Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 01:09, курс лекций
Предпринимательство как особая форма экономической активности.
Экономическая активность - конкретная форма участия человека в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения его жизнедеятельности.
Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)
Товары с неэластичным спросом по цене:
Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)
Деятельность предприятий зависит от государственной политики Государство может затормозить либо ускорить процесс развития предприятия. В условиях рыночной экономики роль государственного регулирования возрастает.
Государственное регулирование - это цели, функции, методы, формы, а также правовые нормы и акты с помощью которых государство воздействует на экономику.
В системе государственного регулирования можно выделит 4 формы:
1. планирование, программирование и прогнозирование;
2. финансово-кредитное
3. антимонопольное регулирование;
4. дерегулирование экономики.
Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор, и научную постановку целей, выбор путей и способов их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения определенного состояния этого объекта.
Программирование как форма государственного регулирования призвано решать важнейшие проблемы развития национальной экономики, региональные проблемы, межотраслевые, отраслевые, научно-технические, социальные, экологические и др.
Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе, которая активно воздействует на социально-экономические процессы и обеспечивает движение экономики в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Ее воздействие осуществляется через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы. В финансово-кредитной системе выделяют бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирование и цены.
Бюджетно-налоговое регулирование представляет
собой совокупность средств, направлений
и мероприятий по аккумулированию и наиболее
рациональному и приоритетному распределению
финансовых ресурсов с целью обеспечения
макроэкономической стабилизации и экономического
роста. Бюджетное регулирование является
центральным звеном в системе финансового
регулирования экономики. С помощью бюджета
государство сосредоточивает в своих
руках, распределяет и перераспределяет
между отраслями, секторами народного
хозяйства и административно-
Налоговые регуляторы - это различные виды налоговых платежей, их структура, объекты обложения и субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки и способы взыскания.
Кредитно-денежное регулирование осуществляется в финансовой сфере и в реальном секторе экономики.
Цены - важнейший регулятор общественного производства. Они формируют структуру национальной экономики, ее важнейшие пропорции, регулируют деятельность хозяйствующих субъектов. В руках государства цены являются инструментом регулирования различных экономических и социальных процессов (например, ограничения монополистической деятельности, регулирования и контроля выпуска социально значимых товаров и услуг и т. д.).
Важной составляющей системы государственного регулирования в условиях рыночных отношений является антимонопольное регулирование.
В системе государственного регулирования
экономики следует выделить дерегулирование, кото
Основной целью формирования ассортимента товаров является наиболее полное удовлетворение потребностей различных групп населения с учетом экономической эффективности деятельности предприятия.
Сложившаяся структура ассортимента со временем уже не может удовлетворить растущие потребности населения. Поэтому настоятельной необходимостью является систематическое изучение спроса с целью разработки рациональной структуры ассортимента.
Формирование ассортимента товаров в значительной степени определяется частотой и видом предъявляемого спроса.
По частоте спроса товары подразделяют на следующие группы: повседневного спроса, периодического спроса, редкого и сезонного спроса.
Товары повседневного спроса включают в себя такие важнейшие группы товаров, как продукты питания, средства гигиены, косметические товары, товары бытовой химии, недорогие виды одежды и обуви, книги, канцелярские и кухонные принадлежности и др. Такие товары покупаются часто, порой ежедневно, причем принятие решения о покупке зависит от таких факторов, как привычка, удобство приобретения (например, при комплексной еженедельной закупке на оптовом продовольственном рынке или в супермаркете), любопытство и др.
Товары периодического спроса приобретаются потребителями через определенные длительные интервалы времени, например, несколько раз в год.
К товарам редкого спроса относят преимущественно те, у которых сроки службы исчисляются годами (товары длительного пользования). К товарам редкого спроса относятся автомобили, аудио- и видеотехника, компьютеры, мебель, тренажеры, дорогостоящие предметы туалета (например, ювелирные изделия) и др. Приобретаются такие товары один раз в несколько лет.
Реализация товаров сезонного спроса производится в определенные периоды года (летняя и зимняя одежда, елочные украшения и др.).
Спрос на товары может быть постоянным (устойчивым) или подвергаться определенным колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса, с резкими колебаниями спроса, специального спроса, альтернативного спроса, импульсного спроса. Товары стабильного спроса характеризуются устойчивой потребностью в них и отсутствием резких изменений этих потребностей. Резкие изменения спроса на товары могут быть связаны с изменениями основных направлений моды, сезонностью продаж и др. Если потребитель нуждается в определенном товаре с определенным набором потребительских свойств, который не может быть заменен каким-либо другим товаром, то такой товар относится к товарам специального спроса. Потребность в товарах импульсного спроса появляется и формируется под влиянием рекламы, благодаря удачной выкладке в торговом зале. Товары альтернативного спроса допускают замену одного товара другим, так как удовлетворяют одну потребность.
