Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ. 7
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 7
1.2 Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в России. 10
1.3 Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в России. 16
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. 21
2.1 Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах. 21
2.2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 38
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
Факультет международных отношений
Кафедра международной экономики
и внешнеэкономической
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мировая экономика»
на тему: «Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России.»
Специальность 080102 «Мировая экономика»
Дневное отделение
Руководитель курсовой работы
преподаватель кафедры международной
экономики и внешнеэкономической деятельности О.Л. Немировская
Курсовую работу выполнила
студентка 2 курса 4 группы Д.В. Боева
Воронеж – 2011
Содержание
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ. 7
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 7
1.2 Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в России. 10
1.3 Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в России. 16
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. 21
2.1 Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах. 21
2.2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 38
ВВЕДЕНИЕ
Тема развития
малого и среднего бизнеса с точки
зрения целостной социально-
Высокой актуальностью проблем малого и среднего бизнеса объясняется большое количество научных работ и публикаций, посвященных данной теме. Классические подходы к определению функции малого и среднего бизнеса определены в работах Ф. Кенэ, А. Смита, Ж. Тюрго, В. Рошера, Б Гильдебранда, Ж.Б. Сея, Ф. Шамхалова. Общим вопросам теории рынка, связи институциональных изменений и роста экономики посвящены работы Д.С. Норта и К.Д. Эрроу.
Социальные факторы становления малого и среднего бизнеса рассматриваются в работах А.К. Казанцева, М.Г. Лапусты, В.В. Радаева, А.Ю. Чепуренко, Е.Г. Ясина, Ю.В. Зиньковского, М.В. Кочановского.
К вопросу государственно-
По вопросу особенностей развития малого и среднего бизнеса в России достаточное количество материалов содержится в работах А.Ю. Егорова, А.О.Блинова, С.И Сметанина, Н. В. Исаевой, С.С. Котовой, Н.Д. Аппаковой.
Одной из важнейших задач в экономической жизни России является поддержка малого и среднего предпринимательства, которая осуществляется на государственном уровне. Серьёзная поддержка малого и среднего предпринимательства позволит не только решить экономические, но и социальные проблемы.
Особое внимание государственные органы уделяют молодым предпринимателям, делающим первые шаги в малом бизнесе. Прежде всего, молодой предприниматель может получить консультации квалифицированных специалистов, которые помогут в регистрации компании, разработке бизнес плана или подборе кадров.
Кроме того, поддержка малого и среднего предпринимательства выражается в предоставлении льготных кредитов, которые позволят предпринимателям увеличить оборотный капитал или закупить необходимое оборудование. Стоит учитывать, что поддержкой малого и среднего предпринимательства занимаются не только центральные, но и местные органы власти, которые организуют семинары и консультации с ведущими специалистами в различных областях, разрабатывают собственные программы поддержки малого бизнеса.
Во многих регионах
Российской Федерации строятся бизнес-центры
которые ориентированы на предприятия
малого бизнеса, где предприниматели
смогут не только снять помещение
по выгодной арендной ставке, но и получить
все необходимые условия для
успешной работы. Компактное размещение
предприятий малого бизнеса позволит
создать необходимую атмосферу
для творчества, что немаловажно
для работы многих предприятий, занимающихся
разработкой инновационных
Ещё одним способом поддержки малого и среднего предпринимательства является упрощение процесса регистрации предприятий и снижение количества проверок со стороны контролирующих органов.
Также в целях поддержки малого и среднего предпринимательства многие государственные заказы на производство товаров и услуг размещаются в виде тендеров, что позволяет предпринимателям найти выгодный заказ, который позволит обеспечить хорошую прибыль предприятия.
Несмотря на все усилия государственных органов, малое и среднее предпринимательство развиваются в России пока ещё медленно. Если во многих зарубежных странах малые предприниматели создают большую часть ВВП, то в России малые предприятия не могут соперничать с государственными структурами ни по количеству занятых людей, ни по прибыли, ни по обороту.
Поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из важнейших задач, которая ставится правительством РФ в планах развития. По мнению политиков, именно поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса позволит вывести страну из экономического кризиса.
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Для достижения этой цели мною были обозначены следующие задачи:
В первой части работы я предлагаю рассмотреть истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение. Во второй части ознакомиться с опытом работы зарубежных и российских предприятий малого бизнеса, на основании чего провести анализ и выделить наиболее острые проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране и пути их решения. В третьей части данной работы сделать выводы и составить рекомендации по улучшению развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.
Централизованное
управление экономикой имело своей
целью обеспечение
К 80-м годам
двадцатого столетия экономика России
оказалась в кризисной
В конце 80-х годах происходит формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
В 1991 - 1992 гг. произошли
коренные изменения в отношении
государства к развитию предпринимательства.
Были приняты многие законы, открывшие
широкие возможности для
Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования.
К 1995 году порядка
65% всех российских частных предприятий
стали малыми. В это период создается
нормативно-правовая база, регулирующая
предпринимательскую
С 1997 года совокупный
прирост числа малых
Таким образом, если
подвести итог и рассмотреть
Информация о работе Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России