Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 01:09, курс лекций
Предпринимательство как особая форма экономической активности.
Экономическая активность - конкретная форма участия человека в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения его жизнедеятельности.
Предприимчивость является одной из важнейших черт делового человека. Специалисты, говоря о предприимчивости как о сложном, многомерном явлении хозяйственной жизни, выделяют ряд основных ее признаков:
самостоятельность и неепшцартность поведения хозяйствующих субъектов;
♦ новаторство и новизна в достижении целей с опорой на собственную инициативу;
♦ деловитость и практичность;
♦ смелость и изобретательность;
♦ состязательность и небоязнь хозяйственного риска;
♦ ориентация на достижение наивысших результатов, эффективное использование ресурсов.
Предпринимать, осуществлять какие-либо кардинальные хозяйственные мероприятия, связанные с хозяйственным риском, может лишь собственник средств производства, субъект хозяйствования, выполняющий функции владения, распоряжения и использования.
Иначе говоря, во всех без исключения общественно-экономических формациях хозяйственная предприимчивость является функцией собственника или владельца.
Сегодня деловой мир испытывает нехватку предприимчивых новаторов. Следует различать понятия творчества и новаторства.
Упрощенно можно сказать, что творчество означает выдумывать новые вещи, а новаторство — делать новые вещи. Плодотворная новая идея может годами не использоваться не потому, что не признаются ее достоинства, а потому, что никто не взял на себя ответственность за ее воплощение. Пока идея не используется, она бесполезна.
Доказательством ее ценности служит только претворение ее в жизнь.
Поскольку предпринимательство есть институт, призванный «делать дело», творчество без ориентации на последовательно результативные действия представляется здесь несостоятельной формой поведения, в каком-то смысле безответственностью.
М. Вудкок и Д. Фрэнсис выявили семь главных факторов, которые ограничивают или сводят на нет творческие и новаторские способности предпринимателя:
человеческая лень. Творчество требует времени и усилий. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую требуется и преодолеть скуку. В творческих задачах часто встречаются подлинные трудности и почти нерешаемые проблемы, но если не поддаваться лени, то можно испытать и освоить различные ступени творчества;
♦ устоявшиеся привычки. У всех людей вырабатываются стерео
типы в движениях, работе, манере и мышлении, но привыч
ки могут стать врагами творчества. Необходимость изучить
устоявшиеся привычки, и здесь очень полезным средством
может быть вопрос «Почему?»;
излишняя напряженность. В своих творческих усилиях мы часто сталкиваемся с чувством неуверенности и смущения. Люди, находящиеся в напряженном состоянии, стараются держаться каких-либо хорошо известных им правил и норм, и в результате их силы и энергия используется не полностью;
♦ ослабленная целеустремленность. Говорят, что ни одно из значительных свершений не имело бы места, не будь осознанного стремления к переменам. Творческие деяния питаются желанием стать другим. Стремление к новому может возникнуть под влиянием внешних причин;
♦ недостаточные возможности. Многие исторические открытия были сделаны людьми, которые не могли нормально прожить свою жизнь из-за болезни, заключения в тюрьму, временной потери репутации. Для большинства людей нормально жить означает наполнять свою жизнь обыденными делами, поглощающими большую часть их времени и сил; в их жизни редко встречаются возможности для нововведений;
излишняя серьезность. Чтобы выразить себя в творчестве, часто необходимо «поиграть» с идеями; иногда искомое решение находится среди самых эксцентрических и немыслимых предложений. Нехватка игровой установки затрудняет также общение с окружающими;
♦ плохая методология. Ослабляет творческие усилия нехватка
подходящего или эффективного метода решения проблем.
Творческий процесс можно изучить и анализировать, чтобы
приобрести нужные навыки и развить соответствующие методы.
Техника творческого решения проблем требует наличия особых навыков. В творческом решении вопросов можно выделить пять явственных стадий.
Первая стадия: изучение проблемы. Чтобы создать основу для поиска решения проблемы, необходимо ее глубоко изучить. Требуется не только иметь перед собой цель, необходимо уяснить задачу также с интеллектуальной и эмоциональной точек зрения. Глубокое изучение проблемы имеет три достоинства. Оно дает возможность:
♦ более реалистично оценить масштабы задания;
установить цели и критерии их достижения;
♦ спланировать подходящую организацию персонала и метод
работы.
