Лекции по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 01:09, курс лекций

Описание работы

Предпринимательство как особая форма экономической активности.

Экономическая активность - конкретная форма участия человека в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения его жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

OsnovaRO71.docx

— 213.60 Кб (Скачать файл)

Ущерб от них определяется как произведение вероятности их появления и абсолютного значения предполагаемого ущерба при наступлении неблагоприятных событий. В этой связи при анализе потерь важно их ранжировать, выделить наиболее весомые, наиболее вероятные, чтобы на основе проведенного анализа сделать прогноз их появления в планируемом периоде.

Самым важным инструментом при анализе потерь является знание причин их возникновения. В зависимости от причин риски могут быть классифицированы.

Выделяют следующие группы рисков.

1. Внешние риски.

1.1. Непредсказуемые внешние  риски:

• меры государственного воздействия в сферах налогообложения, ценообразования, землепользования, финансово-кредитной, охраны окружающей среды и т.д.;

• природные катастрофы (землетрясения, наводнения, ураганы и прочие климатические катаклизмы);

• уголовные и экономические преступления (терроризм, саботаж, рэкет);

• внешние эффекты: экологические (аварии), социальные (забастовки), экономические (банкротство партнеров, клиентов, срыв поставок), политические (запрет на деятельность и т.д.);

1.2. Предсказуемые внешние  риски:

• рыночный риск (изменение цен, валютных курсов, требований потребителей, конъюнктуры, конкуренция, инфляция, потеря позиции на рынке);

• операционный риск (нарушение правил эксплуатации и техники безопасности, отступление от целей проекта, невозможность поддержания рабочего состояния машин, оборудования, сооружений и т.д.);

2. Внутренние риски. 2.1. Внутренние организационные риски:

• срывы работ из-за недостатка рабочей силы, материалов, задержки поставок, неудовлетворительных условий, изменения ранее согласованных требований и появления дополнительных требований со стороны заказчиков и партнеров, ошибок в планировании и проектировании, неудовлетворительного оперативного управления процессом реализации стратегий и т.п.

• перерасход средств вследствие срыва планов работ, неэффективной стратегии снабжения и сбыта, низкой квалификации персонала, ошибок в составлении смет и бюджетов, предъявления претензий со стороны партнеров, поставщиков и потребителей.

2.2. Внутренние технические  риски:

изменение технологии выполнения работ, ошибки в проектной документации, поломки техники, низкое качество поставляемых материалов, сырья, комплектующих изделий и т.д.

3. Прочие риски:

• правовые (возникающие в связи с приобретением лицензий, патентов, авторских прав, торговых марок, защитой информации с помощью данных методов);

• транспортные и таможенные инциденты;

• риски, связанные со здоровьем людей (телесные повреждения, смертельные травмы);

• повреждение имущества при демонтаже и передислокации и т.д. Знание причин и механизмов действия рисков позволяет найти эффективные средства их предотвращения и снижения.

 

 

  1. Показатели риска и методы его оценки.

 

 

 

  1. Система управления экономическим риском.

 

Залогом успеха управленческого решения, как по поводу введения нового финансового инструмента, так и по реализации с его помощью конкретного проекта может служить институт управления рисками и, или риск-менеджмент, который включает:

• прогноз возникновения любых потенциальных рисков в процесс внедрения новшества или реализации конкретного проекта;

• принятия мер по устранению причин и условий, порождающих риск, или минимизацию самого риска или негативных последствий, которые могут возникнуть от того или иного риска

Управление рисками включает прогнозирование возможности наступления потенциально рискового события, а соответственно дает возможность вовремя принять меры по предотвращению или снижению степени последствий которые могут нас стать от риска, который нельзя локализовать.

Управление экономическими рисками, как любая другая система управления, имеет объект и субъект

Объектом управления рисками осуществления экономической деятельности в условиях неопределенности и экономико-правовые отношения, еще возникают между хозяйствующими субъектами в процессе устранения или реализации риска

Субъект такого управления - это группа менеджеров предприятия и / или специалистов специализированных компаний, которые через различные варианты комбинированных действий осуществляют целенаправленную диверсификацию рисков для эффективной экономической деятельности.

Организация управления рисками экономической деятельности предусматривает создание подсистем и инфраструктурных элементов управления рисками на уровне предприятия. В организационной структуре предприятия, любой формы собственности эти функции могут быть возложены как на специально созданные структурные элементы, так и в совокупности на уровне сотрудничества специалистов аналитических, юридических отделов, служб безопасности. Если есть необходимость, можно использовать специалисты специализированных компаний, или же вообще функции по управлению рисками могут передаваться другим компаниям.

