Лекции по основам предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, лекция

Описание работы

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

Файлы: 1 файл

osnpredosnpredosnpred.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

ся соглашение о поставках одного товара, а по истечении 6 месяцев, когда

начинается  производство второго товара, заключается  встречная сделка.

    Подобная  сделка  заключается  не  только  из-за проблем с реализацией

своего товара, но и с целью забронировать  на рынке нужный для предприни-

мателя товар, а также получить гарантию сбыта  по своему товару.

    Оффсетная  сделка является разновидностью уже  встречной  поставки  -

это обмен  товарами  и  услугами,  а также  получение возможности вложить

свой капитал  в выгодное дело взамен за определенные услуги.

 

    Одной  из форм  коммерческого  сотрудничества  является  коммерческая

трангуляция, широко используемая в коммерческой деятельности многих ком-

паний. Суть  этой  сделки  заключается в  том, что первый предприниматель

поставляет  товар второму предпринимателю, который не  производит  нужный

для первого  предпринимателя  товар, но в товаре второго предпринимателя

заинтересован третий предприниматель, производящий  искомый, нужный  для

первого товар. Таким образом, заключается тройная  сделка.

 

                     Формы финансового сотрудничества.

 

    В  данной  теме  будут рассмотрены  лишь некоторые из форм финансового

сотрудничества. В целом выделяют следующие формы:

    1. Сотрудничество в финансово-кредитной   сфере  (изучается  в  курсе

       "Финансы и кредит").

    2. Сотрудничество на фондовом рынке  (изучается в курсе "Рынок  ценных

       бумаг").

    3. Факторинг.

    4. Коммерческий трансферт.

 

    Сущность  факторинга заключается в том,  что если фирма производит  то-

вары,  то  у  нее обязательно имеются  долговые обязательства получателей

товара - дебиторская  задолженность. Чтобы не ждать возврата денег по за-

долженности и в целях освобождения от затрат по ведению счетов дебиторов

данные обязательства  могут быть проданы факторинг-фирме. Факторинг - это

купля-продажа  долговых обязательств покупателей, которая  осуществляется

между поставщиком товара и факторинг-фирмой.

    В  факторинговой сделке принимают  участие три стороны:

    1. Факторинг-фирма  -  специализированное  предприятие, приобретающее

       счета-фактуры, долговые обязательства.

    2. Клиент - поставщик товара, кредитор  должника.

    3. Должник.

    Получив  заказ от клиента, факторинг-фирма   подготавливает  предложе-

ние. Прежде  всего,  она  изучает  клиента,  в особенности его баланс за

последние два-три  года, технические и бухгалтерские  отчеты,  продукцию,

ее конкурентоспособность,  спрос,  перспективы. Затем изучается должник.

Особенно  внимательно следует изучить  активы и пассивы, возможности  лик-

видности. После  этого  заключается факторинговый  договор. Факторинговые

услуги оказываются  в двух формах:

    1. Без финансирования. В этом случае клиент, передавший счета факто-

ринг-фирме, получает сумму этих счетов при  наступлении  срока  платежа.

При этом  факторинг-фирма  получает  комиссионные  от клиента за ведение

счетов должника и за риск, который фирма берет  на  себя  (если  договор

факторинга  заключен  без права регресса). Размер комиссионных составляет

в промышленно  развитых странах порядка 1,5-3% от суммы  счетов.

    2. С финансированием -  факторинг-фирма   сразу  выплачивает  клиенту

70-80% суммы   предоставленных счетов-фактур, то есть, предоставляет кре-

дит. Остальные 20-30% выплачиваются клиенту по окончательной  оплате дол-

жником своих  счетов-фактур. Эти 20-30% являются для  факторинг-фирмы  га-

рантом в  случае  недопоставок товара клиентом или возврата потребителем

некачественных  продуктов.  При этом факторинг-фирма  получает:

    1. Комиссионные.

    2. Процент за авансированный капитал  (за  кредит)  -  в  промышлен-

       но-развитых странах  обычно  на 1-2% ставки коммерческого кредита.

