Малый бизнес РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Малое и среднее предпринимательство стремительно расширяется с середины 50-х гг. в капиталистических странах и с конца 80-х - в бывших социалистических странах. Приватизация, с середины 70-х гг. превратившаяся в общемировое явление и имеющая своей целью глобальное преобразование системы производства и приспособления его к запросам постиндустриальной эпохи, резко повысила значимость индивидуальной предпринимательской инициативы. С одной стороны, реструктуризация экономики вынудила значительное число людей, вытесняемых из стагнирующих отраслей, заняться самостоятельно предпринимательской деятельностью.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...7
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства..............................................................................................7
1.2 Роль малого бизнеса в системе рыночных отношений……………….....9
1.3 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства как условие их функционирования……………………………………………..20

Глава 2. Анализ сложившейся системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в регионе ……………………...33
2.1 Характеристика современного состояния малого предпринимательства в России и РД и особенности его развития…………………………………….33
2.2 Оценка системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в РФ……………………………………………………………………..39
2.3 Экономический анализ системы государственного финансового регулирования малого бизнеса в республике Дагестан……………………….48
Глава 3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования малых предприятий ………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………………..62
Список литературы ……………………………………………………...….....64

Файлы: 1 файл

ДР Роксана Косумова.doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

финансирование мероприятий  по подготовке, переподготовке и повышению  квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических  структур, защите прав потребителей;

финансирование научных  исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью указанных фондов;

проведение мероприятий, направленных на привлечение и эффективное  использование средств отечественных  и иностранных инвесторов, в том  числе проведение конкурсов, аукционов, выставок, лотерей, а также совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;

организация сбора, обработки  правовой, патентно-лицензионной и  иной информации, представляющей интерес  для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;

осуществление в установленном  порядке внешнеэкономической деятельности, участие в международных программах и проектах в области малого предпринимательства.

Рассмотрим основные направления государственной поддержки  предпринимательства:

Кредитование субъектов  малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кроме того, создаются  общества взаимного кредитования субъектов  малого предпринимательства  для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи.

Общества взаимного  кредитования субъектов малого предпринимательства:

вправе не размещать  обязательные резервы в Центральном  банке Российской Федерации;

могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию  или иной кредитной организации;

определяют размер, периодичность  и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки  и условия оказания им финансовой помощи;

не вправе предоставлять  денежные средства физическим и юридическим  лицам, которые не являются участниками  указанных обществ.

Страхование субъектов  малого предпринимательства также  осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Одной из государственных  мер по поддержке малого предпринимательства  является участие субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для  государственных нужд.

Так, правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

Как уже отмечалось выше, осуществляется поддержка и внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства: Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществляют меры по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках. Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности, устанавливаются договором между субъектом малого 
предпринимательства и соответствующим государственным (муниципальным) фондом поддержки малого предпринимательства.

Поддержка субъектов  малого предпринимательства в информационной сфере осуществляется также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые разрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией. Информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях, предусмотренных действующим законодательством. При этом предприятия, учреждения и организации, предоставляющие информационные услуги субъектам малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

Те же государственные  и муниципальные органы осуществляют производственно-технологическую поддержку субъектов малого предпринимательства. Она представляет собой комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Наряду свыше обозначенными видами государственной поддержки предпринимательства необходимо выделить поддержка субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Государственные органы обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

Одним из наиболее важных направлений государственной поддержки  малого предпринимательства, является льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

В соответствии вышеназванным Законом, применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

 

Глава 2. Анализ сложившейся  системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства  в регионе.

2.1 Характеристика современного состояния малого предпринимательства в России и РД и особенности его развития.

Малый – ведущий сектор экономики, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта страны, способствующий решению многих социально-экономических проблем. Он играет важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, ему принадлежит особое место в становлении и развитии новой социальной структуры общества на основе создания и расширения слоя среднего класса и обеспечении социальной стабильности в обществе. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малый и средний бизнес помогает преодолеть издержки реформ, снимает социальную напряженность, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами, способствует созданию прогрессивной структуры экономики, конкурентной среды, расширению налогооблагаемой базы.

