Лекции по основам предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, лекция

Описание работы

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

Файлы: 1 файл

osnpredosnpredosnpred.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

Он освещает следующие вопросы:

    а.  Кто является крупнейшим производителем  аналогичного товара?

    б.  Каков характер товара-конкурента, на какой основе он производится?

    в.  Каков характер рекламы конкурента (обычная, силовая)?

    г. Каков  уровень цен на аналогичные товары? Можно ли снизить собст-

       венные цены, и сколько рынка  можно захватить посредством  цены?

    Четвертый  раздел посвящен плану маркетинга. В нем показаны следующие

основные  моменты:

    а.  Сегмент рынка.

    б. Схема распространения товара.

    в.  Ценообразование.

    г.  Реклама.

    д.  Методы стимулирования продаж.

    е.  Послепродажное обслуживание.

    ж.  Мероприятия по повышению имиджа  фирмы.

    Пятый  раздел  отвечает  за план производства. Здесь необходимо расс-

мотреть вопросы:

    а.  На каком предприятии будет  производиться товар?

    б.  Откуда и какое оборудование  будет  приобретено,  каков   характер

       технологии?

    в.  Какие поставщики сырья и материалов  будут задействованы?

    г.  Какие проблемы существуют в производстве данного товара, и каковы

       пути их решения?

    д.  Анализ издержек производства.

    Шестой  раздел  следует посвятить анализу  партнеров по бизнесу, соуч-

редителей.

    а.  Характеристика соучредителей.

    б.  Анализ состава менеджмента.

    в.  Условия найма, оплаты, переподготовки  персонала.

    г.  Характеристика состава персонала  (рабочих).

    д. Законодательство  по труду.

    Отдельной строкой  в этом разделе идет тип  организации фирмы (органи-

зационная структура управления).

    Седьмой раздел  освещает правовые вопросы   деятельности  предприятия.

Здесь следует иметь  в виду определение формы собственности  и юридическо-

го статуса;  обязательно  следует указать организационно-правовую форму,

обосновать причину  выбора той или иной формы собственности.

    Восьмой раздел  полностью посвящен предпринимательскому  риску. В  нем

нужно:

    1. Отразить  виды риска.

    2. Оценить возможные  потери.

    3. Определить  методы управления риском.

    В девятом   разделе содержится финансовый  план. В качестве приложения

здесь следует дать следующие  документы:

    1) прогноз объема  реализации;

    2) баланс денежных  поступлений и расходов;

    3) таблица доходов  и затрат;

    4) прогнозируемый  баланс активов и пассивов;

    5) график достижения  безубыточности.

    Что касается  графика безубыточности, то здесь   следует  исходить  из

объема реализации  и  дать не менее трех вариантов  уровня цен. Структура

таблицы графика безубыточности такова:

 

    -------------T--------T-----------------T----------T----------¬

    ¦Наименование¦Варианты¦     Выпуск      ¦Переменные¦Постоянные¦

    ¦товара или   ¦  цен   +-----T-----T-----+ издержки  ¦ издержки ¦

    ¦услуги      ¦        ¦1 год¦2 год¦3 год¦          ¦          ¦

    +------------+--------+-----+-----+-----+----------+----------+

 

    Таблица доходов  и затрат представляет собой  следующий вид:

 

    -----------T-----------------------¬

    ¦Показатели¦   Первый год работы   ¦

    ¦          ¦        Кварталы       ¦

    ¦          +-----T-----T-----T-----+

    ¦          ¦  1  ¦  2  ¦  3  ¦  4  ¦

    +----------+-----+-----+-----+-----+

 

    В качестве  показателей учитываются:

    1) объем продаж (выручки от реализации минус  НДС);

    2) основные  затраты на производство и  реализацию продукции;

    3) прибыль от реализации;

    4) общие хозяйственные  расходы;

    5) прибыль от  основного вида деятельности;

    6) доля прибыли  в объеме продаж.

