Лекции по "Истории предпринимательства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:39, курс лекций

Описание работы

Тема 1
ИСТОКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
План:
1. Зарождение купечества на Руси.
2. Социальный статус купечества в средневековой Руси.

Файлы: 1 файл

лекции история предпринимательства.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

3.      Торговая активность и купечество.

 

1.      Условия предпринимательской деятельности

Характер русского предпринимательства невозможно понять, не получив полной и целостной картины о политических и социально-экономических условиях его развития. С одной стороны, окончательная ликвидация политических границ между ранее самостоятельными русскими княжествами и землями не могла способствовать упрочению и дальнейшему росту экономических связей между ними. Власти централизованного государства, считаясь с интересами купечества, защищали их с помощью дипломатических средств на международной арене, но. С другой стороны, далеко не всегда их соблюдали во внутренней политике.

После проведения правительством Елены Глинской в 1535 – 1538 гг. денежной реформы в масштабах всего государства стали чеканить единые и однообразные серебряные монеты – «новгородки» (копейки), «московки» (деньги) и полушки. Окончательно пережитки былой раздробленности в денежном хозяйстве исчезли при Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове.

Заметно улучшились условия для торговых операций и с централизацией таможенной службы. С конца XV в. сбор торговых пошлин постепенно переходит от великокняжеских наместников в руки самого купечества. В 1497 г. Белозерскую таможню взяли у государства на откуп 120 руб. в год купцы Тит Окишов, Есип Тимофеев, Семен Бобр. И позднее, в XVI в. таможенными целовальниками становились, как правило, представители торгового и ремесленного люда. Продолжалась и начавшаяся еще с конца XV в. политика властей по ликвидации привилегий церковных учреждений на сбор  части торговых пошлин. С целью установления более эффективного контроля за этой весьма важной отраслью получения государственных доходов с 80-х годов XVI в. в России учреждается институт таможенных голов, которыми обычно назначались представители привилегированных групп купечества – гостей, Гостиной и Суконной сотен.

На основе изучения уставных таможенных грамот исследователи насчитали более двадцати видов внутренних пошлин, взимавшихся с цены товаров, с товара-вещи и с самих купцов при их перевозке, хранении, купле-продаже. Почти все пошлины местные торговцы платили в меньшем размере, чем иногородцы, в том числе иноземцы. Некоторые же торговые сборы взимались только с приезжих купцов. Но единой системы обложения и общего для всего государства таможенного тарифа в России тогда не существовало, что негативно сказывалось на торгово-предпринимательской деятельности.

Сложность и запутанность системы местных торговых и проезжих сборов при отсутствии единого общегосударственного таможенного тарифа создавали почву для нередких злоупотреблений со стороны сборщиков пошлин, приносивших значительные доходы казне и откупщикам, но затруднявших рыночные операции.

Обилие налогов наряду с большими транспортными издержками приводили к повышению цены на привозные товары, что в конечном счете сказывалось на интересах их покупателей. Поэтому в ряде случаев власти в собственных целях шли на введение беспошлинной торговли для привлечения в Россию определенных групп иностранного купечества. Например, по жалованной грамоте Ивана IV от 30 мая 1574 г. среднеазиатские купцы «тезики» получили право в зауральских вотчинах Строгановых торговать разными товарами беспошлинно.

При Иване IV в стране фактически установилась государственная монополия на торговлю хлебом, пенькой, поташом, икрой и рядом других «заповедных» товаров, которыми имели право торговать лишь сам царь и казна. Нередко казна скупала по установленным произвольно ценам некоторые товары (пушнину, воск, мед, сало и др.), а затем с большой выгодой сбывала их на внутренних и международных рынках. Случалось, всем подданным запрещали продавать определенные товары до полной распродажи аналогичных продуктов из царских запасов.

Впрочем, нельзя изображать одной лишь черной краской торговую политику правительства Ивана IV, предпринявшего ряд серьезных мер, соответствовавших интересам разных групп торгово-ремесленного населения. В их числе налоговая реформа, унификация системы мер, использовавших в торговле. Иногда предоставлялись льготы по налогообложению для некоторых представителей русского предпринимательства. К примеру, Василий III дал на десять лет льготу крестьянам-промышленникам, открывшим новые соляные источники на Северной Двине. Строгановым, добившимся за услуги царю неподсудности местным властям, давались не раз налоговые льготы и позднее.       

