Малые предпринимательства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении малого предпринимательства России с помощью системы общих и частных статистических показателей.
Задачи работы:
рассмотреть основные определения и систему показателей статистики малого бизнеса;
выявить тенденции и перспективы современного малого бизнеса;
провести расчёт статистических показателей, характеризующих ситуацию с малым бизнесом.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

Единственный показатель, который вырос – объемы оборотов (таблица 3). Общий объем оборота МП в Российской Федерации в январе-июне 2010 года составил 4 454,5 млрд. рублей, что на 8,1% выше аналогичного показателя 2009 года.

Таблица 3

Объемы оборота малых предприятий в Российской Федерации в январе-июне 2010 г.

 

Объем оборота в январе-июне 2010 г.

млн. руб

на душу населения,

руб.12

в % к

январю-июню

2009 г.13

РФ

4 454 481,9

388,5

108,1


Однако, что удивительно: при росте  оборота в секторе, объемы инвестиций «в самих себя любимых» упали (таблица 4).

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал  на малых предприятиях в Российской Федерации в январе-июне 2010 г.

 

Объем инвестиций в основной капитал на МП в январе-июне 2010 г.

млн. руб.

на душу населения, руб.15

в % к январю-июню2009 г.16

РФ

95 534,4

673,2

84,7


И это – показатель реального  «самочувствия» бизнеса, свидетельство  того, что малый бизнес пока не верит  в перспективы оживления экономики  и, соответственно, в собственное  средне- и долгосрочное развитие. Объем  инвестиций в основной капитал на МП в 1 полугодии 2010 года в целом по РФ составил 95 534,4 млн. рублей, что на 15,3% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.

1.5 Прогноз развития малого бизнеса в России

Малый бизнес является одним из основных факторов развития для экономики многих зарубежных стран, но, к сожалению, малый бизнес в Российской Федерации делает только первые шаги. Несмотря на то, что многие малые предприятия в России не могут просуществовать и двух лет, перспективы малого бизнеса в России выглядят весьма оптимистично.

Правительство Российской Федерации  предпринимает множество мер, которые  должны помочь встать на ноги начинающим предпринимателям. Одним из направлений  работы государственных и местных  органов власти является снятие административных барьеров и выделение денежных средств на развитие малого бизнеса.

Несмотря на то, что многие россияне предпочитаю работать в крупных  корпорациях, некоторые граждане пробуют  отправиться в «одиночное плаванье»,  создав собственное малое предприятие, которое вполне может стать успешным.

Перспективы развития малого бизнеса  в России  лучше видны в крупных городах. Сфера услуг остается тем рынком, на котором достаточно свободных ниш. Также стоит отметить, что  многие люди, потерявшие работу в кризис, часто стараются найти возможность открыть собственное дело. Многие предприятия, которые не смогли выдержать натиска финансового кризиса, вынуждены очень дешево сдавать свои помещения и распродавать оборудование, что позволяет начинающим бизнесменам довольно быстро открыть собственное дело.

Перспективы малого бизнеса в России могут открыться в самых неожиданных областях, например, известны случаи, когда люди открывали ателье по пошиву одежды для домашних животных, которые приносили довольно приличную прибыль, хотя, казалось бы, данное предприятие больше напоминало авантюру.

Развитие малого бизнеса довольно часто упирается в невозможность  сбыта своей продукции, поэтому, рассматривая перспективы малого бизнеса в России, связанного с производством  продукции, необходимо рассматривать, прежде всего,  рынки сбыта. Продукция многих производителей  не может  попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества, а из-за довольно высоких аппетитов ритейлеров, которые хотят извлечь как можно больше прибыли.  Для того чтобы поддержать малый и средний бизнес, многие региональные власти открывают специализированные ярмарки или магазины, где частные предприниматели могут реализовать свою  продукцию. 

Перспективы малого бизнеса в России в большей степени зависят  от законопроектов, которые принимаются  органами государственной и муниципальной власти. Некоторые малые предприятия вынуждены значительно повышать цены на свои товары и услуги или закрывать собственный бизнес из-за введения новых налогов, или требований лицензирования, благодаря которым частное предпринимательство становится нерентабельным.

  
Глава 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ малого бизнеса России

2.1. Сводка и группировка

Сводка – научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных, систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов по группам и в целом. Программа сводки включает определение групп и подгрупп, системы показателей и видов таблиц.

Группировка – разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку или объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам. Устойчивое разграничение объектов называется классификацией или стандартом, в котором каждая атрибутивная запись может быть отнесена лишь к одной группе или подгруппе. Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале.

По данным прил.1 определим  проведем группировку числа малых  предприятий в России в 2009 году.

Определим число групп

n = 1 + 1,44 = 1 + 1,44 3,33 = 1 + 4,798 = 5,798

То есть число групп  равно 6.