 

    Баланс денежных  поступлений и расходов предполагает  учет доли рынка,

емкости и перспективы  рынка.  Таблица  баланса  имеет  наиболее  сложную

структуру:

 

    -------------T-----T--------T-------T--------------T-----------¬

    ¦Наименование¦Адрес¦Владелец¦Тип    ¦Составитель   ¦Дата       ¦

    ¦фирмы       ¦     ¦        ¦бизнеса¦(аудит и т.п.)¦составления¦

    L------------+-----+--------+-------+--------------+------------

    -----------T---------------------------------------------------¬

    ¦Показатели¦               Первый год работы                   ¦

    ¦          +---------T---------T-------------------------------+

    ¦          ¦1-й месяц¦2-й месяц¦           .  .  .             ¦

    ¦          +----T----+----T----+-------------------------------+

    ¦          ¦план¦факт¦план¦факт¦           .  .  .             ¦

    +----------+----+----+----+----+-------------------------------+

 

    К  показателям относятся:

    1) Денежные средства в наличии  на начало месяца.

    2) Денежные поступления:

       а. выручка от реализации;

       б. поступления по счетам товаров,  проданных в кредит;

       в. ссуды и другие поступления.

    3) Итого денежных поступлений.

    4) Итого поступлений.

    5) Денежные платежи на сторону:

       а. покупка товаров;

       б. заработная плата;

       в. платные услуги;

       г. содержание и ремонт оборудования;

       д. реклама;

       е. арендная плата;

       ж. страховые платежи;

       з. процент за кредит;

       и. покупка оборудования;

       к. расходы по организации производства;

       л. резервы;

       м. изъятия в пользу владельцев;

       н. прочие расходы.

     6) Всего денежных платежей на сторону.

     7) Денежных средств на конец  месяца.

     В десятом  (и  последнем)  разделе бизнес-плана дается стратегия  фи-

нансирования. Здесь необходимо изложить  свой  план  по  всей  структуре

средств: объем, источники, условия.

    Кроме бизнес-плана  в российской практике используется  еще одна форма

реализации предпринимательской  идеи:  технико-экономическое обоснование

(ТЭО). ТЭО - это документ, разработанный с целью выявления  экономическо-

го эффекта путем  сопоставления валовых доходов  и  валовых  расходов  по

проекту. Технико-экономическое  обоснование  состоит из таблицы, которая

имеет две части: доходы и расходы, а в третьей  отражается  разность  по

балансу.

 

    --------T------------T-------T------------T--------¬

    ¦N  по   ¦  Расходы   ¦N по   ¦   Доходы   ¦Разность¦

    ¦порядку+------T-----+порядку+------T-----+по      ¦

    ¦       ¦статья¦сумма¦       ¦статья¦сумма¦балансу  ¦

    +-------+------+-----+-------+------+-----+--------+

 

    С  целью  выяснения  предпринимательских  возможностей того или иного

лица, а также  для проверки реальности бизнес-плана  необходимо  провести

тренинг с  тем,  кто  его (бизнес-план) предлагает. Для этого необходимо

задать ряд  вопросов:

    1. Какова Ваша идея? Объясните подробно, что Вы собираетесь произво-

       дить.

    2. Кому будут продаваться товары?

    3. С кем Вы будете конкурировать?

    4. Кто будет управлять фирмой? Чем  лично Вы будете в ней заниматься?

       Сколько менеджеров и работников  необходимо для ее работы?

    5. Каким образом Вы будете производить  продукцию (характер предприя-

       тия)?

    6. Кто и каким путем будет  доставлять товар на рынок?  Как будет осу-

       ществляться реализация, и кто  будет Вашим покупателем?

    7. Какую  цену Вы собираетесь назначить и почему? По какой цене про-

       даются товары конкурентов?

    8. Во что обойдется производство  товара? Каковы накладные расходы?

    9. Потребуются ли услуги аудита, экспертов или оценщика?

    Таким  образом, мы рассмотрели варианты  реализации  предприниматель-

ской идеи в форме бизнес-плана и технико-экономического обоснования.

    Важнейшим  вопросом  для  предпринимателя  является учет экономической

среды, а также  понимание своей ответственности  за  бизнес.  Предпринима-

тельская  деятельность осуществляется в определенной среде, к которой от-

носятся, во-первых,  природно-климатические условия, которые  накладывают

на бизнес определенные формы, а  во-вторых,  общеэкономические  условия:

правовая  основа  государства,  финансово-кредитная  политика,  налоговая

система, инфляция, форс-мажорные обстоятельства. Следующим  фактором  яв-

ляется учет делового цикла. Деловой цикл включает в себя четыре процесса:

    1. Инфляция. Этот показатель необходимо  учитывать при платежах, пос-

       тавках, кредите, а также при определении рыночной стоимости акти-

       вов.