Вторая стадия — выработка идей. Этого требуют все виды творческой работы. Идея — это прыжок в неизвестность, и неизвестно, когда она возникнет. Поэтому важно увеличить количество вырабатываемых вами идей и добиться, чтобы уже появившиеся идеи не терялись.
Есть разные методы выработки идей, наиболее эффективный — «мозговой штурм. Он основан на том принципе, что идеи лучше всего вырабатываются и высказываются, если их оценка откладывается «на потом».
Это отличает «мозговой штурм» от обычной практики немедленной реакции на предложения. Есть несколько простых правил, содействующих повышению эффективности этого метода. Если вы хотите добиться результата, строго придерживайтесь процедуры «мозгового штурма». Вкратце она состоит из следующего:
♦ выбирайте краткое изложение проблемы;
♦ краткое изложение проблемы записывается лучше на пустом бланке (доске или экране);
определяется время, когда будет прекращена дальнейшая работа;
♦ во время «мозгового штурма» любые идеи, какими бы стран
ными и вроде бы неподходящими они ни казались, записываются, но не оцениваются;
♦ после окончания работы все идеи приводятся в логический порядок и каждая обсуждается.
«Мозговой штурм» позволяет быстро выработать идеи, а присущая этому методу свобода дает возможность оценивать фантастические и необычные идеи.
Третья стадия — отсев применимых идей. Как только у вас появился запас идей, необходимо провести их жесткий отсев. Некоторые из них могут оказаться неэффективными, непрактичными, затратными, бессмысленными или аморальными. Однако разумно не позволять себе отбрасывать предложения до того, как будут оценены их достоинства. Существует искушение отделить «зерна от плевел» в процессе жесткого и быстрого поиска решений, но так можно отбросить тонкие идеи, имеющие смысл. Каждую идею необходимо проанализировать, исходя из трех критериев:
— насколько вероятна ее плодотворность?
— сможете ли вы заставить ее работать?
— является ли она лучшей среди других возможностей? Вашей целью является выбор подхода, имеющего наивысшие
щансы на успех и осуществимого на практике. Если идея выбрана, следуйте ей разумно, храбро и настойчиво.
Четвертая стадия — планирование нововведений. Идея должна быть применена на практике. Подобные новаторские действия необходимо планировать, а плохое планирование снижает их эффективность.
Для того чтобы процесс планирования протекал успешно, необходима ясная, прямая связь между участниками работы. Каждому необходимо составить себе представление о своей роли в общей системе и понять отношение своей работы к работе коллег. Конечно, личная инициатива важна, но се необходимо координировать в рамках общей работы.
Стадия пятая — обратная связь и анализ. Процесс внесения новаций не всегда можно осуществить точно и аккуратно. Постоянно возникают новые факторы, которые влияют на информацию. Поэтому требуется регулярный анализ достигнутых успехов и изменение целей и планов.
Вряд ли что может помешать творчеству сильнее, чем неэффективная организация личного труда и отсутствие порядка в приоритетах. Поскольку по своей природе новаторство означает рост неопределенности, очень важно найти возможности для проведения анализа и установления обратной связи. Это позволит сократить риск распределения сил на соответствующую цели деятельность.
История новаторства показывает, что выдающиеся открытия совершаются организациями и обществами. Их творческие достижения часто являются результатом объединения талантов многих люлей. Творческие достижения были выношены коллективом или целой организацией, которые предоставили человеку ресурсы и поддержку, в которых он нуждался.
Отдельная личность может справиться с творческой работой над ограниченной задачей, но когда проблема становится сложнее, необходимо создание творческих коллективов. Не только ограниченность интеллектуальных способностей не дает возможность человеку самостоятельно осуществить широкомасштабные проекты. Здесь требуются энтузиазм, одухотворенность и задор. Активная поддержка окружающих может помочь человеку выстоять при тяжелом развитии событий или когда начинается осуществление его замыслов.
Практически у каждого есть таланты, которые можно использовать, но чтобы сделать работу новаторской, членам коллектива нужно знать об умениях, знаниях и возможном вкладе в работу коллег.
