Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 22:14, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении малого предпринимательства России с помощью системы общих и частных статистических показателей.
Задачи работы:
рассмотреть основные определения и систему показателей статистики малого бизнеса;
выявить тенденции и перспективы современного малого бизнеса;
провести расчёт статистических показателей, характеризующих ситуацию с малым бизнесом.
Уже давно назрела необходимость
доработки либо принятия нового закона
о малом бизнесе, но если он будет
носить, как и раньше, декларативный
характер, то такой закон не приведет
к существенному улучшению
Учитывая, что малое предприятие – это инициатива населения в сфере самозанятости, для него важны вопросы обеспечения вхождения на рынок, преодоления административных барьеров (в число которых входят взятки и бесконечные немотивированные проверки), проблемы получения кредита, аренды помещений и т.д. Что касается среднего звена экономики, то для него необходима глобальная модернизация, техническое перевооружение, важны вопросы консолидации, встраивания в какие-то успешные структуры, а для средних предприятий большее значение имеет и привлекательность для иностранных, стратегических инвесторов.
Таким образом,
малое и среднее
Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.
Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:
В условиях медленного и неустойчивого выхода экономики из кризиса государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) на федеральном уровне остается противоречивой и несбалансированной. Отсутствует целостная концепция государственной политики в отношении МСП. Соответствующая программа является не федеральной, а ведомственной (как и ряд еще более «ведомственных» программ отраслевых федеральных министерств).
Понять, что происходит с сектором можно на данных объективной статистики. Для начала рассмотрим структуру малого бизнеса России.
Основная часть малых
Рис.1. Структура малого бизнеса России в 2011 году
Около 50% составляет торговля и услуги населению. В отличие от производства и строительства, которое трудно перевести в область теневой экономики, доминирующие у нас отрасли малого бизнеса довольно легко могут уйти «в тень». Ведь мы с Вами как потребители предпочтем отремонтировать свой телевизор, например, у частного мастера, который не даст нам чека или какого-то документа вообще, но значительно дешевле, чем в официально работающей организации.
К чему это может привести – к тому, что качество услуг ухудшится, появится много недобросовестных предпринимателей. А это приведет к новому витку «закручивания гаек», что вызовет очередную волну миграции «в сумрак» тех предпринимателей, которые пытаются еще заниматься честным бизнесом.
Сравнивать уровень развития малого предпринимательства в 2008 году с уровнем его развития в 2007 году некорректно в виду того, что с 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», установивший новые критерии отнесения экономических агентов к категории «субъектов малого предпринимательства» (то есть законодательно сам объект существенным образом изменился). Поэтому любые сопоставления нового объекта с самим собой можно делать только начиная с 2008 года.
Рисунок 2 показывает, что происходил значительный рост числа малых предприятий в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Количественно сектор значительно вырос. По состоянию на 1 января 2010 г. их в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс., что на 20% больше, чем годом ранее .
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Рис.2. Число малых предприятий в России с 1999 по 2009г.
При этом активнее всего «рос» микросектор с числом занятых до 15 человек (на 30,6%) и, напротив, сокращалось количество собственно малых предприятий, где работает от 15 до 100 человек (падение почти на 20%). Если же учитывать еще и средние предприятия, и индивидуальных предпринимателей, то прирост числа «игроков» в сектор МСП в 2009 году по сравнению с предыдущим составил 9,3% (с 5126,9 до 5605,8 тыс. единиц).
На первый взгляд, кажется, что, несмотря на кризис, сектор не только не пострадал, но и продемонстрировал «бурный» рост предпринимательской активности, что должно было повлечь за собой и рост спроса на внешнее (в том числе банковское) финансирование.
Однако посмотрим, где «порылась собака». Фактически в 2009 году в связи с кризисными явлениями в экономике произошло сжатие сектора малого предпринимательства. Предпринимательскую активность характеризует не масштабирование пустых «юридических оболочек», а динамика (рост или снижение) тех показателей, которые составляют реальную финансово-экономическую деятельность бизнеса. А это: занятость, обороты (выручка), объемы инвестиций в собственное дело (чем больше вкладываю сегодня в самого себя, тем сильнее уверен в своем развитии завтра). А тут дела были совсем не радужны.
При том, что число малых и микропредприятий в прошлом году выросло, количество занятых на них составило 98,9% от уровня предыдущего года (10 254,0 тыс. человек). Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период, напротив, увеличился на 0,72 процентных пункта и составил 21,7%. Вывод один: не «потреблял» легальный сектор малого предпринимательства высвободившуюся рабочую силу с крупных производств, а даже сокращал собственную. А относительная доля занятых в секторе по отношению к экономике в целом «подросла» только за счет того, что крупный бизнес в кризис сокращал число своих работников в большей мере, чем это делали «малыши».