Однако уровень его  развития в России существенно ниже, чем во многих развитых странах. По данным ООН малым бизнесом в мире занято примерно 50% работающего населения, насчитывается примерно 53-55 млн. малых предприятий. В России в этом секторе функционирует лишь 1137,4 тыс. малых предприятий, на которых занято только 9,2 млн. работников. На 1000 человек населения в России приходится в среднем около 8 малых предприятий, что в 6-8 раз ниже, чем в развитых странах. Малыми предприятиями в России создается лишь около 12% ВВП, тогда как в США, Японии, Германии, других развитых странах доля малого бизнеса в ВВП достигает 50-60% .

Если проводить аналогию с высокоразвитыми странами, развитие малого и среднего бизнеса в России в силу исторических, экономических, политических и социальных причин существенно отстает. В то же время, в России есть значительные резервы для увеличения количества предприятий малого и среднего бизнеса, совершенствования организационных форм и повышения эффективности их деятельности.

Особенно актуальна  эта задача для отсталых депрессивных регионов Российской Федерации, к числу  которых относят и Дагестан. Эффективное  развитие малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан представляет дополнительные возможности для выведения экономики республики из депрессивного состояния на качественно более высокий уровень развития, позволит решить такие актуальные для Дагестана проблемы, как создание рабочих мест, модернизация экономики, увеличение налогооблагаемой базы, насыщение рынка товарами местных производителей. В то же время, по основным показателям развития и поддержки малого и среднего бизнеса в Дагестане очень низкие результаты среди остальных регионов России. На протяжении многих лет Республика Дагестан является дотационной, получая до 80% бюджетных расходов из федерального центра. Развитие малого и среднего бизнеса в Дагестане является одним из основных факторов, который позволит уменьшить зависимость республики от трансфертов из федерального центра, снизить социальную напряженность, повысить уровень благосостояния населения республики.

Соответственно, одной  из основных задач государства в  экономической политике в современных  кризисных условиях развития страны должно стать принятие дополнительных мер по повышению роли и значения малого бизнеса в экономическом и социальном развитии России.

Малый и средний бизнес как форма предпринимательской деятельности имеет свои особенности, отличающие его от других видов предпринимательской деятельности. К таковым относятся: ключевая роль собственников стратегическом и оперативном управлении; личностный характер отношений между руководителем малого предприятия и наемными работниками; относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта; наличие двух источников финансовых ресурсов – специальных форм поддержки со стороны государства и личных средств собственника предприятия.

Деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса, как и  других участников рыночной экономики, имеет свои преимущества и недостатки. Анализ зарубежного и отечественного опыта развития этого сектора экономики позволяет выделить следующие его преимущества: способность к быстрым изменениям в ведении хозяйственной деятельности в ответ на изменения во внешней среде развития сектора; низкие расходы на деятельность малых и средних предприятий по сравнению с крупными, особенно затраты на управление; независимость субъектов малого и среднего бизнеса при ведении предпринимательской деятельности; гибкость и оперативность в принятии управленческих и производственных решений; невысокие потребности в финансовых средствах и оборотном капитале; быстрая оборачиваемость собственного капитала; высокая личная мотивация владельцев малых и средних предприятий в достижении успеха, что положительно сказывается на деятельности субъектов малого бизнеса; высокая склонность к инвестированию собственников малых предприятий; способность быстро вводить изменения в продукцию и технологию производства в ответ на изменения конъюнктуры регионального рынка; разработка и внедрение, технико-технологических и организационных нововведений; ликвидация монополии крупных товаропроизводителей на региональных рынках и создание конкурентной среды; мобилизация финансовых, природных и трудовых ресурсов, их эффективное использование на местных рынках.

Информация о работе Малый бизнес РФ