Малый бизнес РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Малое и среднее предпринимательство стремительно расширяется с середины 50-х гг. в капиталистических странах и с конца 80-х - в бывших социалистических странах. Приватизация, с середины 70-х гг. превратившаяся в общемировое явление и имеющая своей целью глобальное преобразование системы производства и приспособления его к запросам постиндустриальной эпохи, резко повысила значимость индивидуальной предпринимательской инициативы. С одной стороны, реструктуризация экономики вынудила значительное число людей, вытесняемых из стагнирующих отраслей, заняться самостоятельно предпринимательской деятельностью.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...7
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства..............................................................................................7
1.2 Роль малого бизнеса в системе рыночных отношений……………….....9
1.3 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства как условие их функционирования……………………………………………..20

Глава 2. Анализ сложившейся системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в регионе ……………………...33
2.1 Характеристика современного состояния малого предпринимательства в России и РД и особенности его развития…………………………………….33
2.2 Оценка системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в РФ……………………………………………………………………..39
2.3 Экономический анализ системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в республике Дагестан……………………….48
Глава 3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования малых предприятий ………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………………..62
Список литературы ……………………………………………………...….....64

Файлы: 1 файл

ДР Роксана Косумова.doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

Нельзя не отметить и особые преимущества малого и среднего бизнеса, способствующие решению социальных проблем общества: увеличение слоя собственников в стране, а значит, формирование среднего класса в обществе – главного гаранта политической стабильности в демократической стране; вовлечение большей части населения в экономическую деятельность, что приводит к увеличению благосостояния граждан; создание новых рабочих мест с относительно низкими затратами на их создание; предоставление населению возможностей для проявления своих предпринимательских способностей.

В то же время субъектам  малого и среднего бизнеса свойственны и определённые недостатки, из которых самые существенные: более высокий уровень риска при ведении предпринимательской деятельности, и, как следствие, высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров (контрактов) с малыми и средними предприятиями; высокая зависимость от условий внешней среды.

В то же время, исследования, проведённые Общероссийской общественной организацией поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» совместно со ВЦИОМ и Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)  в регионах России, показывают, что региональные власти не уделяют должного внимания развитию малого и среднего бизнеса, что является одной из основных причин его отставания в России по сравнению с развитыми странами. Более того, сектор малого и среднего бизнеса сталкивается с многочисленными проблемами, препятствующими его эффективному развитию.

Данные исследований, проведённых в регионах страны Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства, свидетельствуют, что основными проблемами малого и среднего бизнеса в России являются:

  • высокий уровень налогообложения;
  • недоступность кредитных ресурсов;
  • административные барьеры;
  • многочисленные проверки и коррупция.

В секторе малого и среднего бизнеса Дагестана также существует достаточно большое количество проблем, препятствующих его эффективному развитию.

Исследование субъектов  малого бизнеса республики, основной целью которого являлось выявление причин и факторов, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса республики, проведенное в январе-апреле 2012 г. М.Ш. Магомедовым, убедительно показало, что основными проблемами малого бизнеса в Республике Дагестан являются следующие: ограниченность финансовых средств; высокая налоговая нагрузка; проверки контрольно-надзорных органов; коррупция в органах власти и контрольно-надзорных органах; административные барьеры; высокие ставки арендной платы.

 

Основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в Республике Дагестан:

  1. Ограниченность финансовых средств - 21,8%
  2. Высокая налоговая нагрузка - 18,3%
  3. Проверки контрольно – надзорных органов - 17,5%
  4. Коррупция в органах власти и контрольно – надзорных органах - 14,3%
  5. Административные барьеры - 11,2%
  6. Высокие ставки арендной платы - 9,1%
  7. Другие - 7,8%

В нынешних кризисных  условиях развития экономики республиканскими властями должны быть приняты дополнительные меры по поддержке малого и среднего бизнеса, особенно действующего в социальной сфере. Первоочередные меры должны быть приняты в области финансового обеспечения малого и среднего бизнеса, а также снижения административного давления на этот сектор. В частности, необходимы:

  • активизация деятельности «Фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства» для дополнительного финансового обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса;
  • создание Дагестанской лизинговой компании по поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • законодательное закрепление доли госзаказа, предоставляемого субъектам малого и среднего бизнеса на уровне не менее 15-20% от всего объёма госзаказа республики;
  • создание и дальнейшее развитие уже существующих бизнес-инкубаторов в республике;
  • информационно-аналитическая и методическая поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере;
  • подготовка и обучение кадров ведению предпринимательской деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства в социальной сфере;
  • принятие и строгое выполнение дополнительных законодательных актов, направленных на защиту субъектов малого и среднего бизнеса от административного давления;
  • развитие внутреннего туризма. В силу своего географического расположения и природно-климатических условий Республика Дагестан располагает уникальными возможностями для развития внутреннего туризма. Содействие малым предприятиям, ведущим деятельность в этом направлении, будет способствовать превращению республики в один из центров туристско-рекреационного комплекса Юга России;
  • развитие малых форм предпринимательской деятельности в научной, инновационной и образовательной сфере. Статистические данные по малому и среднему бизнесу в Республике Дагестан показывают минимальное присутствие научных, инновационных и образовательных малых предприятий в структуре экономики республики.

Реализация предложенных мер вызовет значительные позитивные изменения в развитии малого бизнеса Республики Дагестан, позволит решить многие социально-экономические проблемы в республике.

2.2 Оценка системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в РФ.

Практически самой трудноразрешимой для малого предпринимательства  является проблема нахождения источников финансирования. Это объясняется структурой источников финансирования этих предприятий, а также трудностями их взаимоотношений с российскими банками.

Удельный вес предприятий очень мал, они вынуждены опираться только на собственные ресурсы, и еще меньше предприятий, обращающихся к услугам небанковских посредников и частных лиц.

