Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ. 7
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 7
1.2 Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в России. 10
1.3 Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в России. 16
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. 21
2.1 Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах. 21
2.2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 38

Файлы: 1 файл

Курсяк редактир.docx

— 72.65 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

( ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

 

Факультет международных отношений 

Кафедра международной экономики  и внешнеэкономической деятельности

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему: «Малый и средний  бизнес в России: место и роль в экономике России.»

 

Специальность 080102 «Мировая экономика»

Дневное отделение

 

 

 

Руководитель курсовой работы

преподаватель кафедры международной   

экономики и внешнеэкономической  деятельности     О.Л. Немировская

 

Курсовую работу выполнила

студентка 2 курса 4 группы           Д.В. Боева

 

 

 

Воронеж – 2011 

Содержание

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ. 7

1.1 История развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 7

1.2 Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в России. 10

1.3 Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в России. 16

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. 21

2.1 Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах. 21

2.2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 24

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 38

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема развития малого и среднего бизнеса с точки  зрения целостной социально-экономической  структуры сегодня привлекает пристальное  внимание ученых практически всех направлений  — юристов, экономистов, управленцев, социологов, психологов. Столь высокий  интерес специалистов к данной теме детерминирован с одной стороны  положительным опытом экономически развитых стран мира, благополучие которых во многом обязано малому и среднему бизнесу, с другой стороны - необходимостью стабилизации социально-экономической  жизни России посредством эффективного управления таким социальным институтом как малый и средний бизнес.

Высокой актуальностью  проблем малого и среднего бизнеса  объясняется большое количество научных работ и публикаций, посвященных  данной теме. Классические подходы  к определению функции малого и среднего бизнеса определены в  работах Ф. Кенэ, А. Смита, Ж. Тюрго, В. Рошера, Б Гильдебранда, Ж.Б. Сея, Ф. Шамхалова. Общим вопросам теории рынка, связи институциональных изменений и роста экономики посвящены работы Д.С. Норта и К.Д. Эрроу.

Социальные факторы  становления малого и среднего бизнеса рассматриваются в работах А.К. Казанцева, М.Г. Лапусты, В.В. Радаева, А.Ю. Чепуренко, Е.Г. Ясина, Ю.В. Зиньковского, М.В. Кочановского.

К вопросу государственно-общественной поддержки обращаются такие авторы как М.В. Кочановский, Л.Э Слуцкий, А.О. Блинов, А.К. Казанцев.

По вопросу  особенностей развития малого и среднего бизнеса в России достаточное  количество материалов содержится в  работах А.Ю. Егорова, А.О.Блинова, С.И Сметанина, Н. В. Исаевой, С.С. Котовой, Н.Д. Аппаковой.

Одной из важнейших  задач в экономической жизни  России является поддержка малого и  среднего предпринимательства, которая  осуществляется на государственном уровне. Серьёзная поддержка малого и среднего предпринимательства позволит не только решить экономические, но и социальные проблемы.

Особое внимание государственные органы уделяют  молодым предпринимателям, делающим первые шаги в малом бизнесе. Прежде всего, молодой предприниматель  может получить консультации квалифицированных  специалистов, которые помогут в  регистрации компании, разработке бизнес плана или подборе кадров.

Кроме того, поддержка  малого и среднего предпринимательства  выражается в предоставлении льготных кредитов, которые позволят предпринимателям увеличить оборотный капитал  или закупить необходимое оборудование. Стоит учитывать, что поддержкой малого и среднего предпринимательства занимаются не только центральные, но и местные органы власти, которые организуют семинары и консультации с ведущими специалистами в различных областях, разрабатывают собственные программы поддержки малого бизнеса.

Во многих регионах Российской Федерации строятся бизнес-центры которые ориентированы на предприятия  малого бизнеса, где предприниматели  смогут не только снять помещение  по выгодной арендной ставке, но и получить все необходимые условия для  успешной работы. Компактное размещение предприятий малого бизнеса позволит создать необходимую атмосферу  для творчества, что немаловажно  для работы многих предприятий, занимающихся разработкой инновационных технологий.

