Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:03, дипломная работа
Малое и среднее предпринимательство стремительно расширяется с середины 50-х гг. в капиталистических странах и с конца 80-х - в бывших социалистических странах. Приватизация, с середины 70-х гг. превратившаяся в общемировое явление и имеющая своей целью глобальное преобразование системы производства и приспособления его к запросам постиндустриальной эпохи, резко повысила значимость индивидуальной предпринимательской инициативы. С одной стороны, реструктуризация экономики вынудила значительное число людей, вытесняемых из стагнирующих отраслей, заняться самостоятельно предпринимательской деятельностью.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...7
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства..............................................................................................7
1.2 Роль малого бизнеса в системе рыночных отношений……………….....9
1.3 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства как условие их функционирования……………………………………………..20
Глава 2. Анализ сложившейся системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в регионе ……………………...33
2.1 Характеристика современного состояния малого предпринимательства в России и РД и особенности его развития…………………………………….33
2.2 Оценка системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в РФ……………………………………………………………………..39
2.3 Экономический анализ системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в республике Дагестан……………………….48
Глава 3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования малых предприятий ………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………………..62
Список литературы ……………………………………………………...….....64
Таким образом, эту модель можно с большой долей надежности использовать как для целей прогнозирования, так и для повышения уровня аналитической работы банка, в частности, в оценках эффективности инвестиционных проектов субъектов бизнеса, что при действующей сегодня системе банковского кредитования ожидаемый КРУ равен около 15,2 млн. руб, что в 1,49 раза меньше суммарного потока платежей за весь период, следующего из инвестиционных обоснований. Другими словами, анализ самого банка оказался не совсем убедительным для принятия решения.
В результате возможного
совершенствования системы
Высокие уровни риска банков при кредитовании субъектов бизнеса налагают определенные условия и ограничения на бизнес-проекты. Предложенный в настоящей работе механизм более достоверной оценки рисков, как со стороны банков, так и самих предпринимателей на основе системной, комплексной увязки основных факторов развития позволит, на наш взгляд, повысить степень надежности кредитных проектов и обеспечить эффективную связь между банками второго уровня и малым бизнесом.
Имеются и другие
формы государственной
Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений, - в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
Таблица 1 - Анализ субъектов малого и среднего бизнеса
Наименование показателей |
Единицы измерения |
Показатели (на 1 января 2012 года) |
к отчетному периоду прошлого года в % | ||
Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства |
единиц |
985496 |
|||
в том числе: |
индивидуальных предпринимателей |
601057 |
|||
юридических лиц |
189671 |
110,1 | |||
крестьянских хозяйств |
194768 |
100,5 | |||
Количество активных субъектов малого предпринимательства |
единиц |
680138 |
119,8 | ||
в том числе: |
индивидуальных предпринимателей |
454959 |
124,5 | ||
юридических лиц |
55865 |
110,0 | |||
крестьянских хозяйств |
169314 |
100,6 | |||
Численность занятых в малом предпринимательстве |
человек |
1135606 |
112,8 | ||
Выпуск продукции (товаров и услуг) активными субъектами малого предпринимательства |
млн. тенге |
500400 |
118,7 |
Численность занятых на предприятиях малого бизнеса в разрезе регионов по состоянию на 1 января 2012 года
Предусматривается внедрение системы менеджмента качества на 9 предприятиях переработки продукции АПК:
В целях укрепления промышленности и обеспечения устойчивого долгосрочного развития в регионе реализуются Индустриальная стратегия области на период до 2013 года и Программа индустриально-инновационного развития области на 2010-2014 годы. В результате была активизирована работа по инвестиционной деятельности предприятий и организаций, сформирован портфель бизнес-планов, осуществлялось государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и ряд других мероприятий.
В настоящее время в администрации на рассмотрении находится 5 проектов: 3 проекта направлены в ООО «Газпром трансгаз Махачкала» и 2 проекта представлены в ОАО "Ростелеком"
За счет финансирования ООО «Газпром трансгаз Махачкала» в АО "Дагэнергокабель" осуществляется реализация проекта по созданию производства телефонных и силовых кабелей среднего напряжения. Сумма финансирования проекта ООО «Газпром трансгаз Махачкала» - 5,3млн. долл. США.
ООО "Целитель" в АО "Фонд Сулеймана Керимова" получен грант в размере (55тыс. долл. США) на проведение научного исследования по разработке и подготовке промышленного производства новых пролонгированных форм высокоэффективных противотуберкулезных препаратов.
Компания «МАГМУС» приступила к совместной с ООО «ДЭФО» реализации проекта по развитию существующего предприятия по производству бытовой и офисной мебели. Общая стоимость проекта составляет свыше 10млн. долл. США. Вложения компании составят 12 млн. руб.
Наиболее активными
в индустриально-инновационном
Глава 3. Проблемы
и перспективы государственного
финансового регулирования
Малый бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.
К главным проблемам российского малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.
Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимания этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.
В целом к недостаткам
Другая серьезная проблема законодательной сферы – неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса.
Еще одна проблема российских
малых предприятий, возникающая
со стороны государства –
Малому бизнесу сейчас
необходима защита от административного
произвола. Огромное число проверок
и проверяющих инстанций
К числу не менее значимых
проблем следует отнести
В сфере обеспечения
малых предприятий финансовыми
ресурсами без помощи бюджета
государства также имеется
Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики.
Обобщая опыт партнерства региональной власти и малого бизнеса в Российской области, можно сделать следующий вывод. Для улучшения положения в сфере малого предпринимательства необходимо:
установить четкие правовые отношение между властью и бизнесом;
упростить порядок регистрации предприятий, лицензирования их деятельности и налогообложения;
законодательно закрепить порядок использования малыми предприятиями земли и иной недвижимости, являющейся муниципальной собственностью;
определить конкретные формы поддержки, которую власть реально способна оказывать малым предприятиям.
Система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами.
Развитие малого бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.
Решение задач развития малого предпринимательства рассматривается в настоящее время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти.
В настоящее время принят ряд экономических и политических мер, направленных на развитие малого бизнеса в России:
1. Принят пакет законов, речь
в которых идет об устранении
административных барьеров для
ведения бизнеса, как на
2. Внесен ряд поправок в
Отличительной чертой российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора.
Рост числа новых малых
1. По мнению ряда экспертов,
финансовая поддержка малого
предпринимательства со
Отсутствие инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, трикотажной отраслях требуют много миллиардных вложений. В итоге большинство отечественных малых производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями.
2. Формирование благоприятного
предпринимательского климата.
Принятый пакет законов должен
ликвидировать барьеры для