Лекции по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 01:09, курс лекций

Описание работы

Предпринимательство как особая форма экономической активности.

Экономическая активность - конкретная форма участия человека в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения его жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

OsnovaRO71.docx

— 213.60 Кб (Скачать файл)

монополистическую конкуренцию

олигополию

Чистая (абсолютная) монополия. Такая монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.

Этой модели присущи четыре характерные черты:

продавец выступает как единственный, а отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна

реализуемый продукт уникален, т.е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт)

монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок

на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного характера

В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Действительно, довольно сложно предположить, что у метрополитена появится конкурент. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем.

Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную.

Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п.

Следовательно фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг.

Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы.

Олигополия. Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической.

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией

 

 

 

 

  1. Монополизация экономики и монополистическая конкуренция.

 

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

Появление огромного множества капиталистических предприятий во всех отраслях промышленности породило великую анархию, Особую роль играли частные железные дороги, которые посредством повышения или понижения тарифа, а также изменения дислокации железнодорожной сети очень серьезно воздействовали на производство. Достаточно было подвести железную дорогу к самому захудалому местечку, чтобы оно получило экономическое значение, или повысить тариф, чтобы вывести из строя какое-либо промышленное предприятие. В этих условиях предприятия стали группироваться против конкурентов, привлекая к соглашению железные дороги, а затем банки для финансировании проводимых мероприятий. Постепенно соглашения стали охватывать целые отрасли и промышленные районы. Так возникли промышленные монополии.

 

  1. Антикризисное регулирование деятельности предпринимателей и противодействий недобросовестной конкуренции.

 

 

  1. Методы повышения конкурентоспособности промышленного предприятия.

 

 

 

 

 

  1. Методы формирования информационно-статистической базы конкурентоспособности предприятий.

 

