Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, лекция
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
ся соглашение о поставках одного товара, а по истечении 6 месяцев, когда
начинается производство второго товара, заключается встречная сделка.
Подобная сделка заключается не только из-за проблем с реализацией
своего товара, но и с целью забронировать на рынке нужный для предприни-
мателя товар, а также получить гарантию сбыта по своему товару.
Оффсетная сделка является разновидностью уже встречной поставки -
это обмен товарами и услугами, а также получение возможности вложить
свой капитал в выгодное дело взамен за определенные услуги.
Одной из форм коммерческого сотрудничества является коммерческая
трангуляция, широко используемая в коммерческой деятельности многих ком-
паний. Суть этой сделки заключается в том, что первый предприниматель
поставляет товар второму предпринимателю, который не производит нужный
для первого предпринимателя товар, но в товаре второго предпринимателя
заинтересован третий предприниматель, производящий искомый, нужный для
первого товар. Таким образом, заключается тройная сделка.
Формы финансового
В данной теме будут рассмотрены лишь некоторые из форм финансового
сотрудничества. В целом выделяют следующие формы:
1.
Сотрудничество в финансово-
"Финансы и кредит").
2.
Сотрудничество на фондовом
бумаг").
3. Факторинг.
4. Коммерческий трансферт.
Сущность факторинга заключается в том, что если фирма производит то-
вары, то у нее обязательно имеются долговые обязательства получателей
товара - дебиторская задолженность. Чтобы не ждать возврата денег по за-
долженности и в целях освобождения от затрат по ведению счетов дебиторов
данные обязательства могут быть проданы факторинг-фирме. Факторинг - это
купля-продажа долговых обязательств покупателей, которая осуществляется
между поставщиком товара и факторинг-фирмой.
В
факторинговой сделке
1. Факторинг-фирма - специализированное предприятие, приобретающее
счета-фактуры, долговые
2. Клиент - поставщик товара, кредитор должника.
3. Должник.
Получив
заказ от клиента, факторинг-
ние. Прежде всего, она изучает клиента, в особенности его баланс за
последние два-три года, технические и бухгалтерские отчеты, продукцию,
ее конкурентоспособность, спрос, перспективы. Затем изучается должник.
Особенно внимательно следует изучить активы и пассивы, возможности лик-
видности. После этого заключается факторинговый договор. Факторинговые
услуги оказываются в двух формах:
1. Без финансирования. В этом случае клиент, передавший счета факто-
ринг-фирме, получает сумму этих счетов при наступлении срока платежа.
При этом факторинг-фирма получает комиссионные от клиента за ведение
счетов должника и за риск, который фирма берет на себя (если договор
факторинга заключен без права регресса). Размер комиссионных составляет
в промышленно развитых странах порядка 1,5-3% от суммы счетов.
2. С финансированием - факторинг-фирма сразу выплачивает клиенту
70-80% суммы предоставленных счетов-фактур, то есть, предоставляет кре-
дит. Остальные 20-30% выплачиваются клиенту по окончательной оплате дол-
жником своих счетов-фактур. Эти 20-30% являются для факторинг-фирмы га-
рантом в случае недопоставок товара клиентом или возврата потребителем
некачественных продуктов. При этом факторинг-фирма получает:
1. Комиссионные.
2.
Процент за авансированный
но-развитых странах обычно на 1-2% ставки коммерческого кредита.
Процент начисляется с момента выдачи аванса до дня его погашения.
При этом факторинг-фирма подсчитывает доходы ежемесячно; она постоянно
ведет учет погашенных и непогашенных счетов-фактур. На непогашенные фак-
туры необходимо выписывать счет т направлять его клиенту, чтобы он знал,
сколько осталось непогашенного кредита.
Какие выгоды и возможности дает факторинг предпринимателю?
1.
Возможность превратить
сурсы.
2. Предприниматель освобождается от риска возможных неплатежей.
3. Экономия средств на ведении счетов должников и контроле.
4. Факторинг-фирма всегда имеет наиболее свежую информацию, которую
она предоставляет клиенту (on-line).
Основу факторинга составляет договор о факторинге, заключаемый на
два года. В договоре сразу же указывается, что должник будет иметь дело
с факторинг-фирмой, а не с ее клиентом.
Наконец, коммерческий трансферт получил распространение у фирм, за-
нимающихся внешнеэкономической деятельностью. Партнеры различных стран
приобретают друг у друга капиталы в национальных валютах в определенных
количествах по договорной цене. Так, российский предприниматель открыва-
ет счет в банке США, а американский - в банке России. Эта форма сотруд-
ничества используется сегодня в межбанковских связях при открытии кор-
респондентских счетов.
Таким
образом, мы рассмотрели
сотрудничества в производственной, коммерческой и финансовой сферах.
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Лекция N 10 Мухаровского Н.В.
Предпринимательский риск: сущность, виды, контроль.
Одной
из черт предпринимательской
деятельности является
тельский риск. В самом общем плане риск - угроза, опасность возможного
ущерба в
ходе предпринимательской
ти предпринимательской деятельности.
Во-первых,
он обусловлен свободой
ниматель самостоятельно распоряжается средствами производства, выбирает
сферу деятельности, но не всегда поступает правильно.
Во-вторых,
в рыночных условиях
с другими предпринимателями, и нет гарантии, что он выйдет победителем,
В третьих, риск усугубляется рядом иных факторов. Так, кризисное
состояние экономики повышает риск выбора сферы производства, поскольку
нет ориентира в прибыльности сфер.
В
четвертых, риск обусловлен
ловиях противоречия законодательству риск повышается.
В
этой связи возникает вопрос
об определении
риска. Предпринимательский риск - риск, возникающий в любых видах дея-
тельности предпринимателя. В абсолютном выражении риск может быть выра-
жен в материально-вещественных показателях (потерях) или же в стоимост-
ном выражении. В относительном выражении риск может быть определен как
отношение суммы возможных потерь к стоимости основных и оборотных фон-
дов. Основными видами потерь являются:
1. Материальные потери - незапланированные материальные расходы,
прямая потеря в стоимостном и физическом выражениях.
2. Трудовые потери, которые выражаются в потерях рабочего времени в
результате непредвиденных обстоятельств (выражаются в челове-
ко-часах, человеко-днях и т.д.
путем перемножения
мость).
3. Финансовые потери - имеют место при прямых денежных потерях в ре-
зультате перерасходов денег, незапланированных выплат, обесцени-
вания ценных бумаг, хищения. Кроме того, финансовые потери имеют
место при недополучении
&nbs