Малый бизнес РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Малое и среднее предпринимательство стремительно расширяется с середины 50-х гг. в капиталистических странах и с конца 80-х - в бывших социалистических странах. Приватизация, с середины 70-х гг. превратившаяся в общемировое явление и имеющая своей целью глобальное преобразование системы производства и приспособления его к запросам постиндустриальной эпохи, резко повысила значимость индивидуальной предпринимательской инициативы. С одной стороны, реструктуризация экономики вынудила значительное число людей, вытесняемых из стагнирующих отраслей, заняться самостоятельно предпринимательской деятельностью.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...7
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства..............................................................................................7
1.2 Роль малого бизнеса в системе рыночных отношений……………….....9
1.3 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства как условие их функционирования……………………………………………..20

Глава 2. Анализ сложившейся системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в регионе ……………………...33
2.1 Характеристика современного состояния малого предпринимательства в России и РД и особенности его развития…………………………………….33
2.2 Оценка системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в РФ……………………………………………………………………..39
2.3 Экономический анализ системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в республике Дагестан……………………….48
Глава 3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования малых предприятий ………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………………..62
Список литературы ……………………………………………………...….....64

Файлы: 1 файл

ДР Роксана Косумова.doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, эту модель можно с большой  долей надежности использовать как  для целей прогнозирования, так  и для повышения уровня аналитической  работы банка, в частности, в оценках  эффективности инвестиционных проектов субъектов бизнеса, что при действующей сегодня системе банковского кредитования ожидаемый КРУ равен около 15,2 млн. руб, что в 1,49 раза меньше суммарного потока платежей за весь период, следующего из инвестиционных обоснований. Другими словами, анализ самого банка оказался не совсем убедительным для принятия решения.

В результате возможного совершенствования системы кредитования на принципах, изложенных выше, появится возможность для банка усилить  оценочную работу.

Высокие уровни риска банков при кредитовании субъектов бизнеса налагают определенные условия и ограничения на бизнес-проекты. Предложенный в настоящей работе механизм более достоверной оценки рисков, как со стороны банков, так и самих предпринимателей на основе системной, комплексной увязки основных факторов развития позволит, на наш взгляд, повысить степень надежности кредитных проектов и обеспечить эффективную связь между банками второго уровня и малым бизнесом.

Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых и средних  предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Развитие малых  предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений, - в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

 

Таблица 1 - Анализ субъектов малого и среднего бизнеса

 

   Наименование показателей

Единицы измерения

Показатели (на 1 января 2012 года)

к отчетному  периоду прошлого года в %

Количество  зарегистрированных субъектов малого предпринимательства

единиц

985496

 

в том числе: 

индивидуальных предпринимателей

 

601057

 
 

юридических лиц

 

189671

110,1

 

крестьянских  хозяйств

 

194768

100,5

Количество  активных субъектов малого предпринимательства

единиц

680138

119,8

в том числе:

индивидуальных  предпринимателей

 

454959

124,5

 

юридических лиц

 

55865

110,0

 

крестьянских хозяйств

 

169314

100,6

Численность занятых  в малом предпринимательстве

человек

1135606

112,8

Выпуск продукции (товаров и услуг) активными субъектами малого предпринимательства

млн. тенге

500400

118,7


 

Численность занятых  на предприятиях малого бизнеса в  разрезе регионов по состоянию на 1 января 2012 года

Предусматривается внедрение системы менеджмента  качества на 9 предприятиях переработки  продукции АПК:

  • выработка муки;
  • безалкогольная продукция;
  • молочная продукция;
  • мясная продукция.

В целях укрепления промышленности и обеспечения устойчивого долгосрочного развития в регионе реализуются Индустриальная стратегия области на период до 2013 года и Программа индустриально-инновационного развития области на 2010-2014 годы. В результате была активизирована работа по инвестиционной деятельности предприятий и организаций, сформирован портфель бизнес-планов, осуществлялось государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и ряд других мероприятий.

В настоящее время  в администрации на рассмотрении находится 5 проектов: 3 проекта направлены в ООО «Газпром трансгаз Махачкала» и 2 проекта представлены в ОАО "Ростелеком"

За счет финансирования ООО «Газпром трансгаз Махачкала» в АО "Дагэнергокабель" осуществляется реализация проекта по созданию производства телефонных и силовых кабелей среднего напряжения. Сумма финансирования проекта ООО «Газпром трансгаз Махачкала» - 5,3млн. долл. США.

