Лекции по основам предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, лекция

Описание работы

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

Файлы: 1 файл

osnpredosnpredosnpred.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

       тует судно;  товар грузится  на судно продавцом, и с этого  момента

       вся ответственность и риск  ложатся на покупателя.  Продавец  полу-

       чает от капитана судна консамент - свидетельство в форме договора

       о доставке груза в место  назначения,  принятие груза   на  борт  и

       согласие с  условиями  перевозки  (возможно,  имелось в виду FAS -

       "Free Alongside Ship").

    4) CIF (Cost,  Insurance & Freight) - продавец фрахтует судно, опла-

       чивает страховку и грузит  на него товар,  но с  момента   погрузки

       вся ответственность и риск  ложатся на покупателя.

    6. Срок и дата поставки - отмечают  или дату поставки,  или период  ее

выполнения. Здесь же указывается дата вступления контракта в силу.

    7. Цена договора. Цена может назначаться  за количественную или весо-

вую единицу.  При  поставках разнородного товара цена устанавливается на

каждую его  единицу. Цена должна быть фиксирована: или на момент подписа-

ния, или на срок действия договора,  или же на момент его исполнения.  В

этой связи  цены подразделяются на:

    а)  твердые цены на момент подписания  договора - не изменяются до его

       исполнения;

    б)  подвижные цены - фиксируются на момент подписания договора с ого-

       воркой, что с изменением цен  на рынке цена договора  также   будет

       изменена; при  этом  в  обязательном  порядке указывается источник

       информации о ценах;

    в)  скользящие  цены - цены по моменту  исполнения договора;  при этом

    а)  инкассовая - передача продавцом  поручения своему

       период действия договора.

    Ориентиром  по ценам могут быть справочники,  биржевые котировки, цены

аукционов, цены ведущих фирм.  При установлении окончательной цены поку-

пателю следует  оговорить скидки и льготы.  В  этой статье определяется  и

валюта, по которой  осуществляются расчеты.

    8. Условия и сроки платежа: наличный  платеж, с авансом или без, пла-

теж в кредит,  комбинированные формы расчетов.  В международной практике

обычно не применяются наличные средства платежа,  а используются следую-

щие формы:

    1) инкассовая - передача продавцом  поручения своему банку на  получе-

       ние от  покупателя суммы платежей  при предъявлении товарных доку-

       ментов.

    2) аккредитивная - обязательство банка  по указанию и за счет покупа-

       теля осуществить платеж продавцу  на сумму стоимость  товаров   при

       предъявлении товарных документов. Аккредитивы бывают:

       а) подтвержденные,  то есть,  это обязательство банка,  в котором

          открыт аккредитив банка покупателя, оплатить определенную сум-

          му продавцу вне зависимости  от того, перевел ли банк покупате-

          ля банку продавца определенную  сумму;

       б) неподтвержденные - банк продавца извещает, что банк покупателя

          открыл аккредитив, но выплачивает  суммы по мере их поступления

          от банка покупателя;

       в) отзывные  -  аккредитивы,  которые могут быть аннулированы  или

          изменены по инициативе банка  покупателя;

       г) безотзывные - аккредитивы,  которые не могут быть изменены  или

          аннулированы без согласия продавца,  в пользу которого  открыт

          аккредитив;

       д) делимые аккредитивы - выплаты  сумм продавцу после каждой  пос-

          тавки партии товаров;

       е) неделимые - выплата всей  суммы по контракту в конце  его испол-

          нения.

    10. Рекламация.

    Порядок  предъявления  претензий сторонами  при невыполнении усло-

вий контракта. Здесь необходимо предусмотреть, что означает невыполнение

условий, какой  документ (акт) представляется, какая  сумма и в какие сро-

ки взыскивается.

    11. Гарантии.

    Ответственность  продавца за качество товара  в определенный срок.

    12. Форс-мажорные обстоятельства.

    - перечень обстоятельств;

    - порядок предоставляемых документов  о случае непреодолимой силы;

    - экспертиза случаев(специалистами;  утверждается торговой палатой).

    13. Арбитраж  - порядок разрешения  споров между сторонами,  решаемых

арбитражными  комиссиями при торговых палатах, биржах или при Международ-

ной Торговой Палате.