 

2.      Торговые интересы и внешняя политика XVI в.

На развитие предпринимательства в конце XV – XVI вв. оказали влияние и внешнеполитические успехи Российского государства: и свержение ордынского ига, и отвоевание у Литвы в 1500 – 1503 гг. Брянских земель, а в 1514 г. – Смоленска. После присоединения Казанского (1552 г.) и \астраханского (1556 г.) ханств под контролем России на всем протяжении оказался Волжский путь, что благоприятствовало оживлению торговли через Каспийское море с востояными странами, подключению русских к эксплуатации морских соляных промыслов в районе Астрахани. Еще большее приращение природных богатств сулило государству начавшееся с конца XVI в. активное освоение Сибири, куда отправились и торговые люди.

Иван III сделал немало для защиты торговых интересов Новгорода Великого и Пскова на международной арене.

Поездки русских торговцев в города Великого княжества Литовского  осложнялись введением там в 80-х гг. XV в. чрезмерно завышенных таможенных пошлин и новых таможенных застав. Перечень всех несправедливых, по мнению русского царя, нововведений был изложен в наказе Михаилу Еропкину, которого Иван III направил послом в 1488 г. к польскому королю и великому князю литовскому. Однако претензии не были удовлетворены. Поэтому с интервалом в несколько лет направлялись новые послы. Подобную политику проводили и преемники Ивана III.

После объединения русских земель всех купцов, торговавших с зарубежными странами, стали именовать в документах «гостями великого князя». Теперь они находились под покровительством Русского централизованного государства, защищавшего их интересы на международных рынках.

Российские государи не могли не учитывать рост экономического могущества и влияния именитых купцов-предпринимателей.

В июне 1566 г. представители российского купечества впервые были приглашены на Земский собор. Они не просто там заседали, но и участвовали в обсуждении вопросов.

 

3.      Торговая активность и купечество

Хотя обстановка в России в XVI в. (особенно во второй половине столетия) была весьма далекой от духа свободного предпринимательства, его отдельные ростки все же пустили корни на русской почве.

Крупнейшими центрами ремесла являлись Москва, Новгород Великий, Нижний Новгород, Псков, Серпухов, Тверь. В Серпухове наибольшее распространение получили железоделательное и кожевенное производства. В Великом Новгороде исследователи насчитывают от 222 до 237 профессий ремесленников – бронников, ножевников, седельников, сумочников, токарей, серебрянников, игольников, шапошников, холщевников, кафтанников, свечников и др.

Прослеживается тенденция к росту мелкотоварного производства (юфть), но оно пока не стало преобладать в ремесле в целом, хотя и заняло существенное место в отдельных его отраслях.

К новым явлениям относится повышение доли государства в организации ряда отраслей производства, непосредственно удовлетворявших его нужды. В конце XV в. в Москве было основано крупное государственное предприятие (мануфактура) по производству огнестрельного оружия, где, естественно, не могло не применяться разделение труда, особенно в процессе литья пушек, чему русских учили итальянские мастера.

Заметно повышается деловая активность в России иностранного купечества, особенно английского. Пытавшего наладить канатное производство и добычу железа.

На развитии экономики в целом (но особенно ремесла и более крупного промышленного производства) отрицательно сказывалось отсутствие в России XVI в. собственных разрабатываемых месторождений цветных и благородных металлов. И медь, и свинец, и серебро приходилось ввозить их других стран. Сознавая насущную необходимость изменения этой неблагоприятной ситуации, московские власти направили еще в 1491 г. на Усть-Цильму большую экспедиция по поиску месторождений серебра и меди, которая дала положительные результаты, и где позднее началась промышленная разработка месторождений.

В XVI в. прослеживается значительное расширение масштабов торгового обмена, чему способствовали и рост городов, и завершение объединения русских земель вокруг Москвы, и развитие мелкотоварного производства, и активная промысловая деятельность. Новые возможности активизации торговли появились после свержения ордынского ига и установления полного контроля России над Волжским путем. 

Еще более заметной становится специализация областных рынков и ремесленных центров. В рыночные операции в той или иной степени вовлекаются самые разные слои населения страны: светские и духовные феодалы, ремесленники, крестьяне. На городских торгах растет число рядов и лавок, а часть торговых оборотов приходится на сельские торжки.

К XVI в. относятся первые свидетельства о ярмарочной торговле.