    Процент  начисляется с момента выдачи аванса до  дня  его  погашения.

При  этом  факторинг-фирма подсчитывает доходы ежемесячно; она постоянно

ведет учет погашенных и непогашенных счетов-фактур. На непогашенные фак-

туры необходимо выписывать счет т направлять его  клиенту, чтобы он знал,

сколько осталось непогашенного кредита.

    Какие  выгоды и возможности дает  факторинг предпринимателю?

    1. Возможность превратить дебиторскую  задолженность в ликвидные   ре-

       сурсы.

    2. Предприниматель освобождается  от риска возможных неплатежей.

    3. Экономия средств  на ведении  счетов должников и контроле.

    4. Факторинг-фирма  всегда имеет  наиболее свежую информацию, которую

она предоставляет  клиенту (on-line).

    Основу  факторинга составляет договор о  факторинге,  заключаемый  на

два года.  В договоре сразу же указывается, что должник будет иметь дело

с факторинг-фирмой, а не с ее клиентом.

 

    Наконец,  коммерческий  трансферт получил  распространение у фирм, за-

нимающихся внешнеэкономической деятельностью. Партнеры  различных  стран

приобретают друг  у друга капиталы в национальных валютах в определенных

количествах по договорной цене. Так, российский предприниматель  открыва-

ет счет в  банке США, а американский - в банке России. Эта форма  сотруд-

ничества  используется  сегодня  в межбанковских  связях при открытии кор-

респондентских  счетов.

 

    Таким  образом, мы рассмотрели  основные  формы  предпринимательского

сотрудничества  в производственной, коммерческой и  финансовой сферах.

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

                       Лекция N 10 Мухаровского Н.В.

 

            Предпринимательский риск: сущность, виды, контроль.

 

    Одной  из черт предпринимательской  деятельности является предпринима-

тельский  риск.  В  самом общем плане риск - угроза, опасность возможного

ущерба в  ходе предпринимательской деятельности. Риск заложен в самой су-

ти предпринимательской  деятельности.

    Во-первых, он обусловлен свободой предпринимателя,  то есть, предпри-

ниматель  самостоятельно распоряжается средствами производства,  выбирает

сферу деятельности, но не всегда поступает правильно.

    Во-вторых, в рыночных условиях предприниматель  постоянно конкурирует

с другими  предпринимателями, и нет гарантии, что он выйдет победителем,

   В третьих,  риск  усугубляется  рядом иных факторов. Так, кризисное

состояние экономики  повышает риск выбора сферы  производства,  поскольку

нет ориентира  в прибыльности сфер.

    В  четвертых, риск обусловлен также  законодательством, то есть, в  ус-

ловиях противоречия законодательству риск повышается.

    В  этой  связи  возникает  вопрос  об определении предпринимательского

риска. Предпринимательский  риск - риск, возникающий в любых  видах  дея-

тельности предпринимателя.  В абсолютном выражении риск может быть выра-

жен в материально-вещественных показателях (потерях) или же в  стоимост-

ном выражении. В относительном выражении риск может  быть  определен как

отношение суммы  возможных  потерь к стоимости  основных и оборотных фон-

дов. Основными  видами потерь являются:

    1. Материальные потери  -  незапланированные   материальные  расходы,

       прямая потеря в стоимостном  и физическом выражениях.

    2. Трудовые потери,  которые выражаются  в потерях рабочего времени  в

       результате непредвиденных  обстоятельств  (выражаются  в  челове-

       ко-часах, человеко-днях и т.д., а также в стоимостном выражении  -

       путем перемножения потерянного  трудового  времени  на  его   стои-

       мость).

    3. Финансовые потери - имеют место  при прямых денежных потерях в ре-

       зультате перерасходов денег,  незапланированных выплат,  обесцени-

       вания ценных  бумаг, хищения.  Кроме того, финансовые потери  имеют

       место при недополучении денежных  средств из тех источников, кото-

     &nbs


Информация о работе Лекции по основам предпринимательства