Существуют два типа финансирования: внутреннее и внешнее.

При выборе источника финансирования главными факторами являются доступность  денежных средств и выгодные денежные ставки.

В высокоразвитых странах финансовая поддержка сводится, в основном, к трем видам: прямые, смешанные и гарантированные займы, выдаваемые небольшим фирмам под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке ссудного капитала.

Прямые займы предоставляются  непосредственно мелким предприятиям из государственных источников под определенный процент, колеблющийся вместе с общей ставкой банковского процента.

Смешанные займы имеют своим  источником как государственные, так  и частные средства.

При гарантированных займах кредиторам даются государственные гарантии в размере до 90% заемного капитала, уменьшая их риск.

Кроме того, в некоторых высокоразвитых странах используется целевое бюджетное  финансирование: в сметах ряда министерств  и ведомств имеется специальная  статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий (около 0,3% расходов бюджета).

Еще один вид финансирования - участие  в акционерном капитале малого предприятия  путем скупки части его акций, оно помогает сделать кредит более  доступным для малых предпринимателей.

Огромную роль в оказании финансовой помощи играют всевозможные кредитные  программы, такие как займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию  предприятий, на поддержку местного предпринимательства, а также предпринимателей-инвалидов.

Большое внимание во многих странах уделяется развитию венчурного финансирования. Это финансирование мелкого инновационного бизнеса частным капиталом через венчурные фирмы.

Венчурное финансирование складывается из личных средств богатых партнеров, входящих в товарищество или пенсионные, благотворительные фонды или организации. Венчурное финансирование – это финансирование предприятий, находящихся на втором и третьем этапах своего развития.

Следующим видом финансирования является практика привлечения финансовых ресурсов через фондовые биржи.

В ряде стран (США, Великобритании, Франции  и др.) созданы вторичные рынки  ценных бумаг для мелких и средних  компаний.

В связи с тем, что любое кредитование малого предпринимательства имеет  известную степень риска, банки  широко используют такие формы финансирования как лизинг и факторинг.

Самое широкое распространение  получил в последнее время  лизинг - сдача в аренду инвестиций или потребительских товаров.

Факторинг означает продажу предпринимателем - поставщиком (фактором) долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. Банк в полной мере принимает безналичные убытки, предприниматель - получатель факторинга, помимо процентов за кредит, выплачивает фактору комиссионные за риск.

Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений - предоставление разного рода кредитов с заниженной процентной ставкой и увеличенными сроками погашения.

Иногда, в предприятиях с хорошо налаженной работой финансирование осуществляется через привлечение средств сотрудников фирмы. Позитивным моментом такого решения является степень мотивации, резко возрастающий интерес к делам "своей" фирмы.

Следующее направление финансовой поддержки – франчайзинг - представляет собой соглашение двух экономических агентов о предоставлении права одному из них (франчизи) действовать на рынке сбыта под именем или покровительством другого (франчизор). Франчизор, предоставляя свою марку франчизи, получает возможность расширить свое производство с наименьшими затратами. А франчизи может открыть дело без подготовительного периода и расходов на рекламу, кроме того, он пользуется правом торговать на льготных условиях.

Финансовые рычаги используются для  перераспределения производительных сил, создания новых малых предприятий  в промышленно отсталых районах, а также для увеличения количества рабочих мест в районах с избыточной рабочей силой.

Государственные финансовые органы используются малыми фирмами не только для получения  финансовой поддержки, но и для получения  через них бесплатно финансовой информации, используемой для составления финансового бизнес-плана.

Зарубежный опыт показал, что очень  эффективным оказывается создание учреждений по оказанию одновременно финансовой и консультативной помощи.

На данный момент почти все крупные банки создали сейчас специальные отделы, занимающиеся финансированием малого предпринимательства. Набор инструментов, используемых для оказания помощи малому предпринимательству, постоянно расширяется.

Финансовую политику в отношении  малого предпринимательства необходимо рассматривать в контексте общей экономической политики страны. Должна быть четкая направленность на достижение сбалансированности политики и рынка в целом, а не на проведении политики по секторам или применительно к предприятиям определенного размера, что может поставить в особые условия какую-либо одну группу, но в конечном итоге нанести ущерб какой-либо другой группе предприятии.

Суть налоговых мероприятий  для стимулирования развития малого предпринимательства состоит в  поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия, как указывалось выше, является одним из повсеместно используемых методов налогообложения малого предпринимательства.

В качестве инвестиций по законодательству нашей страны, могут использоваться целевые банковские вклады, пан, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора.

Частью неформального рынка  ссудных капиталов является одалживание  денег у родных и знакомых. Около 35% опрошенных предпринимателей пользуются этим источником финансирования.

Централизованные инвестиционные фонды осуществляют финансирование из бюджетных источников.

В указе Президента Российской Федерации  предусмотрено выделение централизованных кредитных ресурсов и льготное кредитование приоритетных направлений развития производства промышленных товаров, товаров народного потребления и продуктов питания; образование при участии средств федерального бюджета специальных фондов поддержки малого и среднего бизнеса; страхование высокоэффективных программ с высокой степенью риска путем образования государственных страховых фондов и резервов.

Согласно Федеральной программе  поддержке предпринимательства, финансирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства  проводится через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, образованный по постановлению Правительства Российской Федерации.

Фонд - это организационная форма  управления, обеспечивающая аккумуляцию поступлений от федерального и местных бюджетов; отчислений от средств, получаемых в результате приватизации государственного имущества (в размере 5%); поступлений от банковских структур; отчислений от предприятий и организаций (из налогооблагаемой базы) и т.д.

Главный принцип деятельности фондов – условие возвратности. Фонду предоставляется право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

Информация о работе Малый бизнес РФ