    2. Безработица.  Уровень безработицы  влияет на общий фонд заработной

       платы, на обеспеченность кадрами,  на качество и структуру рабочей

       силы. Безработицу делят на фрикционную,  связанную  с  постоянным

       выталкиванием и притягиванием  рабочей силы в процессе производст-

       ва, и структурную - возникающую  в результате несоответствия  рабо-

       чих мест квалификации.

    Третий  фактор  - условия роста производительности труда. Здесь выде-

ляют общие  условия, специфические условия  и общую тенденцию  научно-тех-

нического прогресса.

    Четвертый  фактор - иностранная конкуренция.  Выделяют:

    - конкуренцию товаров на внутреннем  рынке;

    - конкуренцию товаров на внешних рынках;

    - конкуренцию фирм.

    Предприниматель  несет  ответственность  за  результаты своей деятель-

ности. Во-первых, предприниматель отвечает перед  законом, то  есть,  ему

необходимо  знать законодательство, гражданский  кодекс. Во-вторых, он не-

сет ответственность  за  конкретные контракты, договора и обязательства.

Мера ответственности  за их неисполнение определена Гражданским  кодексом.

В третьих, предприниматель  несет ответственность перед  обществом за  ре-

зультаты  своей деятельности; он подвергается контролю со стороны различ-

ных общественных  организаций (природоохранных, контроля качества, сани-

тарно-эпидемиологической службы  и т.п.). В четвертых, он несет ответст-

венность  перед потребителем, поскольку только удовлетворение  потребнос-

тей населения  обеспечивает  прибыль. В пятых, предприниматель несет от-

ветственность перед партнерами по бизнесу.  Необходимо  четко  выполнять

все условия  устава или учредительского договора.

 

        Базовые и организационно-правовые  формы предпринимательства

 

    Прежде  всего, выбор организационно-правовой  формы предпринимательст-

ва зависит  от целого ряда условий.

    Во-первых, от уровня профессиональной подготовки  предпринимателя.

    Во-вторых, от установленных законом организационно-правовых  форм.

    В третьих, от уровня желаемых имущественных прав предпринимателя.

    В  четвертых, от характера будущей  предпринимательской деятельности.

    В  пятых,  от форм экономических  связей и сотрудничества между  пред-

    принимательством.

    В  шестых, от первоначального капитала.

    Исходя  из  практики предпринимательства  в промышленно развитых стра-

нах, выделяют три основные базовые формы предпринимательства:

    1. Индивидуальные предприятия.

    2. Партнерства.

    3. Корпорации.

    Единоличные  фирмы - бизнес, в котором собственником и предпринимате-

лем является одно и то же лицо. Предприниматель  сам организует, управля-

ет производством  и несет полную ответственность  за результаты этой  дея-

тельности, но  главным признаком является то, что  собственность не отде-

лена от управления. Это самая распространенная форма  бизнеса; в США  су-

ществует  более 12 миллионов индивидуальных предприятий, и хотя  по  чис-

ленности  хозяйств  они  составляют 76% от общего числа предприятий, этот

сектор дает всего 9% денежных поступлений валового национального продук-

та.

    Партнерство  - добровольная, официально зарегистрированная  ассоциация

или объединение  двух  или  более лиц с целью  ведения бизнеса. Участники

объединяют  денежные средства в так называемый складочный капитал. В  США

партнерства составляют 8% от числа предприятий, а денежные поступления в

ВНП составляют 4%.

    Корпорация - это фирма, существующая как  юридическое лицо, собствен-

ность которой  разделена  на доли, паи; это в  основном акционерная форма

бизнеса. Характерной ее чертой является то, что она  отвечает  по  своим

обязательствам  и претензиям к ней только тем  капиталом, который она пер-

воначально  вложила как долю, как исходный уставный капитал. Акциями, на-

ходящимися  в  руках  акционеров,  корпорация не отвечает, а акционеры не

отвечают  по обязательствам корпорации и несут  риск  убытков  в  пределах

имеющихся у  них акций. Удельный вес корпораций в США - 16%, но они при-

носят 87% денежных поступлений ВНП.

    Какие  преимущества и недостатки имеет каждая форма? Нам следует рас-

смотреть  их по нескольким характеристикам:

    1. По уровню сложности.

    Индивидуальные  предприятия - самая простая форма.  Расчеты  осуществ-

Информация о работе Лекции по основам предпринимательства