При реализации экономических проектов, всегда возникает проблема прогнозирования, выбора методов оценки и снижения рисков Прогнозирование экономических рисков в каждой конкретной ситуации осуществляется с учетом особенностей реализации определенного проекта или выполнение определенного соглашения в рамках приведенной выше классификации.

При измерении негативных последствий, которые могут быть причинены риском, нельзя рассчитывать только на финансово-экономические инструменты, в том числе на единые показатели в стоимостном выражении Такое суженное оценки определяет только финансово-имущественном состоянии предприятия или финансовый результат (прибыль или убыток) хозяйственной операции (деятельности) отдельного субъекта хозяйствования и не отражает и речи арности, качества окружающей деловой среды, субъективных характеристик. В этом заключается принципиальное отличие между анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия и оценка экономической их рисков в пределах их управления. Этот процесс является трудоемким, имеет высокие затраты интеллектуального труда и требует поиска и учета значительного объема дополнительной информации, так или иначе может разрешать эти осуществить объективное оценивание рисков Наилучшие результаты такой деятельности позволяет достичь экспертный анализ, проводимый с распределением результатов риск-менеджерами предприятия и привлеченным и специалистами.

 

 

 

  1. Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга.

 

Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предложений. Маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Это предприятие опирается на следующие основные понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. 
          В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны: тут и физиологическая нужда в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Вторая идея маркетинга - идея человеческих потребностей. Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму  в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Все товары, способные удовлетворять нужду покупателя, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется его производитель. Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен. Если обмен основное понятие маркетинга, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка, представляющая собой коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами. 
          Маркетинг организации - это деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей. Современный маркетинг является философией управления, методологией рыночной деятельности, на основе которой строится производство и осуществляется сбыт продукции. Основу маркетинга как подсистемы организации составляют принципы, определяющие исходные положения ее рыночной деятельности. 

К ним относятся: 
·     постоянное изучение состояния и динамики рынка; 
·     приспособление его к условиям с учетом требований и возможностей       конечных потребителей; 
·     активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях;

 

 

  1. Функциональные задачи маркетинга и общие схемы маркетинговой деятельности.

 

Основными функциями маркетинга являются: 
1.Аналитическая функция.  
2.Производственная функция.  
3.Сбытовая функция (функция продаж).  
4.Функция управления, коммуникаций и контроля.  
     Аналитическая функция включает следующие подфункции: изучение рынка, товара, потребителей; анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Производственная функция состоит из следующих подфункций: организация производства новых товаров и новых технологий, организация материально-технического обеспечения производства, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Сбытовая функция - это организация системы сбыта и товародвижения, формирование спроса и стимулирование сбыта и организация сервиса.

Функция управления, коммуникаций и контроля связана с созданием организационных структур управления, планированием, коммуникациями и организацией контроля. 

 

 

  1. Особенности реализации различных видов товаров.

 

 

 

  1. Особенности функционирования службы маркетинга на предприятии.

 

Правильный подбор организационной структуры только создает предпосылки для эффективной работы маркетинговых служб. Необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами и создать приемлемые условия для работы.

Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к персоналу (компетентность, высокие моральные качества и т.д.), кроме того, они должны удовлетворять ряду специальных требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга. К числу таких требований относятся:

  • системность знаний, большая эрудиция и кругозор;
  • коммуникабельность;
  • стремление к новому, высокая степень динамизма;
  • дипломатичность, умение гасить конфликт.

Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом может быть осуществлено рациональным образом только в том случае, когда в организации достаточно четко определены место и роль маркетинговых служб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цена товара и ценовая политика предприятия.

 

Цена — денежное выражение стоимости товара — продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.

Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.

Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) — направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.

Ценовая политика предприятия — это установление (определение)  цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.

Существуют три основные цели ценовой политики:

  • обеспечение выживаемости;
  • максимизация прибыли;
  • удержание рынка.

Обеспечение выживаемости (сбыта) — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции,   когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и.не слишком уверенные в  своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.                                                                                   

Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.                                                                                                

На систему ценообразования, а соответственно на ценовую политику предприятия, оказывает большое влияние состояние денежной сферы, а именно:                                                                      

  • изменение покупательной способности рубля;                    
  • курсы иностранных валют к рублю.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательству"