Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 01:09, курс лекций
Предпринимательство как особая форма экономической активности.
Экономическая активность - конкретная форма участия человека в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения его жизнедеятельности.
Несмотря на возможные затруднения, случаев, когда требуется передача ответственности, несчетное множество, и успех сопутствует тем менеджерам, которые делегируют свои полномочия квалифицированно. Передача ответственности представляет собой набор умений, который можно в себе развивать, Ключевым для успешной передачи ответственности являются следующие из них:
♦ Оценивайте риск.
♦ Передавайте полномочия способным людям.
Дозируйте передачу полномочий.
♦ Добивайтесь общего ясного понимания целей.
Следите за продвижением вперед.
♦ Регулярно проводите консультирование.
♦ Ищите возможности для передачи полномочий.
Уясните себе предел вашей власти.
Существует два метода воздействия предпринимателя на подчиненных. Один — называемый «негативным подкреплением — состоит в поиске негативных сторон деятельности подчиненных. Этот метод давно используется людьми, наделенными властью, он действительно меняет поведение людей, но приводит к уклонению от работы и снижению воодушевления с обеих сторон.
Противоположный подход состоит в поиске полезных сторон в работе человека и поощрении и поддержке именно такого поведения. Психологи обозначают его термином «положительное подкрепление». В этом случае руководитель специально затрачивает усилия на выявление и вознаграждение позитивных сторон вклада человека в работу.
Все те, кем когда-либо управляли, признают, что хуже всего вознаграждает работу подчиненных начальник, который вообще не имеет обратной связи с ними. Работник испытывает нехватку реакции на его работу и со временем теряет интерес к ней. Каждодневные взаимоотношения между руководителем и подчиненными проявляются в различных видах вознаграждений.
Экономическое мышление осуществляется в определенных понятиях, категориях, которые являются выражением определенных сторон, свойств, связей и зависимостей социальных изменений и процессов производства.
Каждое общество формирует свой особый социальный тип экономического мышления. Определяющее влияние на него оказывает форма собственности. Частная собственность, порождая изолированность интересов, делает экономическое мышление индивидуалистичным, прагматичным. Изменение формы собственности, социалистические производственные отношения изменили коренным образом экономическое мышление. На смену индивидуалистическому мышлению пришло шаблонное, основанное на единой экономической стратегии коллективистское мышление. Экономическое мышление несет на себе черты административно-командной системы с ее директивностью, безынициативностью, уравнительностью, экстенсивным характером производства.
В условиях перехода к рынку назрела необходимость выработки нового экономического мышления. Процесс это длительный и трудоемкий. Возникновение в ходе реформы многообразных форм собственности, восстановление товарно-денежных отношений, формирование дохода в зависимости от инициативы, предприимчивости постепенно меняют тип экономического мышления.
Постановка вопроса о новом экономическом мышлении предполагает прежде всего четкое определение критериев, которым оно должно отвечать.
Существуют два главных критерия, которые характеризуют современный тип экономического мышления: научность и отражение в мышлении новых, изменившихся условий развития общественного производства. Оба критерия взаимосвязаны и рассматриваются в единстве.
Первый — научность — заключается прежде всего в необходимости полного и последовательного учета в экономическом мышлении и хозяйственных решениях объективных экономических законов.
Незнание либо игнорирование их в планировании и управлении — основа субъективизма и волюнтаризма, столь печально известных по недавнему прошлому. Прежде всего это относится к закону стоимости, действие которого характерно не только для капиталистической экономики. Развитие на его основе экономических рычагов и стимулов — важнейшая задача реформы. Научность нельзя рассматривать как простое освоение и использование каких-то раз и навсегда установленных истин. Экономическая наука находится в постоянном движении, развитии и обновлении. Повторение однажды добытых истин — это скорее пропаганда, а не наука. В науке происходит постоянное приращение знаний, уточнение полученных выводов, отбрасывание того, что не подтвердилось на практике.
Из такого понимания проблемы следует, что предприниматель должен обладать не просто суммой знаний, полученных когда-то, а быть в курсе новейших достижений экономической мысли. Только В этом случае его мышление будет действительно современным. А отсюда следует необходимость регулярного обновления знаний. Недаром сегодня утверждается идея непрерывного образования. Это означает, что освоение новой научной информации должно входить в распорядок рабочего дня предпринимателя. Безусловно, многое зависит от состояния самой экономической науки, но и ее развитие обусловлено спросом, заказом производства.
Предприниматель не вправе ожидать от изучения экономики получения готовых ответов на возникающие вопросы, но, используя знания, он лучше решает эти вопросы.
Второй критерий оценки современного экономического мышления — это учет современных реальностей, качественно новых условий развития производства, неформальное восприятие сущности процесса интенсификации производства, мышление качественными, а не количественными категориями, ориентация на конечный результат, социальные цели развития.
Современное мышление предполагает ориентацию на мировой опыт, изучение и использование достижении, в том числе капиталистического менеджмента. Более того, оно включает восприятие народного хозяйства как части всемирного. Развитие и углубление международной интеграции, выход на мировой рынок, создание совместных предприятий требуют не только широкого кругозора, специального обучения, но и психологической готовности кадров к такому значительному расширению поля деятельности.
Предстоит освоить принципиальную разницу между близкими, казалось бы, по смыслу понятиями — «затраты и «вложения». Если первое более характерно для административной системы с безвозвратным финансированием, то второе свойственно рыночной экономике и подразумевает возврат, отдачу, без уверенности в чем ни один западный предприниматель не начинает дело.
Для современного экономического мышления характерна способность к риску. Руководитель, приступая к решению проблемы, обычно не располагает исчерпывающей информацией обо всем. Кроме того, вероятный характер производства создает определенную непредсказуемость развития. Необходимы мужество и ум, а также развитая интуиция, чтобы каждый раз в определенных условиях принимать наиболее приемлемое решение, беря тем самым на себя личную ответственность за исход дела.
В то же время практика хозяйствования в новых условиях выдвигает требования обоснования риска при принятии решений. Такая проблема раньше не стояла, так как планы задавали сверху и только требовали четкого исполнения. В условиях рыночной экономики фактор риска намного возрастает.
Для современного экономического мышления характерен интенсивный тип деятельности, стремление наиболее полно использовать как внутренние, так и внешние факторы, прогнозировать все последствия. Очевидно, что этот тип деятельности предполагает наличие серьезной подготовки руководителя прежде всего в области экономики и управления, психологин и права, широкого кругозора, понимания роли социальных факторов производства. В условиях перехода на преимущественно экономические методы управления, формирования капиталистического рынка значительно актуализируются новаторство, инициатива, предприимчивость, хозяйственный риск.
Предпринимателям необходимы выработка новых психологических установок, поиск нестандартных подходов, склонность взять инициативу на себя, способность предвидеть и разрешать противоречия. «Не числом, а уменьем» — вот одна из необходимых установок в использовании трудового потенциала. Смещается смысл ряда известных понятий. Например, бережливость сегодня означает расчетливость, экономичность. В условиях интенсивного развития она подчас оборачивается жадностью или расточительством. У хозяйственников часто встречается склонность жалеть рубль, который, однако, будучи пущенным в дело, принесет 10 руб. Это явление приобретает разные формы.
Экономия — это в первую очередь увеличение скорости обращения оборотных средств. Сверхнормативные запасы, замораживание финансовых средств влекут за собой значительные потери, недоиспользование ресурсов. Приходится преодолевать ряд стереотипов. Так, например, принцип «ты — мне, я — тебе» еще недавно ассоциировался с махинациями в сфере теневой экономики, морально осуждался. В новых условиях хозяйствования этот принцип и есть выражение рыночных отношений, обмен ресурсами.
На предприятиях накоплены огромные запасы товарно-материальных ценностей на сотни миллиардов рублей, которые превратились в мертвый груз. И только теперь можно их реализовать и приобрести необходимое. У англичан это называется «флоу — свободное движение материальных ресурсов, которое является важным условием для нормального функционирования производства.
На условной шкале «скопидом — транжира» каждый руководитель, в силу своего экономического мышления, занимает определенное место. Очевидно, что обе крайности невыгодны, и в каждой конкретной ситуации осуществляется выбор, который, однако, должен быть ориентирован на активное использование имеющихся ресурсов.