Творческой группе необходимо равновесие умений и способностей. Например, производственной бригаде потребуются люди, способные превращать конструкторские замыслы в планы действий, сочетать технические и организационные способности, иметь чутье на возможность сбыта и умение проводить серьезную исследовательскую работу.
Важнейшим фактором успеха группы является руководство, поскольку именно руководитель будет стремиться создать изобретательную и сбалансированную группу, в которой будут представлены всевозможные таланты. Условием сбалансированности и энергичности новаторской группы является сочетание различных умений, а также различных человеческих характеров. Каждый из членов коллектива исполняет двойную роль. Первая — чисто функциональная, она вытекает из той должности, которую занимает работник в аппарате управления. Другая, которая называется «роль в группе», гораздо менее очевидна, однако именно она существенно важна для успеха деятельности.
Следует исходить из того, что профессиональный руководитель — отнюдь не воплощение всех добродетелей сразу, а средний, обычный человек, обладающий специфическими качествами и хорошей подготовкой.
Участие в творчестве раскрывает в большинстве людей неожиданные возможности и значительные силы, что дает им воодушевленность, какой не бывает в обычной деятельности. Предприниматель стремится проявить свой интеллект в новаторской деятельности не только ради увеличения прибыли, но и морального удовлетворения.
Новаторство всегда содержит элемент риска, но и отсутствие новаторства в современном мире не менее рискованно. Риск неизбежен. Он обычно пугает, и люди вкладывают значительные усилия в его минимизацию, отступая от новаторства. В итоге — низкие результаты и невыполнение планов.
Творчество, новаторство в обществе не всегда ценились, но сейчас это важные ценности и значение их будет расти.
Одним из главных личностных качеств предпринимателя является наличие организаторских способностей.
Организаторский потенциал как личное качество руководителя проявляется в системе его отношений к самому себе и к другим людям. Навыки руководства можно упрощенно определить следующим образом:
1. Анализ своей роли.
2. Определение рабочих задач для других людей.
3. Передача полномочий и ответственности.
4. Вознаграждение эффективной работы.
5. Умение работать с трудными людьми.
Роль предпринимателя как руководителя производства претерпела много изменений за последние годы, большинство которых привело к увеличению ее сложности и содержащегося в ней напряжения. В настоящее время люди более образованны, более свободно мыслят и менее склонны к чинопочитанию. Требования и трудности, с которыми сталкивается предприниматель, стали очень значительными, он испытывает воздействие со стороны рабочих и руководства, государственных органов (налоговая система, администрация), экономической ситуации в промышленности, профсоюзов, собственного возраста и стремлений. Сила давления постоянно изменяется, возникают новые факторы. Предприниматель вынужден искусно прокладывать курс между противоположными требованиями. Поэтому он должен обладать способностью творчески справляться с постоянно возникающими затруднительными ситуациями. Это требует быстрого восстановления душевных и физических сил.
Навыки предпринимателя связаны с определением работы для других людей, причем для каждого работа должна быть важной, многообещающей и продуктивной. Предприниматель способен объединить усилия одного человека и успех всей организации в целом. На практике это можно осуществить, развивая две темы: тему превосходства и тему приспособления. Первая из них — превосходство — представляет собой могучее орудие, предприниматель должен добиться серьезной поддержки со стороны рабочих, проводя идею: «Мы делаем это лучше других». И здесь не имеет значения важность задачи, поскольку превосходство в работе является одинаково мощным мотиватором и для водопроводчиков, и для банкиров. Вторая тема — приспособляемость — развивает чувство гордости за способность быстро и уверенно реагировать на перемены и
вызовы ситуации. Обе они укрепляют чувство самоуважения, являющееся основой квалифицированной работы.
Предприниматель должен видеть дальше других и думать над целью или возможным вкладом в общую деятельность организации. Подобные вопросы необходимо регулярно задавать по отношению к любой работе или задаче: «Нужна ли она? Оправдана ли она, если учитывать то, чего удается с ее помощью достичь?»
Почти все организации наделяют своих руководителей ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично. Для того чтобы они могли нести эту ответственность, им в помощь нужны другие люди. Это называется делегированием — перераспределением ответственности вниз. Однако такая передача оказывается затруднительной для многих организаторов. Они боятся, что важными аспектами работы пренебрегут или выполнят их кое-как, и поэтому испытывают искушение брать все важные задачи на себя.