Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, лекция
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
Он освещает следующие вопросы:
а.
Кто является крупнейшим
б.
Каков характер товара-
в.
Каков характер рекламы
г. Каков уровень цен на аналогичные товары? Можно ли снизить собст-
венные цены, и сколько рынка можно захватить посредством цены?
Четвертый
раздел посвящен плану
основные моменты:
а. Сегмент рынка.
б. Схема распространения товара.
в. Ценообразование.
г. Реклама.
д. Методы стимулирования продаж.
е. Послепродажное обслуживание.
ж.
Мероприятия по повышению
Пятый раздел отвечает за план производства. Здесь необходимо расс-
мотреть вопросы:
а. На каком предприятии будет производиться товар?
б. Откуда и какое оборудование будет приобретено, каков характер
технологии?
в.
Какие поставщики сырья и
г. Какие проблемы существуют в производстве данного товара, и каковы
пути их решения?
д. Анализ издержек производства.
Шестой раздел следует посвятить анализу партнеров по бизнесу, соуч-
редителей.
а. Характеристика соучредителей.
б. Анализ состава менеджмента.
в. Условия найма, оплаты, переподготовки персонала.
г.
Характеристика состава
д. Законодательство по труду.
Отдельной строкой в этом разделе идет тип организации фирмы (органи-
зационная структура управления).
Седьмой раздел освещает правовые вопросы деятельности предприятия.
Здесь следует иметь
в виду определение формы
го статуса; обязательно
следует указать
обосновать причину выбора той или иной формы собственности.
Восьмой раздел
полностью посвящен
нужно:
1. Отразить виды риска.
2. Оценить возможные потери.
3. Определить методы управления риском.
В девятом разделе содержится финансовый план. В качестве приложения
здесь следует дать следующие документы:
1) прогноз объема реализации;
2) баланс денежных поступлений и расходов;
3) таблица доходов и затрат;
4) прогнозируемый баланс активов и пассивов;
5) график достижения безубыточности.
Что касается графика безубыточности, то здесь следует исходить из
объема реализации и дать не менее трех вариантов уровня цен. Структура
таблицы графика безубыточности такова:
-------------T--------T-------
¦Наименование¦Варианты¦ Выпуск ¦Переменные¦Постоянные¦
¦товара или ¦ цен +-----T-----T-----+ издержки ¦ издержки ¦
¦услуги ¦ ¦1 год¦2 год¦3 год¦ ¦ ¦
+------------+--------+-----+-
Таблица доходов и затрат представляет собой следующий вид:
-----------T------------------
¦Показатели¦ Первый год работы ¦
¦ ¦ Кварталы ¦
¦ +-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----------+-----+-----+-----+
В качестве показателей учитываются:
1) объем продаж (выручки от реализации минус НДС);
2) основные затраты на производство и реализацию продукции;
3) прибыль от реализации;
4) общие хозяйственные расходы;
5) прибыль от основного вида деятельности;
6) доля прибыли в объеме продаж.
Баланс денежных
поступлений и расходов
емкости и перспективы рынка. Таблица баланса имеет наиболее сложную
структуру:
-------------T-----T--------T-
¦Наименование¦Адрес¦Владелец¦
¦фирмы
¦ ¦
¦бизнеса¦(аудит и т.п.)¦
L------------+-----+--------+-
-----------T------------------
¦Показатели¦
Первый год работы
¦
+---------T---------T---------
¦
¦1-й месяц¦2-й месяц¦
¦
+----T----+----T----+---------
¦
¦план¦факт¦план¦факт¦
+----------+----+----+----+---
К показателям относятся:
1) Денежные средства в наличии на начало месяца.
2) Денежные поступления:
а. выручка от реализации;
б. поступления по счетам
в. ссуды и другие поступления.
3) Итого денежных поступлений.
4) Итого поступлений.
5) Денежные платежи на сторону:
а. покупка товаров;
б. заработная плата;
в. платные услуги;
г. содержание и ремонт
д. реклама;
е. арендная плата;
ж. страховые платежи;
з. процент за кредит;
и. покупка оборудования;
к. расходы по организации
л. резервы;
м. изъятия в пользу
н. прочие расходы.
6) Всего денежных платежей на сторону.
7) Денежных средств на конец месяца.
В десятом (и последнем)
разделе бизнес-плана дается
нансирования. Здесь необходимо изложить свой план по всей структуре
средств: объем, источники, условия.
Кроме бизнес-плана
в российской практике
реализации
(ТЭО). ТЭО - это документ,
разработанный с целью
го эффекта путем сопоставления валовых доходов и валовых расходов по
проекту. Технико-экономическое обоснование состоит из таблицы, которая
имеет две части: доходы и расходы, а в третьей отражается разность по
балансу.
--------T------------T-------
¦N по ¦ Расходы ¦N по ¦ Доходы ¦Разность¦
¦порядку+------T-----+порядку+
¦ ¦статья¦сумма¦ ¦статья¦сумма¦балансу ¦
+-------+------+-----+-------+
С
целью выяснения предпринимат
лица, а также для проверки реальности бизнес-плана необходимо провести
тренинг с тем, кто его (бизнес-план) предлагает. Для этого необходимо
задать ряд вопросов:
1. Какова Ваша идея? Объясните подробно, что Вы собираетесь произво-
дить.
