Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 22:14, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении малого предпринимательства России с помощью системы общих и частных статистических показателей.
Задачи работы:
рассмотреть основные определения и систему показателей статистики малого бизнеса;
выявить тенденции и перспективы современного малого бизнеса;
провести расчёт статистических показателей, характеризующих ситуацию с малым бизнесом.
АННОТАЦИЯ
Тема курсовой работы статистическое изучение малого бизнеса в России. Данная тема актуальна сейчас и будет оставаться такой всегда, так как успехи экономики в России и рост ее конкурентоспособности в основном зависят от эффективности развития малого и среднего бизнеса. Неслучайно, наше правительство во главе с Президентом уделяют этому вопросу пристальное внимание. В данной курсовой работе проведен анализ состояния малого предпринимательства России. Для этого курсовая была разделена на две: части теоретическую и практическую.
Теоретическая часть представлена следующими пунктами:
В практической части с помощью статистических методов проводится изучение и анализ данных по образованию с проведение группировки, расчета средних, расчета показателей рядов динамики, проведением корреляционно-регрессионного анализа.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальной проблемой в наше время является развитие малого бизнеса. Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: неэффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Ведь малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого бизнеса, и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнес.
Впервые определение малого предприятия было дано в Постановлении Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 «О мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства в Российской Федерации». К малым относились предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятии и предпринимательской деятельности», как вновь созданные, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих не превышающей 200 человек. В том числе:
При этом среднесписочная численность работников определялась с учетом совместителей и работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Задачами статистики в сфере предпринимательской деятельности являются анализ деятельности зарегистрированных и фактически действующих субъектов предпринимательской деятельности, их распределение по формам собственности, видам деятельности, правовым, организационным формам, размерам, где в качестве группировочных признаков могут выступить как показатели численности работников, так и объем выпущенной продукции.
Статистические
сведения о предпринимательской
деятельности основываются на определенной
системе источников информации, которая
включает перечни прошедших
Объектом исследования является малый бизнес Российской Федерации.
Предметом исследования выступает ситуация малого бизнеса в России: численность малых предприятий, их структура, оборот.
Цель курсовой работы состоит в изучении малого предпринимательства России с помощью системы общих и частных статистических показателей.
Задачи работы:
Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.
В конце 80-х
годов коренные изменения в политической,
социально-экономической сфере
Отсутствие
законодательства, регулирующего
Начало 90-х
годов произошел процесс
Именно этот период (1992-1993 гг) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.
Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.
Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 гг) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.
После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.
С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц. страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.
Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
В мировой практике предприятия малого бизнеса – это малые предприятия (МП) различной организационно-правовой формы; фермерские хозяйства; индивидуальное предпринимательство; малый семейный бизнес; формы неформальной занятости (репетиторство, выращивание плодово-ягодных культур, скота и прочие кустарные промыслы)[1]. Каждую из этих форм характеризует относительно небольшой объем используемых ресурсов – труда и капитала.
Малые предприятия в развитых странах занимают прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. При этом осуществляется активная диверсификационная политика малого бизнеса в новые области производства – машиностроение, энергетику, энерготехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации, телекоммуникации, информационные технологии, а также другие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства.
В России Федеральным
законом РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
1) в уставном
капитале которых доля
2) средняя численность работников (включая совместителей и работающих по договорам подряда) не должна превышать следующих предельных показателей:
Таким образом, малое предпринимательство – это весьма пестрая, неоднородная экономическая среда. По рассмотренным выше критериям к субъектам малого бизнеса в среднем относятся предприятия, где численность занятых за отчетный период не превышает 500 человек. Причем данный критерий варьируется по странам, а отсюда следует, что универсального определения малого бизнеса не существует. Для разных стран это понятие различно.
В свое время американские экономисты Т. Питере и Р. Уотермен доказали, что независимо от того, о какой отрасли идет речь, сосредоточение под одной крышей более 500 человек порождает существенные и неожиданные проблемы, малые же размеры способствуют не только внедрению новшеств, но и росту производительности труда.
Сектор МП наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса и т.п. Важнейшими особенностями МП являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой МП является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедрённых новшеств на одного работающего в секторе МП в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что наглядно подтверждается опытом Германии, Японии, Республики Корея, Китая, Испании и других стран.
Признание важности этого сектора как одного из основных источников создания рабочих мест и обеспечения экономического роста, что особенно отчетливо проявилось в 1990-е годы, способствовало дальнейшему развитию в этот период научных исследований в сфере малого бизнеса. В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей.
Если руководствоваться экономической литературой, то принято считать, что малый бизнес в наибольшей мере распространен в таких странах, как Япония, Италия, Франция, средне развит в США и относительно менее развит в Великобритании. Но, если посмотреть на показатель количества мелких и средних предприятий в расчете на тысячу жителей, то на первом месте стоят США – более 74 предприятий, затем Италия – 68 и Япония – 50 предприятий. В странах Евросоюза и Японии число предприятий малого предпринимательства, приходящееся на 1000 жителей, достигает 45-50. В России этот показатель гораздо скромнее. Как отмечает Е. Егоров, для того чтобы приблизиться к показателям Евросоюза, малых предприятий в России должно быть в 15-20 раз больше.
Оценивая специфику РФ, можно отметить, что Россия имеет много отличий от стран с уже сформировавшейся рыночной экономикой. В частности, отметим следующие особенности российского малого предпринимательства: