Малый бизнес РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Малое и среднее предпринимательство стремительно расширяется с середины 50-х гг. в капиталистических странах и с конца 80-х - в бывших социалистических странах. Приватизация, с середины 70-х гг. превратившаяся в общемировое явление и имеющая своей целью глобальное преобразование системы производства и приспособления его к запросам постиндустриальной эпохи, резко повысила значимость индивидуальной предпринимательской инициативы. С одной стороны, реструктуризация экономики вынудила значительное число людей, вытесняемых из стагнирующих отраслей, заняться самостоятельно предпринимательской деятельностью.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...7
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства..............................................................................................7
1.2 Роль малого бизнеса в системе рыночных отношений……………….....9
1.3 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства как условие их функционирования……………………………………………..20

Глава 2. Анализ сложившейся системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в регионе ……………………...33
2.1 Характеристика современного состояния малого предпринимательства в России и РД и особенности его развития…………………………………….33
2.2 Оценка системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в РФ……………………………………………………………………..39
2.3 Экономический анализ системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в республике Дагестан……………………….48
Глава 3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования малых предприятий ………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………………..62
Список литературы ……………………………………………………...….....64

Файлы: 1 файл

ДР Роксана Косумова.doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...7

1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства..............................................................................................7

1.2 Роль малого бизнеса в системе  рыночных отношений……………….....9

1.3 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства как условие их функционирования……………………………………………..20

 

Глава 2. Анализ сложившейся системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в регионе ……………………...33

2.1 Характеристика современного  состояния малого предпринимательства  в России и РД и особенности  его развития…………………………………….33

2.2 Оценка системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в РФ……………………………………………………………………..39

2.3 Экономический анализ  системы государственного финансового  регулирования малого бизнеса  в республике Дагестан……………………….48

Глава 3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования малых предприятий ………………………………………...55

Заключение ……………………………………………………………………..62

Список  литературы ……………………………………………………...….....64

 

Введение

Развитие малого предпринимательства является мощным рычагом для решения комплекса политических, финансово-экономических и социальных проблем.

Формирования прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличения валового внутреннего продукта, снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, уменьшения размера социальных трансфертов, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами.

Малое и среднее предпринимательство стремительно расширяется с середины 50-х гг. в капиталистических странах и с конца 80-х - в бывших социалистических странах. Приватизация, с середины 70-х гг. превратившаяся в общемировое явление и имеющая своей целью глобальное преобразование системы производства и приспособления его к запросам постиндустриальной эпохи, резко повысила значимость индивидуальной предпринимательской инициативы. С одной стороны, реструктуризация экономики вынудила значительное число людей, вытесняемых из стагнирующих отраслей, заняться самостоятельно предпринимательской деятельностью. С другой стороны, малыйбизнес стал не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Малый бизнес формирует среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

В сфере малого предпринимательства  западных стран в настоящее время  сосредоточено около- 80-90% предприятий, на их долю приходится

40-50% валового национального продукта. Малый бизнес занимает прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, сфера бытовых услуг; в его сферу вовлекаются машиностроение, энергетика, электротехническая промышленность, транспорт,


микроэлектроника, телекоммуникации и другие высокотехнологичные отрасли. Мировая практика убедительно доказывает, что именно малое и среднее предпринимательство позволяет в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики.

Малое предпринимательство - явление, прежде всего региональное, так как большинство малых предприятий действует на локальных рынках, оно ориентировано на местных потребителей, изыскивает производственные ресурсы в непосредственной близости от ареала своей деятельности. Вопросы становления и развития предпринимательства рассматриваются в качестве одного из важнейших факторов формирования стратегии и тактики социально-экономического развития региона.

Актуальность исследования. В современных условиях в развитии малого предпринимательства России прослеживаются две противоречивые тенденции: 1) возрастание значимости данного сектора экономики;

               2) снижение жизнеспособности малых предприятий.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ определил цели, задачи, направления государственной политики в области развития малого предпринимательства. Задача государства состоит в создании благоприятной среды развития, становления и успешного функционирования малого предпринимательства. Принципами создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства являются государственная политика, ориентированная на рыночную экономику и основанная на соответствующих правовых и административных структурах, обеспечение структурных преобразований, формирование механизма финансового обеспечения предпринимательской деятельности, создание развитой инфраструктуры. Важное место при этом отводится государственному финансовому регулированию развития малого бизнеса в РФ. Финансовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства (СМП) обусловлено действием ряда законов и опирается на широкое использование различных форм, методов, средств и механизмов регулирования их деятельности (льготное налогообложение, кредитование, ускоренная амортизация и т.д.).

Однако складывающаяся система государственного финансового регулирования в РФ не носит целостного характера. Не до конца проработаны механизмы взаимодействия между федеральными и региональными уровнями по финансовой поддержке МП. Развитию малого бизнеса (МБ) препятствует множество обстоятельств: несовершенство законодательных основ, недостаточность собственных финансовых средств и трудности поиска источников финансирования и получения кредита, бремя налогов и неплатежей, проблемы с получением помещений, неразвитость лизинга, отсутствие опыта и ограниченные возможности использования консалтинговых услуг. Проблемам оценки эффективности государственной финансовой поддержки МП уделяется недостаточно внимание.

Необходимость повышения действенности государственного финансового регулирования развития МП и разработки методики оценки эффективности государственной финансовой поддержки определяют актуальность выполненной работы.

Цель и задачи:

Главная цель работы состоит  в разработке концепции государственного финансового регулирования на региональном уровне и методики оценки эффективности государственной финансовой поддержки МП.

Поставленная цель потребовала  решения следующих задач:

- определение сущности  малого предпринимательства, его  места и роли в экономике  России;

- выявление причин, мешающих  становлению и совершенствованию форм поддержки малого бизнеса на базе анализа действующих механизмов государственного финансового регулирования деятельности малого предпринимательства в России;

Информационную базу исследования составили данные органов  государственной и муниципальной власти и управления, Госкомстата РФ, Института стратегического анализа и развития предпринимательства в России, Координационного Совета МАСС по поддержке предпринимательства в Дагестане, справочная литература по проблемам развития МП и бухгалтерская отчетность СМП.

 

 

 
 
 
Глава 1. Теоретические аспекты  государственной поддержки малого предпринимательства.

1.1 Сущность  и критерии определения субъектов  малого предпринимательства

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), констатирующим сущность понятия. Основным критерием в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. В литературе под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает пятьдесят. Наиболее часто применяемые критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. В Европейском сообществе к малым предприятиям относятся предприятия, где количество занятых работников не превышает пятидесяти человек, годовой оборот составляет менее 40 млн. евро, а сумма баланса — 27 млн. евро. При определении мер поддержки субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых.

Можно назвать следующие  преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям, гибкость и оперативность в принятии решений, относительно невысокие расходы на управление, более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить изменения в процесс производства в соответствии с требованиями рынков, относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала, широкое использование местных материальных и трудовых ресурсов и др.

Собственники малых  предприятий склонны к сбережению средств, у них всегда больший  уровень достижения успеха. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, дают средства к существованию большому числу наемных работников, способствуют занятости работников, содействуют подготовке профессиональных кадров и т.п. Однако субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки: более высокий уровень риска; зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Недочеты и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых предприятий связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов  США главными причинами неудач деятельности малых предприятий чаще всего называют:

    • некомпетентность;
    • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
    • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

 

Другими причинами банкротств малых фирм являются:

      1. запущенность бизнеса;
      2. плохое здоровье или вредные привычки;
      3. катастрофы, пожары, воровство;
      4. мошенничество.

Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более  высокий и стабильный доход, чем  фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что владельцы малых предприятий — женщины — более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те предприниматели, которые много работают, но не переходят за рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса  сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из 2—4 лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально." На живучести малых предприятий сказываются и размеры финансирования на первом этапе: чем больше вложенный первоначальный капитал, тем больше возможностей выжить в кризисные периоды.

 

1.2 Роль малого  бизнеса в системе рыночных отношений

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую  долю — 99,3-99,7% от количества предприятий  составляют так называемые малые и средние предприятия. Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.

Но дело не только в  количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной  рыночной инфраструктуры.

Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.

Развитие малого и  среднего предпринимательства имеет  ряд преимуществ в сравнении  с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Информация о работе Малый бизнес РФ