не только в петровское время, но и в последующие десятилетия, была суконная промышленность, в том числе и денежными субсидиями. Частный капитал, привлеченный в суконную промышленность гарантированными поставками продукции по контрактам на военное ведомство, оказывался в большой зависимости от соблюдения казной условий контрактов и своевременности расчетов за произведенную продукцию. Купцы неоднократно жаловались на такое вмешательство, доставляемое суконной фабрике задержкой в приеме сукон в казну и в выплате денег по контрактам.

В других видах производства, сбыт продукции которых полностью монополизировался казной, возникали те же сложности и та же зависимость от казенных закупок и установленных правительством цен. Такая ситуация, например, возникла в селитренной промышленности, продукция которой закупалась казной для обеспечения сырьем пороховой промышленности.

Прибыльность промышленного производства, различаясь по отраслям, внутри отрасли дифференцировалась в соответствии с видом, сортом, качеством производимой продукции, характером, квалификацией и стоимостью рабочей силы. Даже на одном предприятии величина прибыли могла существенно различаться в зависимости от цены закупленной партии сырья. Отсутствие государственного организованного кредита, узость внутреннего рынка ставили успех предпринимательской деятельности в зависимость от конъюнктуры рынка. Ухудшение возможностей сбыта, сопровождавшихся затовариванием готовой продукции и уменьшением скорости оборота капитала, приводило к кризисной ситуации. Те же условия сказывались на техническом оснащении мануфактур и возможностях модернизации оборудования.

Сферой приложения предпринимательских усилий некрупного капитала в XVIII в. были:

      кожевенное производство;

      стекольное производство;

      организация бумажных мельниц;

      канатные заводы;

      предприятия по первичной переработке сырья (мыловаренные, салотопенные, солодовенные, прядильные, винокуренные и другие);

      различные отрасли химической промышленности  (смолокурение, дегтярное, поташное дело, производство селитры и пороха, купоросов, серы сургуча и прочее).

 

4.      Культурно-историческая характеристика российского купца-предпринимателя

 

Необходимыми слагаемыми и условиями становления предпринимательства в России было формирование самого типа предпринимателя со свойственными ему знаниями и практическими навыками, сознанием, стилем жизни и поведения, системой ценностей и трудовой этикой. Складывание такой личности началось именно в XVIII в.

Потребность в грамотных и профессионально образованных людях, ощущавшаяся во всех областях государственного хозяйства, затронула и социальную сферу деятельности российского купечества. Правда, преодоление имевшего давние традиции взгляда на ненужность как общего, так и специального образования в купеческой среде происходило медленно, не без понукания со стороны правительства, которое начиная с петровского времени активно вмешивалось в овладение купечеством «торговых наук».

Во второй половине XVIII в. в России в общественном сознании стал формироваться тип «совершенного купца», который выступал в купеческой среде в качестве идеала, достойного подражания. К числу главных наук, которыми должен был владеть такой купец относились следующие:

1.      Знание товаров.

2.      Искусство торговли.

3.      Навыка купеческой бухгалтерии.

4.      Арифметика.

5.      Каллиграфия.

6.      Нумизматика.

7.      Знания мер и весов.

8.      Коммерческая география.

9.      Торговое право.

10. Коммерческий язык.

11. Клеймение товаров.

12. Купеческая тайнопись.

13. Европейские языки.

14. Коммерческая политика и другие.

Имеющиеся в исторической литературе наблюдения свидетельствуют о том, что уже во второй четверти XVIII в. в среде знатного купечества нередким явлением стали домашние библиотеки. Анализ 10 библиотек крупных московских купцов показал, что в 30-х годах у каждого из них имелось от 11 до 70 книг.

Формирующаяся в XVIII столетии предпринимательская этика была ориентирована на достижение ее носителями успеха и процветания. Образ «совершенного купца» помимо профессиональных знаний дополнялся следующими свойствами характера и личности:

1.      Трудолюбие.

2.      Бодрость.

3.      Деятельность.

4.      Учтивость.

5.      Скромность.

6.      Честность.

7.      Находчивость.

Одной из характеристик достоинства человека в купеческой среде по-прежнему служило его религиозное поведение и благочестие, что также отмечалось в характеристике «совершенного купца».

Характерной особенностью русского образа «совершенного купца»  XVIII столетия было признание в качестве непременного результата его деятельности не только личного обогащения, но и общественной пользы.

Источники свидетельствуют, что в массе своей в рассматриваемое время купец являлся рачительным, а порой и скопидомным хозяином. Двор, дом, предметы обихода, движимого имущества береглись, ценились, передавались по наследству. Сохранялись даже ветхие и пришедшие в негодность предметы.

Однако среди верхушки предпринимателей XVIII в., причем не только столичных, наблюдалось стремление к вкусу, моде и новинкам дворянского класса, что нередко приводило в разорению.

 

 

 

 

5.      Предприниматели-иностранцы в России в XVIII веке

XVIII век характеризуется исключительно активной деятельностью на русском рынке иноземных предпринимателей. Это связано с расширением международных контактов России во всех сферах, в том числе в экономике и торговле.

Ведущую роль  среди иноземных предпринимателей занимали страны Западной Европы. Основной сферой деятельности иностранных купцов в России была внешняя торговля. Поэтому большинство из них действовали в портовых  городах.

В XVIII в. резко возрастает роль заинтересованность Англии в расширении торговых связей с Россией. Далее шли голландцы и немцы, купцы из Дании.