Далее рассчитаем величину интервала:

i = = = 33

Сгруппированные данные будут выглядеть следующим образом (табл. 5).

 

 

 

 

 

Таблица 5

Число малых предприятий по субъектам  РФ за 2009гг.

№, пп

Интервал, тыс.

Регион

Количество регионов

1

2,5 – 35,5

Новгородская область

25

Костромская область

Мурманская область

Брянская область

Смоленская область

Орловская область

Тамбовская область

Ивановская область

Псковская область

Курская область

Республика Коми

Республика Карелия

Архангельская область

Вологодская область

Липецкая область

Рязанская область

Калужская область

Тверская область

Тульская область

Владимирская область

Белгородская область

Калининградская область

Ярославская область

Ленинградская область

Воронежская область

2

35,5 – 68,5

Московская область

1

3

68,5 – 101,5

 

0

4

101,5 – 134,5

г. Санкт-Петербург

1

5

134,5 – 167,5

 

0

6

167,5 – 200,5

г. Москва

1


По данным таблицы  видно, что большинство в большинстве  регионов численность МП не превышает 35,5 тыс., а в мегаполисах – Москве и Санкт-Петербурге – численность  МП на порядок выше.

2.2. Расчет относительных величин

Относительная величина в статистике – это обобщающий показатель, который представляет собой частное от деления одного абсолютного показателя на другой и дает числовую меру соотношения между ними.

Основное условие правильного расчета относительной величины – сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальных связей между изучаемыми явлениями.

Относительный показатель структуры  представляет собой соотношение  структурных частей изучаемого объекта  и их целого:

ОПС = Показатель, характеризующий  часть совокупности / показатель во всей совокупности в целом.

Выражается относительный показатель структуры в долях единицы  или в процентах. Рассчитанные величины, соответственно называемые долями или  удельными весами, показывают, какой долей обладает или какой удельный вес имеет та или иная часть в общем итоге.

Рассчитаем долю малых предприятий (ДМП) в общем числе Российских предприятий по отраслям экономики  по следующей формуле:

Данные для расчета возьмем  из приложения 2.

 

Согласно расчетам (табл.6) в ряде отраслей малые предприятия составляют большую часть. Общая же доля МП в общем числе Российских предприятий составляет 92,65%, что говорит о том, что малые предприятия являются основой экономики России.

 

 

 

 

Таблица 6

Доля малых предприятий в общем числе Российских предприятий

Отрасль

Доля малых предприятий  а общем числе Российских предприятий

доля

%

Всего

0,9265

92,65

сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

0,9005

90,05

рыболовство, рыбоводство

0,6466

64,66

добыча полезных ископаемых

0,2272

22,72

обрабатывающие производства

0,9387

93,87

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

0,5087

50,87

строительство

0,9020

90,20

оптовая и розничная  торговля; ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

0,9852

98,52

гостиницы и рестораны

0,9336

93,36

транспорт и связь

0,9141

91,41

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

0,9295

92,95

образование

0,4452

44,52

здравоохранение и предоставление социальных услуг

0,9172

91,72

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,8314

83,14


Относительный показатель координации  представляет собой отношение одной части совокупности к другой части этой же совокупности:

ОПК= Показатель, характеризующий i-ую часть совокупности / показатель, характеризующий  часть совокупности, выбранную в  качестве базы сравнения

При этом в качестве базы сравнения  выбирается та часть, которая имеет  наибольший удельный вес или  является приоритетной с экономической, социальной или какой-либо другой точки зрения.

Рассчитаем число МП на 100 крупных  и средних

 

Данные для расчета возьмем  из приложения 2.

Согласно расчетам (табл.7) на 1000 средних  у крупных предприятий в целом по стране приходится 14567,4 МП. Если рассматривать по отраслям, лидером является отрасль гостиниц и ресторанов, а наименьшее число МП приходится на отрасль по добыче полезных ископаемых.

Таблица 7

Число МП на 1000 крупных и средних  в 2009 г

Отрасль

Число МП на 1000 крупных  и средних

Всего

14567,4

сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

126419,4

рыболовство, рыбоводство

1926,9

добыча полезных ископаемых

297,4

обрабатывающие производства

23807,5

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

1081,8

строительство

10277,6

оптовая и розничная  торговля; ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования

91851,4

гостиницы и рестораны

15655,0

транспорт и связь

11794,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

14166,5

образование

802,5

здравоохранение и предоставление социальных услуг

12241,1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

5044,3


Относительный показатель интенсивности (ОПИ) характеризует степень распределения или развития данного явления в той или иной среде. Это отношение абсолютного уровня одного показателя, свойственного изучаемой среде, к другому абсолютному показателю, также присущему данной среде, и, как правило, являющемуся для первого показателя факторным признаком.

Информация о работе Малые предпринимательства России