Номинальный объем оборота МП (малых и микро-) в 2009 году составил 90,3% от уровня предыдущего года, а с учетом индекса потребительских цен оборот сократился на 17%, составив 16 873,1 млрд. рублей (рис.3).
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП.
Рис.3. Динамика изменения объема оборота на МП в 2006-2009 годах
Инвестиции – один из самых ярких
показателей
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Рис.4. Динамика изменения объема инвестиций на МП в 2001-2009 гг
Исследование НИСИПП, основанное на данных опросов малых предприятий, показало также общее сокращение реинвестируемой предприятиями прибыли, что подтверждало скачок неопределенности в отношении будущих условий деятельности4. Уменьшилось и число предприятий, которые в принципе занимаются реинвестированием прибыли: по результатам первого раунда (2007 год) реинвестировали прибыль а развитие 48% респондентов, по результатам второго раунда (2009 год) доля таких предприятий составила лишь 35%.5
Чем же тогда может объясняться такой удивительный феномен: бизнеса вроде как становится больше, а реальные показатели его деятельности, которые только и могут свидетельствовать о предпринимательской активности, падают? Государство поддерживает начинающих предпринимателей по двум направлениям: подпрограмма содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан (по линии Минздравсоцразвития) и программа субсидий-грантов на создание собственного бизнеса (по линии Минэкономразвития). В 2009 году по линии Минсоцздравразвития 127,6 тыс. человек организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. рублей (и при этом заплатив с этой «поддержки» 13% или 7,6 тыс. рублей налога (кстати, вот тоже «резерв» своеобразного «увеличения» оборотов сектора, а точнее – «сдерживания» его еще большего фактического падения). Что касается статистики профильного департамента МЭРа, то она не столь очевидна. Приказ министерства определял порядок и условия предоставления грантов на 2009 год - не более 300 тыс. рублей на «брата». Уровень софинансирования из региональных бюджетов должен составлять от 50 до 80%. Общий объем финансирования, выделенного из федерального бюджета по линии Минэкономразвития в виде субсидий субъектам РФ на гранты для создания собственного дела, составил 1 653 722,37 руб. По официальным данным МЭРа, около 8600 начинающих должны были на эти гранты начать свой бизнес в 2009 году. То есть около трети прироста количества субъектов МСП было обеспеченно за счет бюджетных (федеральных и отчасти региональных) средств (без учета того, что еще выделяли местные власти). Какую реально экономическую отдачу дали эти наштампованные на госсредства «предпринимательские оболочки» и заработали ли вообще как бизнес-единицы на реальных рынках (а не остались лежать мертвым грузом на полках пакетами бумажных учредительных документов), данных нет, общероссийского мониторинга не проводилось (а если таковой проводился, то остался тайной за семью печатями).
Могли ли эти новые «бизнесы» предъявлять эффективный спрос (оптимальный уровень спроса, при котором рыночная цена товара является приемлемой для потребителя и одновременно удовлетворяет интересы продавца) на внешнее, включая банковское, финансирование, вопрос почти риторический.
Посмотрим теперь, что происходило с малым бизнесом в первой половине 2010 года. Данные объективной статистики не дают возможности отслеживать поквартальную динамику всех малых предприятий (микропредприятия сдают отчетность всего раз в год, а полной статистики сектора за 2010 год до сих пор нет). Поэтому у исследователей есть возможность анализировать только динамику показателей собственно малых предприятий (с числом работников свыше 15 и не более 100 человек). По всем рассматриваемым показателям развития малого предпринимательства, за исключением оборота малых предприятий, в данном случае наблюдается негативная динамика.
В первом полугодии 2010 года мы видим падение количества малых предприятий по сравнению с тем же периодом прошлого года (таблица 1). По состоянию на 1 июля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед.
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий в Российской Федерации на 1 июля 2010 г.
Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2010 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения | |||
единиц |
прирост / сокращение за период 01.07.2009-01.07.2010 |
в % от среднего по РФ | |
РФ |
154,7 |
-5,7 |
100,0 |
Среднесписочная численность занятых на МП в первом полугодии также сократилась на 3,3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5578,2 тыс. человек (таблица 2). Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,1 п.п. и составил 12,0%. Вывод: в первом полугодии 2010 года малые предприятия с числом занятых свыше 15 до 100 человек сокращать рабочую силу стали несколько быстрее, чем крупные и средние.
Таблица 2
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в Российской Федерации в январе-июне 2010 г.
Среднесписочная численность работников МП |
Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых | |||
тыс. чел. |
% к январю-июню 2009 г. |
% |
изменение относительно января-июня 2009 г., п.п. | |
РФ |
5578,2 |
96,7 |
12,0 |
-0,10 |