По материалам, собранным Н.Д. Чечулиным и обобщенным С.В. Бахрушиным, можно получить представление о размерах торгов целого ряда городов России. В 80-е годы XVI в. в Пскове насчитывалось около 1250 лавок, амбаров, клетей и прочих торговых помещений, в самом начале XVII в. в Новгороде только на торговой стороне сгорело 700 лавок. Впечатляюще выглядят цифры, относящиеся и к менее значительным городским центрам. 289 торговых помещений было зафиксировано на 1565 – 1567 гг. в Свияжске, в Муроме (574 г.) – 203, в Серпухове (1552 г.) – 250 лавок и амбаров, в Коломне (1573 – 1578 гг.) – свыше 400 лавок и прилавков.

Крупнейшим сосредоточием торговых капиталов являлась в XVI в. Москва, куда приезжали купцы из разных концов страны, а также из других государств. Древнейший торг в Москве располагался прямо у стен Кремля на современной Красной Площади, позднее его немного перенесли в восточном направлении. Он состоял из торговых рядов, объединенных в линии в зависимости от ассортимента товаров. А в рядах уже торговцы сидели по своим лавкам.

К числу самых богатых и крупных рядов московского торга относились Сурожский (где торговали шелком) и Суконный.

Помимо постоянного торга у Кремля зимой устраивались временные места для торговли на льду Москвы-реки.

На московском рынке, как и в других городах и странах, нередко обвешивали покупателей, стремились всучить им подороже залежалый товар, чтобы не только избежать убытков, но и получить солидную прибыль.

Находились и среди торговцев честные и справедливые люди, стремившиеся, естественно, получить прибыль, но не любой ценой. Исходя из собственного жизненного опыта, вот чему наставлял священник Сильвестр своего сына Анфима, занимавшегося оптовой торговлей с иностранными коммерсантами: «Если же час у кого что купивал, так ему от меня любезное обхождение, без волокиты платеж, да еще хлеб-соль сверх того, так что и дружба навек и никогда мимо меня не продаст, и худого товару не дает, и за все меньше возьмет. Кому же продавал, все честно, а не в обман: кому не понравится мой товар, я назад возьму, а деньги отдам. Ни в купле, ни в продаже ни с кем не тяжба, ни брань не бывали…».

Деловая активность церковных людей бросалась в глаза многим иностранцам, посещавшим Москву и другие российские города. Торговыми операциями занимались и крестьяне из митрополичьих и монастырских сел. Некоторые из них, оторвавшись полностью от сельского хозяйства, влились в купеческую среду.

Особенно активизировалась пограничная торговля русских у северо-западных рубежей страны, что вызывало растущее беспокойство их конкурентов – купечества соседних городов Ливонии, прежде занимавшего монопольное положение на рынках Новгорода Великого, Пскова.

Тогда не без греха стали накапливаться первоначальные купеческие капиталы. В ход шли и контрабандная торговля в обход таможни, и подделка монет. И обман покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ В XVII ВЕКЕ

 

План:

1.      Социальное положение купечества. Формирование сословий.

2.      Торговая деятельность в XVII в.

3.      Взаимодействие купечества и администрации.

4.      Промышленное предпринимательство.

5.      Предприниматели XVII века: социально-биографический аспект.

6.      Иностранное купечество в России XVII столетия.

 

1.      Социальное положение купечества. Формирование сословий

Социальное положение купечества

В XVII веке сословие купечества находилось в стадии становления. В «крепостном уставе», изложенном коллективной челобитной служилых людей 1660 г. названы четыре «чина» в Русском -государстве:

      освященный;

      служилый;

      торговый;

      земледелательный.

В число торговых людей наряду с предпринимателями входили привилегированные объединений гостей, гостиной и суконной сотен. Гости называются на манер служилых холопами, прочие – сиротами, то есть на уровне тяглых людей.

Но самым выразительным показателем места торговых людей в общественной иерархии XVII в. служит размер «бесчестья». Этот показатель неодинаков для разных прослоек сословия. Наивысший размер штрафа за бесчестье установлен соборным Уложением 1649 г. для Строгановых – 100 руб. Далее по нисходящей следуют гости (50 руб.), гостиная сотня (10, 15 и 20 руб.), суконная сотня (5 – 15 руб.). Между тем бесчестие крестьянина оценено всего в 1 руб.

Информация о работе Лекции по "Истории предпринимательства"