2. Кому будут продаваться товары?
3. С кем Вы будете конкурировать?
4.
Кто будет управлять фирмой? Чем
лично Вы будете в ней
Сколько менеджеров и
5.
Каким образом Вы будете
тия)?
6. Кто и каким путем будет доставлять товар на рынок? Как будет осу-
ществляться реализация, и кто будет Вашим покупателем?
7. Какую цену Вы собираетесь назначить и почему? По какой цене про-
даются товары конкурентов?
8. Во что обойдется производство товара? Каковы накладные расходы?
9. Потребуются ли услуги аудита, экспертов или оценщика?
Таким
образом, мы рассмотрели
ской идеи
в форме бизнес-плана и
Важнейшим вопросом для предпринимателя является учет экономической
среды, а также
понимание своей
тельская деятельность осуществляется в определенной среде, к которой от-
носятся, во-первых,
природно-климатические
на бизнес определенные формы, а во-вторых, общеэкономические условия:
правовая основа государства, финансово-кредитная политика, налоговая
система, инфляция, форс-мажорные обстоятельства. Следующим фактором яв-
ляется учет делового цикла. Деловой цикл включает в себя четыре процесса:
1. Инфляция. Этот показатель необходимо учитывать при платежах, пос-
тавках, кредите, а также при определении рыночной стоимости акти-
вов.
2.
Безработица. Уровень безработицы
влияет на общий фонд
платы, на обеспеченность
силы. Безработицу делят на фрикционн
выталкиванием и притягиванием
рабочей силы в процессе
ва, и структурную - возникающую в результате несоответствия рабо-
чих мест квалификации.
Третий
фактор - условия роста производительнос
ляют общие условия, специфические условия и общую тенденцию научно-тех-
нического прогресса.
Четвертый фактор - иностранная конкуренция. Выделяют:
-
конкуренцию товаров на
- конкуренцию товаров на внешних рынках;
- конкуренцию фирм.
Предприниматель несет ответственность за результаты своей деятель-
ности. Во-первых, предприниматель отвечает перед законом, то есть, ему
необходимо знать законодательство, гражданский кодекс. Во-вторых, он не-
сет ответственность за конкретные контракты, договора и обязательства.
Мера ответственности за их неисполнение определена Гражданским кодексом.
В третьих, предприниматель несет ответственность перед обществом за ре-
зультаты своей деятельности; он подвергается контролю со стороны различ-
ных общественных организаций (природоохранных, контроля качества, сани-
тарно-эпидемиологической службы и т.п.). В четвертых, он несет ответст-
венность перед потребителем, поскольку только удовлетворение потребнос-
тей населения обеспечивает прибыль. В пятых, предприниматель несет от-
ветственность перед партнерами по бизнесу. Необходимо четко выполнять
все условия устава или учредительского договора.
Базовые и организационно-
Прежде
всего, выбор организационно-
ва зависит от целого ряда условий.
Во-первых,
от уровня профессиональной
Во-вторых,
от установленных законом
В третьих, от уровня желаемых имущественных прав предпринимателя.
В
четвертых, от характера
В пятых, от форм экономических связей и сотрудничества между пред-
принимательством.
В шестых, от первоначального капитала.
Исходя из практики предпринимательства в промышленно развитых стра-
нах, выделяют
три основные базовые формы
1. Индивидуальные предприятия.
2. Партнерства.
3. Корпорации.
Единоличные фирмы - бизнес, в котором собственником и предпринимате-
лем является одно и то же лицо. Предприниматель сам организует, управля-
ет производством и несет полную ответственность за результаты этой дея-
тельности, но главным признаком является то, что собственность не отде-
лена от управления. Это самая распространенная форма бизнеса; в США су-
ществует более 12 миллионов индивидуальных предприятий, и хотя по чис-
ленности хозяйств они составляют 76% от общего числа предприятий, этот
сектор дает всего 9% денежных поступлений валового национального продук-
та.
Партнерство - добровольная, официально зарегистрированная ассоциация
или объединение двух или более лиц с целью ведения бизнеса. Участники
объединяют денежные средства в так называемый складочный капитал. В США
партнерства составляют 8% от числа предприятий, а денежные поступления в
ВНП составляют 4%.
Корпорация - это фирма, существующая как юридическое лицо, собствен-
ность которой разделена на доли, паи; это в основном акционерная форма
бизнеса. Характерной ее чертой является то, что она отвечает по своим
обязательствам и претензиям к ней только тем капиталом, который она пер-
воначально вложила как долю, как исходный уставный капитал. Акциями, на-
ходящимися в руках акционеров, корпорация не отвечает, а акционеры не
отвечают по обязательствам корпорации и несут риск убытков в пределах
имеющихся у них акций. Удельный вес корпораций в США - 16%, но они при-
носят 87% денежных поступлений ВНП.
Какие
преимущества и недостатки
смотреть их по нескольким характеристикам:
1. По уровню сложности.
Индивидуальные предприятия - самая простая форма. Расчеты осуществ-