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

                      Лекция N 8 Мухаровского Н.В.

 

               Формы предпринимательского сотрудничества

 

    Прежде  всего различают следующие сферы  предпринимательской  деятель-

ности:

    1. Производственная деятельность (производственное  предприниматель-

       ство),  то есть, когда собственник  средств производства сам орга-

       низует производство, иначе говоря, сам производит и сам реализует

       товары.

    2. Коммерческое производство (предпринимательство). Здесь предприни-

       матель выступает в виде торговца, сам не производя товары и  услу-

       ги, а закупая их у производителя  за свой собственный счет и  затем

       перепродавая, извлекая торговую прибыль.

    3. Финансовое предпринимательство  - имеет место тогда,  когда  предп-

       риниматель продает денежные  средства или ценные бумаги  и извлека-

       ет проценты или дивиденды.

    4. Посредническое  предпринимательство  -  когда  предприниматель не

       производит, не приобретает товары, а выступает в качестве посред-

       ника -  сводит  покупателя и  продавца и выполняет их поручения  за

       их же счет (брокеры, риэлтеры).

    5. Страховое предпринимательство  - предприниматель гарантирует стра-

       хование имущества,  возмещает  нанесенный  ущерб  за  определенную

       плату.

    В  процессе предпринимательской деятельности  в сферах выделяют  опре-

деленные  формы предпринимательского сотрудничества:

 

                Сотрудничество в производственной сфере

 

    а)  Совместные  предприятия.  Совместные  предприятия  (СП)  -  такие

предприятия, уставный фонд которых создан на основе паевых взносов  нес-

кольких предпринимателей,  один  из  которых является иностранным  лицом,

физическим или юридическим.  Деятельность  СП  регулируется  Законом  об

иностранных инвестициях.  При  планировании  создания СП предприниматель

должен определить профиль СП,  найти партнера, подписать  договор о наме-

рениях - договор, который заключают участники сделки, и в котором указы-

вают основные направления деятельности.

    Следует  определить формы получения иностранным  партнером доли в при-

были. Здесь  могут быть несколько вариантов:

    - получение прибыли в рублях,  то есть, когда любая другая  форма не-

      возможна, и когда иностранный  партнер заинтересован в  отечествен-

      ном сырье, материалах и т.п.;

    - получение прибыли в товарной  форме и вывоз ее за границу   с  целью

      продажи и получения прибыли  в иностранной валюте;

    - получение прибыли в иностранной валюте в случае продажи товара  на

      международном рынке.

    Определяется  порядок установления паев в  уставном  капитале.  Иност-

ранный партнер  может свой пай новыми технологиями или валютными вложени-

ями. Российский партнер - остаточной стоимостью зданий,  сооружений, по-

мещений, оборудованием, денежной оценкой интеллектуальной собственности,

земельными  участками (следует иметь в виду,  что сам  земельный  участок

может только арендоваться, а не передаваться в  земельный фонд СП).

    Следует  также получить права на то, чтобы стать учредителем СП, если

это определяется законом.

    Непосредственно  при учреждении СП необходимо  подготовить  все  доку-

менты, обязательные для регистрации. В соответствии с Гражданским Кодек-

сом такой организационно-правовой формы,  как СП не существует,  поэтому

оно должно  принять  одну из указанных в Кодексе  форм.  Если иностранный

партнер в  течении одного года не внес паяй,  то СП считается  несостояв-

шимся. Если  же  иностранный партнер внес пай частично,  то по истечении

указанного  срока внесения оставшаяся часть  может  быть  продана  другому

партнеру.

    Споры  в СП разрешаются международным  арбитражем в Стокгольме или

в Вене. На начало 1995 совместные предприятия в РФ были созданы совмест-

но с партнерами из 128 стран. Общий объем инвестиций в российскую эконо-

мику составил  4 миллиарда долларов.  На эту же дату в России было заре-

гистрировано 13300 совместных предприятий,  из которых 9887 -  действую-

щие. Доля  иностранного  капитала  в  уставных  капиталах  СП  составила

58,7%, а объем  работ и услуг,  выполненных  СП составил  12,9  триллионов

рублей. Наибольшее  распространение  СП  получили в  сфере торговли и об-

щественного питания.