Каждый предприниматель (управляющий) знает, что ключ к получению прибыли лежит в области принятия правильных деловых решений. Поэтому за любые сведения о своем конкуренте, равно как и своем партнере, за любую информацию, позволяющую спрогнозировать их поведение, вы были бы готовы предложить большие деньги. Любая сторона вашего бизнеса может быть улучшена путем использования информации вне зависимости от того, работаете ли вы на малом семейном предприятии, в огромном банке или на совместном предприятии. 
Необходимость полезной и надежной информации повышается по мере того, как бизнесмен нее чаще сталкивается с неопределенными и изменчивыми явлениями свободной рыночной экономики. Информация позволит вам снизить риск и уменьшить неопределенность бизнеса, что в свою очередь приведет к более верным деловым решениям, и, в итоге, к увеличению прибыли. 
Чтобы оценить конкурентоспособность предприятия, необходима система показателей, которая охватила бы как можно больше ресурсов, используемых на производстве, учитывая их взаимозаменяемость на перспективной основе. 
Управляющим нужно уметь видеть не только перспективы своего предприятия, но иметь более широкий деловой кругозор, быть постоянно в курсе дел на предприятиях конкурентов, сопоставляя их результаты с собственными. Понимание сильных и слабых сторон конкурента позволяет не только вырабатывать правильный собственный курс действий, но и предвидеть возможную реакцию конкурента на изменение ситуации на рынке. 
Среди экономистов распространено мнение, что ключевым фактором для повышения производительности являются инвестиции в новые машины и оборудование. Однако этот вывод не всегда подтверждается. При плохом управлении новая техника не только не повышает, а, наоборот, еще больше снижает эффективность по сравнению с прежним уровнем. 
Дополнительные затраты, связанные с осуществлением новых капиталовложений (на установку и наладку оборудования, на обучение персонала, на изменения в )рганизации производства и т. п.), могут значительно превосходить с дмн инвестиции в новую технику и технологию. 
Можно ожидать некоторых потерь в эффективности на начальных стадиях эксплуатации оборудования, пока продолжается процесс его наладки и доводки, а рабочие учатся, как им пользоваться. В итоге общий уровень эффективности производства, вопреки первоначальным ожиданиям, не растет, а снижается, и значительно. 
Совершенствование организации производства для повышения эффективности и конкурентоспособности предполагает улучшение проектирования и конструкторской разработки изделия. При этом выделяются два основных подхода: 
1.         Упрощение изделий, уменьшение количества его составных частей. 
2.         Более тесная интеграция проектирования изделии с разработ кой технологий. 
Достижение простоты в конструировании позволяет получить стабильный технологический процесс, а это приводит к росту производительности труда и качества. 
Новые технологии способствуют укреплению преимуществ путем снижения издержек производства, повышения качества и эффективности за счет большей гибкости. Эффективное сочетание процессов разработки новых изделий и технологий увеличивает отдачу. 
Способность предприятия производить новую продукцию — ключевой фактор успеха в будущем. Разработка нового изделия одновременно с технологией требует большой подготовительной работы, выделения значительных ресурсов на эти цели. Требуется выработка четкой стратегии для всех служб маркетинга, чтобы своевременно объединить их усилия. Еще одним фактором успеха является борьба с потерями. Она осуществляется путем уменьшения брака, что в свою очередь приводит к сокращению потребления сырья, материалов, а также затрат труда. 
Множество предприятий применяют систему организации материально-технического снабжения, основанную на больших производственных запасах сырья и материалов, чтобы при сбое на одном участке не слишком пострадали остальные. Высокий уровень внутрипроизводственных запасов — симптом низкой эффективности производства и качества работы. Среди мероприятий по уменьшению величины запасов первостепенное значение имеет уменьшение неустойчивости объема выпуска изделий, повышение надежности работы оборудования, уменьшение сроков его переналадки, ликвидация постоянных изменений в графике производства и в режиме работы, отказ от услуг поставщиков, которые не могут доставить комплектующие изделия в срок. 
Можно выделить следующих несколько принципов, на которых строится организация производства на предприятиях мирового класса. 
Первый принцип — повышение значимости своей продукции для потребителя, постоянный поиск путей устранения тех видов деятельности, которые не увеличивают для потребителя ценность конечного продукта предприятия (начиная с устранения брака до сокращения времени ожидания изделием своей очереди на технологическую обработку), Следуя этому принципу, все виды деятельности должны быть подчинены одному — постоянному внесению улучшений в готовые изделия или услуги, оказываемые потребителю. 
 Второй принцип — строгая договорная дисциплина. Все обещания одного подразделения другому, все обязательства между предприятиями и поставщиками, между предприятием и торгующими организациями святы и незыблемы. Все, с кем предприятие имеет дело, должны быть точно информированы о его возможностях, и затем должно поставляться именно то, о чем была достигнута договоренность. 
Третий принцип — простота. Организация информационных и материальных потоков должна быть по возможности максимально простой, а значит, надежной и ясной. 
Все службы и подразделения на предприятии должны быть реорганизованы таким образом, чтобы схема внутрипроизводственной транспортировки материалов была оптимальной, устранены все источники неопределенности и ненадежности работы оборудования и технологии, длительного периода переналадки его с одного режима на другой. Информационные потоки должны поставлять все данные вовремя, аккуратно и тому, кому они действительно нужны. 
Важное значение в повышении конкурентоспособности фирмы имеет совершенствование взаимоотношений с поставщиками. 
Чтобы снизить сложность, уменьшить конфликты между своим предприятием и поставщиками, нужно превратить их на переговорах в единомышленников и компаньонов. Главное — как можно теснее интегрировать производственные процессы поставщиков с собственными производственными мощностями. Сущность новых взаимоотношений с поставщиками заключается в свободном обмене информацией, в большом количестве контрактов и по самым разным направлениям, на разных уровнях управления, в привлечении важных поставщиков к совместным разработкам новых изделий и к работе над другими совместными проектами. 
Центральным аспектом нового подхода является положение: победит только лучшая команда из производителя и поставщиков. Способный, верный и преданный поставщик — своего рода надежная защита и поддержка для производителя, усиливающая его преимущества. В рамках новой системы взаимоотношений предприятие не просто покупает материалы у поставщика, оно снабжает себя дополнительной информацией и производственными мощностями. Укрепление новых взаимоотношений означает крупные преимущества в конкурентоспособности. Они выражаются в снижении запасов и в способности быстро реагировать на любые изменения потребительского спроса, повышении качества и снижении издержек производства на предприятии без крупных инвестиций. 
Создание предприятий мирового класса всегда связано с людьми, которые работают на данном производстве. Сегодня, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо каждому работнику обладать весьма обширными техническими знаниями. Формирование у каждого работника нужной компетентности начинается уже при подборе и приеме на работу. В Германии большинство компаний очень много внимания уделяют подготовке рабочих, обучению их техническим навыкам. Они финансируют программы обучения рабочих. В рамках таких программ рабочие проводят до 2 лет, изучая теорию и практику своего ремесла, прежде чем начать изготовление продукции, которая действительно могла бы удовлетворить потребителя. Не менее важным является долгосрочное планирование кадровой политики фирмы. Сегодня отделам кадров недостаточно добиваться полного заполнения вакансий, необходимо увеличение в составе рабочей силы предприятия числа тех людей, кто обладает хорошими техническими знаниями и следить за тем, чтобы таких работников становилось все больше. Один из самых интересных подходов в этом отношении продемонстрировала западногерманская фирма «Сименс». В начале 70-х гг. руководство этой компании обнаружило, что квалификационный уровень рабочих и служащих не вполне достаточен для того, чтобы удовлетворить требования в будущем. В фирме решили внедрить качественный подход к планированию трудовых ресурсов. Первоначально выяснилось, какие виды продукции предстоит выпускать в будущем, какие технологии будут применяться и какие работники для этого потребуются. Отдел кадров должен добиться путем подбора, переподготовки нужного уровня компетентности, который потребуется предприятию через 5—7 лет. 
Необходимо более интенсивно привлекать рабочих к управлению производством. Дело даже не столько в улучшении мотивации рабочих, а в том, что лишь непосредственный исполнитель часто располагает той информацией, теми данными, которые действительно нужны для выбора правильного решения. 
Рабочие должны пройти курс обучения техническим приемам, методам решения производственных задач, им должны быть оказаны соответствующая помощь и поддержка. Наиболее эффективной формой привлечения работников к управлению стали команды или бригады по решению производственных проблем. Команды эти получили разные названия: кружки контроля качества, команды по повышению производительности, группы по совершенствованию производства. 
Для успеха в создании производства мирового класса важно еще предоставить рабочим и служащим значительно больший доступ к информации о хозяйственной деятельности предприятия. Это касается данных о позициях предприятия на рынке, о любых имевших здесь место изменениях, о конкурентах, потребителях, о тенденциях в развитии спроса. 
 Чтобы полнее раскрыть потенциал работников, необходимо также внести больше определенности в ожидания и перспективы людей Люди должны чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Они должны знать, что с ростом производительности труда неуклонно будет возрастать заработная плата, что произойдет с частью из них при уменьшении численности работающих. Главным фактором снижения неопределенности в результате проведения реорганизации производства и управления является гарантия занятости работников предприятия. Принятие такого рода обязательств руководством компании играет важную роль в реализации политики, направленной на поиск постоянных улучшений в производственных процессах.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и роль ценообразования на предприятии.