Заметным явлением во внешней торговле России второй полвины XVIII в. можно считать активизацию деятельности в Петербурге купцов из стран Юго-Западной Европы и средиземноморья: Франции, Испании, Италии, Португалии.

Правительство как Петра I, так и его преемников в целом способствовало развитию торговли не только в Англией, но и с другими странами Европы.

В XVIII в. взаимоотношения между русскими и западноевропейскими купцами вели к определенному разделению сфер деятельности: иноземцы отступили на внутреннем рынке, который принадлежал русским купцам. Иноземцы считали их своими посредниками в обеспечении торговых связей с десятками тысяч мелких и средних торговцев, действовавших во всех регионах страны. Это посредничество обеспечивало крупным русским купцам значительную прибыль, возникавшую в результате разницы цен на импортные и экспортные товары в портах и на внутреннем рынке.

Также в России активно действовали представители Юго-Восточной Европы. В городах вдоль западной границы действовали купцы из Речи Посполитой и близлежащих районов (Польша, Белорусь, Украина и др.), участвовавшие в местных ярмарках.

Весьма значимой в России была деятельность купцов из восточных стран: Иран, Закавказье, Средняя Азия, Индия. Как и раньше, центром их деятельности была Астрахань.

 

Тема 5

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)

 

План:

1.      Начало промышленного переворота. Расширение частного предпринимательства. Изменение состава буржуазии.

2.      Социальное положение купечества в первой половине XIX в.

3.      Взаимодействие декабристов и купечества. Крепостничество и купечество.

4.      Социокультурный облик купца-мануфактуриста.

5.      Иностранное предпринимательство и внешняя торговля.

 

1.      Начало промышленного переворота. Расширение частного предпринимательства. Изменение состава буржуазии

Начало промышленного переворота

В первой половине XIX в. капиталистический уклад в экономике России завоевывал все более прочные позиции. Быстрый рост мануфактур – характерная черта рассматриваемого периода, так же как и увеличение вольнонаемного труда.

В 30-е годы в России начался промышленный переворот, который затронул прежде всего текстильное производство. Хотя первые паровые двигатели появились на российских предприятиях значительно раньше, переход к машинной индустрии произошел значительно позже, чем в европейских странах, что предопределило во многом техническое отставание России, утрату ею военного превосходства к середине XIX в.

Расширение частного предпринимательства

Расширение частного предпринимательства – тенденция проявившаяся еще в XVIII в.

Характерной чертой частного предпринимательства в 20 – 50-е годы XIX в. был рост акционерных компаний в промышленности.

Владельцы мануфактур выходили, как правило, из торговой буржуазии и мелких товаропроизводителей. Определенная часть отечественных купцов обладала необходимыми средствами для организации крупного производства.

Промышленное законодательство Екатерины II, направленное на постепенную отмену привилегий крупных производителей-мануфактуристов, давало относительный прирост числа мелкой промышленности, что привело к созданию нового поколения фабрикантов, действовавших на основе принципа свободы предпринимательства. Так, например, тарифная политика государства была частью покровительственного курса по отношению к промышленности.

Наиболее яркие предприниматели начала XIX в.:

1.      Г.П. Чороков (Чероков). Занимался крупной торговлей и одновременно владел в Москве и других городах предприятиями по выработке миткаля, платков, сахара и др.

2.      М. И. Титов (купец первой гильдии). Начинал с торговли хлопчатобумажными и шерстяными товарами, после отечественной войны 1812 г. он владел собственной ситцевой мануфактурой в Москве.

В рассматриваемый период прослеживается связь между торговой и производственной деятельностью. Но в целом необходимо отметить, что торговая деятельность все еще превалировала над промышленной.

Изменение состава буржуазии

1.      Большинство владельцев хлопчатобумажных мануфактур вышло из числа помещичьих крестьян, часть – из городских низов. Например, в Иванове практически все хлопчатобумажные мануфактуристы в прошлом были крепостными Шереметьевых или основатель Трехгорной мануфактуры В.И. Прохоров, отец которого был крестьянином Троице-Сергиева монастыря.

2.      Некоторые предприниматели-мануфактуристы вышли из посадских людей.

3.      В ряды предпринимателей записывались выходцы из мещан, а также выходцы из других категорий населения.

Значение дворянского сословия в предпринимательской деятельности в первой половине XIX в. не было велико. Помещики обращали внимание прежде всего на организацию производства в своих имениях. Сукноделие, писчебумажное производство, выработка стекла, хрусталя, винокурение, свеклосахарное производство оставались дворянскими отраслями промышленности, где применялся труд крепостных крестьян. Но необходимо отметить, что центр деятельности некоторых видов вотчинного предпринимательства значительно переместился (свеклосахарное производство на Украине).

Торговля находилась в руках купцов трех гильдий и торгующих крестьян, с преобладанием третьегильдейского купечества и крестьянства.

В результате социально-экономических процессов в первые десятилетия XIX серьезно менялся состав буржуазии. Ослабевали позиции старого гильдейского купечества, усиливалось значение крестьянских предпринимателей, промышленников и торговцев. В купеческие гильдии записывали даже крестьян.

Упадок старого купечества заметно ощущался во многих городах, даже в Москве. В первую половину века к Москве приписались многие купцы из провинции. Которым предстояло занять лидирующее положение в будущем: Рябушинские, Крестовниковы, Солодовниковы, Бахрушины и др.

 

2.      Социальное положение купечества в первой половине XIX в.

Информация о работе Лекции по "Истории предпринимательства"