Основными принципами формирования ассортимента товаров являются:
обеспечение на каждом предприятии торговли достаточной полноты товаров повседневного спроса, простого ассортимента, специальных и трудно заменяемых в потреблении и спросе;
обеспечение разнообразия видов товаров по каждой группе;
установление количества разновидностей каждого вида товаров;
учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности торгового предприятия.
В основе формирования ассортимента товаров лежит спрос, на который влияют следующие факторы: экономические, в том числе успехи научно-технического прогресса; социально-демографические; социально-психологические; национально-бытовые и др.
Экономические факторы определяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, размерами доходов и социального обеспечения населения, розничными ценами на товары и т. п.
Успехи научно-технического прогресса также влияют на изменения спроса населения. Появляются новые материалы, новые способы обработки и технологические приемы, новые группы и виды товаров. Это стимулирует рост потребностей и спрос на новые предметы потребления.
К социально-демографическим факторам относятся: социальный состав, характер трудовой деятельности, образовательный и культурный уровни населения; количество и состав семей; сегментация общества в зависимости от уровня доходов; жилищное строительство; социальное обеспечение и др.
К социально-психологическим факторам относятся вопросы моды, престижа, заботы о здоровье и др.
К национально-бытовым факторам относят национальный состав населения, нравы и обычаи.
На торговых предприятиях процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента (с количества товарных групп). Затем определяется полнота и глубина ассортимента (количество видов и разновидностей товаров).
Ценовая стратегия предприятия
Стратегия по новым товарам:
Стратегия «снятия сливок» - метод предполагает установление высоких цен на новую продукцию и рассчитана на новаторские, относительно обеспеченные слои потребителей. При этом на стадии внедрения нового товара, на рынке на нем практически отсутствуют конкуренты. Фирма, внедряющая новый товар, обладает монопольным положением на рынке, позволяющее не идти по пути ценовой конкуренции и проводить политику высоких цен.
Стратегия «внедрение на рынок» - при данном методе фирма начинает продажу нового товара с низкой цены. Чтобы товар достиг, как можно быстрее стадии роста жизненного цикла товара в сравнительно короткий период за счет низкой цены для него был создан массовый рынок, при этом потери прибыли на отдельные товары предпр возмещает за счет больших оборотов. При данной стратегии кривая ЖЦТ – это кривая бума. Данная стратег эффект когда:
1) существует достаточно большой спрос на данный товар.
2) спрос на данный товар эластичен, при увеличении цены потребит, могут переключаться на марки конкурентов.
3) низкие
цены не привлекают
4) низкая
цена не заставляет думать
потребителей о качестве
«Психологическая» цена несколько ниже, чем цена на аналогичные товары, установившаяся на рынке, или чуть ниже какой-нибудь круглой суммы (например, 1990 руб.), она создает у потребителя чисто психологическое впечатление более низкой цены. В каждом конкретном случае психологически привлекательная цена устанавливается исходя из собственного опыта. Например, считается, что цифра «7» на ценниках производит куда больший эффект на покупателей товаров повседневного спроса, чем «9».
Такой подход к установлению цены оправдан в ряде случаев при соблюдении следующих условий:
предприятие должно выделить одну из новых моделей, специально предназначенную для быстрого продвижения на рынке и повышения престижа предприятия в глазах потребителей.
Эта модель должна быть хорошо разрекламирована, выставлена в витринах магазинов с этикеткой, на которой четко указана специально установленная цена.
Цена «лидера» на рынке или в отрасли, которая устанавливается в соответствии с ценой, предлагаемой главным конкурентом на рынке (обычно ведущим производителем отрасли). Эта цена может отклоняться от цены лидера, но только в определенных пределах, которые зависят от качественного и технического превосходства товара.
Если предприятие имеет небольшую долю рынка, то ему лучше всего устанавливать цены по аналогии с ценами лидеров отрасли, иначе ему может быть объявлена «война цен» и, пользуясь преимуществами в объемах производства, опираясь на мощную сбытовую сеть, лидеры неминуемо вытеснят это предприятие с рынка.
Цена с возмещением издержек производства, т. е. цена на товар, установленная с учетом фактических издержек его производства и средней нормы прибыли на рынке или отрасли. Она определяется по следующей формуле:
где С — фактические издержки производства товара;
А — административные расходы и расходы по реализации;
П — средняя норма прибыли на данном рынке.
Данный подход используется при работе по государственным заказам, в строительстве при сооружении крупных и сложных объектов, при выпуске технически сложных изделий, базирующихся на результатах крупномасштабных исследований фундаментального характера, и т. д.
Престижная цена, т. е. цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми, непревзойденными свойствами. Такие цены устанавливаются на престижные товары, на предметы роскоши, на изделия известных фирм, обладающие особыми качествами, и т. д., когда потребитель обычно готов платить более высокую цену и даже покупать только по цене не ниже определенного уровня, гарантирующего соответствующее качество. Чтобы установить такие цены, предприятию необходимо быть абсолютно уверенным в репутации своих изделий и престиже марки и точно знать, что у имеющихся на рынке товаров-аналогов нет тех особых качеств, как у предлагаемого, за которые потребители готовы переплачивать.