Экономическое мышление может характеризоваться широтой и узостью. Широта означает способность руководителя охватить мыслью все многообразие отношений, связанных с хозяйственной задачей. Широко мыслящий руководитель будет охранять окружающую среду, комплексно использовать отходы и т. п. Узость мышления особенно часто проявляется, когда решение проблемы требует взаимодействия нескольких ведомств. Необходима диалектичность, подвижность взглядов, идей, концепций, из которых исходит руководитель, принимая решения.
Определяя основные пути формирования нового экономического мышления, необходимо исходить из объективных факторов, и прежде всего из первичных обстоятельств, связанных с развитием производительных сил и производственных отношений.
Однако из факта вторичности мышления работников по отношению к окружающим их объективным условиям не следует, что новое мышление появится только после утверждения новых условий. Мышление обладает относительной самостоятельностью, может как опережать, так и отставать от этих изменений, причем второе встречается чаще, оно связано с инерционностью мышления, привычками, стереотипами работников, складывавшихся десятилетиями. Освободиться от этого балласта человек может только сам. А это трудное, мучительное дело, ибо за знаниями и представлениями субъекта стоит определенный уклад его жизни. Связь между объективными требованиями и экономическим мышлением не является жесткой, изменение первых не обязательно влечет за собой изменение второго.
Главной школой формирования передового мышления была и будет практика — трудовая деятельность работников. Сознание и мышление человека являются прежде всего продуктом его практической деятельности. Развивая производство, люди одновременно развивают и себя, обогащаются умственно, духовно, нравственно. Активная творческая работа создает ту атмосферу, в которой человек мобилизует свой интеллектуальный потенциал, оплодотворяет свои знания новым опытом, расширяет кругозор и, наконец, более глубоко познает закономерности развития общества.
В процессе активной деятельности человек по-настоящему утверждает себя как личность. Поэтому современное экономическое мышление присуще в основном людям деятельным, творческим, целеустремленным. И, наоборот, консерватизм — чаще всего удел инертных, самоуспокоенных работников, которых все устраивает в жизни и ничего другого им не надо.
На развитие производственной активности руководящих работников, а следовательно, и их экономического мышления действенное влияние оказывает организация их деятельности. В бюрократической системе эта организация проявляется в жесткой регламентации поведения каждого, посредством многочисленных нормативных документов и формализованных процедур, четкой субординации и иерархии. Такие условия не стимулируют развития инициативы и предприимчивости, более того, всякая несанкционированная активность нередко вызывает у начальников подозрения, а то и прямое одергивание. К неблагоприятным условиям для развития активности следует отнести слабую информированность работников.
Производственная активность и формирование экономического мышления прямо зависят от хозяйственного механизма, который предопределяет организацию производства, управление им. Если же изменения в тех или иных звеньях являются эпизодическими, отстают от развивающихся условий и требований производства, то неминуемо возникает консерватизм мышления, Устаревший хозяйственный механизм неизбежно воспроизводит и соответствующий стиль экономического мышления. Комплексное совершенствование хозяйственного механизма, охватывающее одновременно все его стороны и звенья, устраняет условия, питающие устаревшие представления, обеспечивает сдвиг Б сознании работников. Особенно этому способствует переход к рыночным отношениям.
Для результативности профессиональной
деятельности важное значение имеет рациональная
(с точки зрения расхода времени) организация
трудового дня менеджера. Организационные
принципы эффективного распорядка дня
можно разделить на три группы: правила
начала дня, основной его части и правила
завершения рабочего дня. В каждой из них
можно выделить ключевые рекомендации.
Правила начала рабочего дня
Начинайте день с позитивным настроением. Каждый день задавайте себе вопрос: как этот день может приблизить меня к моим целям? Подумайте: с кем сегодня необходимо встретиться? какие трудности и проблемы может «уготовить» этот день; как их преодолеть?
Начинайте работу по возможности в одно и то же время.
Пересмотрите свой план дня, составленный накануне вечером, оценивая степень важности и срочность задач, и внесите коррективы.