    б)  Производственная кооперация.

    Кооперация  в России развивалась трудно и противоречиво. Новый этап в

развитии  кооперации начался с принятием  Гражданского кодекса. См. лекцию

по кооперации в [{enterprise lectures files}.1996].

    в)  Лизинг.

    Лизинг  является очень важной и распространенной  формой  предпринима-

тельского сотрудничества.  Лизинг - это операции по размещению движимого

и недвижимого  имущества,  которое закупается лизинговой фирмой, остается

в ее собственности, но сдается в аренду предпринимателю.

    Обычно  с лизингом связывают аренду  машин и оборудования,  но сегодня

в промышленно  развитых странах в аренду можно  взять практически все дви-

жимое и недвижимое имущество.  Само слово "лизинг" в  переводе  означает

"аренда"; в  обиход  оно  вошло в  1887 году,  когда фирма Bell решила  не

продавать телефонные аппараты,  а сдавать их в аренду.  Сегодня лизинг -

одна из  наиболее  распространенных  форм предпринимательского сотрудни-

чества. Наиболее широко лизинг распространен в Австралии - здесь до  33%

промышленных  инвестиций проходят через лизинг.

                      Механизм лизинговой сделки:

    В  лизинговой сделке присутствуют  три стороны:

    - поставщик;

    - лизинговая фирма;

    - получатель (арендатор).

    Предприниматель  (в схеме - получатель) обращается  в лизинговую фирму

с запросом на оборудование в соответствии с ее рекламой. После получения

заказа лизинговая  фирма разрабатывает маркетинговое  поручение или пред-

ложение. Лизинговая фирма  изучает  возможности  получения  оборудования

(выявляет  его  производителей) и определяет  платежеспособность арендато-

ра. Вместе с  тем одновременно изучается и  определяется уровень риска  по

оборудованию. Если оборудование мобильно,  то есть, легко перенастраива-

ется на производство другого продукта и имеет небольшой  срок  морального

износа, то по такому оборудованию риск низок. Если же оборудование жест-

ко специализировано и не поддается переналадке на другие  технологии,  а

также имеет  длительный срок морального износа, то риск довольно высок.

    В  стадии подготовки лизинговых  предложений анализируется также заку-

почная цена оборудования, аванс и размеры  арендных платежей, сроки дейс-

твия лизингового  договора.  После этого лизинговая фирма знакомит с  ли-

зинговым  предложением производителя оборудования и его получателя.  Если

с их сторон возражений нет,  то заключается  лизинговый  договор.  Затем

поставщик поставляет оборудование арендатору; лизинговая фирма уплачива-

ет стоимость  оборудования производителю и становится собственником  обо-

рудования. Арендатор  обязан внести первый взнос пре получении оборудова-

ния.

    Каковы  основные положения лизингового  договора?

    Лизинговая  фирма является собственником,  но она не отвечает за  ка-

чественные  характеристики  машин  и оборудования,  поскольку эти вопросы

должны быть урегулированы между производителем и потребителем оборудова-

ния в момент лизингового предложения,  и между  ними должен быть подписан

акт приемки.

    Лизинговый  договор заключается на определенный  период. В этом перио-

де,  прежде всего, имеется фиксированный базовый  период - время, в тече-

нии которого стороны имеет гарантированный  статус,  то есть,  договор не

может быть расторгнут.  Длительность контракта по машинам  и оборудованию

сегодня составляет порядка 3-5 лет. В большинстве стран  в основе базово-

го периода  лежит длительность периода  амортизации;  например,  "правило

40/90" в Германии:  если срок амортизации составляет 10 лет, то длитель-

ность лизингового  договора колеблется от 4 до 9 лет.  Если сроки в дого-

воре не указаны,  то он действует в течении амортизационного периода.

    В  лизинговом договоре указывается  арендная плата, которая может  вып-

лачиваться  раз в год,  раз в полгода,  раз в квартал.  В случае задержки

арендных  платежей клиент выплачивает лизинговой фирме неустойку в разме-

ре 10%  годовых  к сумме просроченных платежей.  Платежи могут быть неиз-

Информация о работе Лекции по основам предпринимательства