ООО "Целитель" в АО "Фонд Сулеймана Керимова" получен грант в размере (55тыс. долл. США) на проведение научного исследования по разработке и подготовке промышленного производства новых пролонгированных форм высокоэффективных противотуберкулезных препаратов.

Компания «МАГМУС» приступила к совместной с ООО «ДЭФО» реализации проекта по развитию существующего предприятия по производству бытовой и офисной мебели. Общая стоимость проекта составляет свыше 10млн. долл. США. Вложения компании составят 12 млн. руб.

Наиболее активными  в индустриально-инновационном процессе стали крупные промышленные предприятия  региона. Сегодня практически каждое из них проводит комплексные мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению действующих производств, внедрению наукоемких и ресурсосберегающих технологий.

 

Глава 3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования малых  предприятий.

 

Малый бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

К главным проблемам  российского малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.

Хотя в настоящее  время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика  государственной власти в отношении  слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимания этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.

 

В целом к недостаткам нормативно-правовой базы в отношении малого предпринимательства  можно отнести:

    • отставание законодательства от практики;
    • нестыковка различных законодательных и нормативных актов;
    • наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;
    • низкий уровень информирования о принимаемых законах.

Другая серьезная проблема законодательной сферы – неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса.

Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая  со стороны государства – неоправданные  административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации.

Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного  произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования.

К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное  обеспечение малого бизнеса. Текущее  положение дел в сфере государственной  финансовой поддержки весьма плачевное.

В сфере обеспечения  малых предприятий финансовыми  ресурсами без помощи бюджета  государства также имеется целый  ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.

 

Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса  – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы нормативно-правового  регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики.

Обобщая опыт партнерства  региональной власти и малого бизнеса  в Российской области, можно сделать  следующий вывод. Для улучшения  положения в сфере малого предпринимательства  необходимо:

установить четкие правовые отношение между властью и бизнесом;

упростить порядок регистрации  предприятий, лицензирования их деятельности и налогообложения;

законодательно закрепить  порядок использования малыми предприятиями  земли и иной недвижимости, являющейся муниципальной собственностью;

определить конкретные формы поддержки, которую власть реально способна оказывать малым предприятиям.

Система государственной поддержки  малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами.

Развитие малого бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.

Решение задач развития малого предпринимательства  рассматривается в настоящее  время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти.

В настоящее время принят ряд  экономических и политических мер, направленных на развитие малого бизнеса в России:

1. Принят пакет законов, речь  в которых идет об устранении  административных барьеров для  ведения бизнеса, как на федеральном,  так и на региональном уровне.

2. Внесен ряд поправок в Налоговый  кодекс, изменена ставка налога  на прибыль в сторону уменьшения. Введение единого социального налога с регрессивной шкалой отчислений дало возможность предприятиям платить меньше налогов и увеличить заработную плату работникам. Развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах.

Отличительной чертой российского  малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора.

Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции в 2004-2006 гг. в значительной степени зависит от ряда условий.

1. По мнению ряда экспертов,  финансовая поддержка малого  предпринимательства со стороны  государства является основным  направлением его развития. За  последние годы происходило снижение финансовой поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. На 2004-2006 гг. принято принципиальное решение по выделению ресурсов на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета.

Отсутствие инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, трикотажной отраслях требуют много миллиардных вложений. В итоге большинство отечественных малых производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями.

2. Формирование благоприятного  предпринимательского климата. Для  этого необходима реализация  в регионах и на местах принятых  федеральных законов, направленных  на улучшение предпринимательского климата в стране.

Принятый пакет законов должен ликвидировать барьеры для ведения  бизнеса, как на федеральном, так  и на региональном уровне. Это относится  к ряду законов, принятых правительством, которые предусматривают упрощение  порядка регистрации хозяйствующих субъектов (Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц”). В 2002 г. был принят рамочный федеральный законопроект “Об основах технического регулирования в Российской Федерации”, необходимый для установления жестких стандартов, обеспечивающих безопасность товаров для потребителя. Таким образом, принятие закона заметно снизит уровень регулированности бизнеса, отменив огромное количество действующих стандартов.

Информация о работе Малый бизнес РФ