Ещё одним способом поддержки малого  и среднего предпринимательства является упрощение  процесса регистрации предприятий  и снижение количества проверок со стороны контролирующих органов.

Также в целях  поддержки малого и среднего предпринимательства многие государственные заказы на производство товаров и услуг размещаются в виде тендеров, что позволяет предпринимателям найти выгодный заказ, который позволит обеспечить хорошую прибыль предприятия.

Несмотря на все  усилия государственных органов, малое  и среднее предпринимательство  развиваются в России пока ещё  медленно. Если во многих зарубежных странах  малые предприниматели создают  большую часть ВВП, то в России малые предприятия не могут соперничать  с государственными структурами  ни по количеству занятых людей, ни по прибыли, ни по обороту.

Поддержка малого и среднего предпринимательства  является одной из важнейших задач, которая ставится правительством РФ в планах развития. По мнению политиков, именно поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса позволит вывести страну из экономического кризиса.

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса  в России, выделить специфические особенности  и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым  и средним бизнесом в современных  рыночных отношениях.

Для достижения этой цели мною были обозначены следующие задачи:

  • раскрыть историю, теоретические основы и основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
  • провести сравнительный анализ развития малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах;
  • выявить современные проблемы развития  малого и среднего бизнеса в РФ.
  • предложить программные мероприятия по совершенствованию условий развития малого и среднего предпринимательства в России

В первой части  работы я предлагаю рассмотреть  истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение. Во второй части ознакомиться с опытом работы зарубежных и российских предприятий  малого бизнеса, на основании чего провести анализ и выделить наиболее острые проблемы развития малого предпринимательства  в нашей стране и пути их решения. В третьей части данной работы сделать выводы и составить рекомендации по улучшению развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ.

1.1 История развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Российский малый  бизнес является сектором экономики  в буквальном смысле порожденным  реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В  этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного  планирования. Планы носили директивный  характер и являлись обязательными  к выполнению. Руководители предприятий  были ограничены в выборе экономических  решений, в результате чего отсутствовала  материальная заинтересованность в  конечных результатах своего труда. Отсутствие самостоятельности в  решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности  его интенсивного развития, сковывало  инициативу работников всех уровней. В  данной ситуации производители не имели  возможности выбирать поставщиков  сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы  только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель  был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило  к отсутствию конкуренции, которая  вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и  ответственно.

Централизованное  управление экономикой имело своей  целью обеспечение прогрессивных  пропорций в развитии общественного  производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого  народного комплекса. Считалось, что  это обеспечит более эффективное  распределение ресурсов между отраслями  и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более  того, оно происходило на фоне больших  противоречий.

К 80-м годам  двадцатого столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовало проведение ряд  реформ, которые ознаменовали переход  от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные  руководители высшего уровня приняли  решение о перестройке всей системы  общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы  к другой произошло зарождение новых  форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности»[1] и в 1988 году «О кооперации»[2], а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий»[1]. Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».[3]

В конце 80-х годах  происходит формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

К началу 90-х сфера  деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в  нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Создаются  кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего  рынка потребительскими товарами. В  данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой  приватизации, которая создавала  необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

В 1991 - 1992 гг. произошли  коренные изменения в отношении  государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие  широкие возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим  реформам малый бизнес развивался очень  динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего, в  его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых  предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». Данный период охарактеризовался  появлением среднего и крупного бизнеса  в России.[12]

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией  и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников  и интенсивным участием малого бизнеса  в сфере услуг, торговли, общественного  питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и  длительного пользования.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий  стали малыми. В это период создается  нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих  малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и  финансовые услуги.

С 1997 года совокупный прирост числа малых предприятий  примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует  о поступательном, хотя и очень  медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны. Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.[16]

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в  нашей стране, то можно выделить три периода:

  • период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995гг.);
  • период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);
  • период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

Информация о работе Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России