 

Ценообразование – это одна из важнейших составляющих маркетинговой деятельности любого предприятия. 

От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а, следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие результаты.  
Суть ценообразования состоит в том, чтобы определить, какие цены необходимо установить на товары (услуги), чтобы завладеть частью рынка, обеспечить конкурентоспособность данного товара по ценовым показателям и определить объем прибыли. 

Для работающих на рынке производителей (независимо от форм организации собственности) вопрос о цене товара (услуги) имеет огромное значение. Цена находится в тесной связи со многими определяющими маркетинга. От нее зависит рентабельность фирмы, финансовая стабильность и жизнеспособность. 

Проводя определенную ценовую политику, фирма активно воздействует как на объем продаж, так и на размер получаемой прибыли. Обычно организация не ставит целью получение сиюминутной «наживы», реализуя товар (услугу) по максимальной цене. 

На размер цены оказывают влияние внешние факторы (сектор потребителей, рыночная среда, уровень конкуренции, поставщики и посредники, экономическая ситуация в стране (регионе), государственное регулирование цен) и внутренние факторы (цели фирмы, стратегия маркетинговой политики, политика ценообразования). 

Общими целями любой коммерческой организации, влияющими на ценообразование, являются: получение максимальной прибыли, «захват» максимальной части рынка, лидерство по качеству продукции.

 

 

 

  1. Цены как функция издержек и спроса.

 

Методы оценки кривых спроса.

Большинство фирм проводят исследования изменений спроса. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако с появлением конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются. 

Для замера спроса необходимо провести его оценку при разных ценах. На рисунке представлена оценка спроса на кукурузные хлопья. Спрос растет по мере снижения цены с  11500 рублей до 6500 рублей Однако на уровне 4000 рублей он начинает падать, ибо люди думают, что кукурузные хлопья слишком дешевые и следовательно, низкого качества.

При замере соотношений между ценой и спросом исследователь рынка должен помнить, что на спросе могут сказаться, помимо цены, и другие факторы. Если фирма со снижением цены увеличит свой рекламный бюджет, нельзя установить, какая часть увеличения спроса объясняется снижением цены, а какая - увеличением рекламы. Такое же положение складывается и в предпраздничные дни, когда цены снижаются. В праздники люди больше покупают продуктов.

Экономисты установили, что под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, а не изменение её формы. Предположим, что начальный уровень спроса представлен на рисунке кривой С1. Продавец запрашивает цену Ц и продаёт К1 штук товара.

Предположим также, что положение экономики неожиданно улучшилось или продавец удвоил свой рекламный бюджет. Повысившийся в связи с этим уровень спроса отражается в виде сдвига вверх кривой спроса из положения С1 в положение С2. Не меняя цены, продавец стал теперь продавать К2 штук товара.

Оценка издержек.

Спрос как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. Ну а минимальная цена определяется издержками фирмы. Компания стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.

 

 

 

  1. Сущность содержания эластичности цены.

 

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар);

Современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров, тем выше эластичность);

Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена(товарами Гиффена в России являются чай, соль, хлеб, табак, водка и другие).

Товары с эластичным спросом по цене:

Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

Информация о работе Лекции по "Предпринимательству"