Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ. 7
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 7
1.2 Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в России. 10
1.3 Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в России. 16
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. 21
2.1 Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах. 21
2.2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 38

Файлы: 1 файл

Курсяк редактир.docx

— 72.65 Кб (Скачать файл)

Фонды поддержки  малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов  малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия  компенсации устанавливаются договором  между кредитной организацией и  соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства.

Страхование субъектов  малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях.

Размер, порядок  и условия компенсации устанавливаются  договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства.

Страхование субъектов  малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом организации, осуществляющие страхование субъектов  малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном  действующим законодательством.

Фонды поддержки  малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Размер, порядок  и условия компенсации устанавливаются  договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства.

Финансирование программ поддержки  малого бизнеса.

Финансовое обеспечение  государственных и муниципальных  программ поддержки малого предпринимательства  осуществляется ежегодно за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов, а также  за счет других источников.

Объем ежегодно выделяемых обязательных средств указывается  в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ.

Объем финансирования указанных программ за счет средств  бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов указывается в расходной  части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Правительство РФ, органы государственной исполнительной власти субъектов РФ обязаны предусматривать  резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и  товаров (услуг) для государственных  нужд. Эта обязанность декларирована  не только в законе, но конкретизирована в постановлении Правительства  РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов государственных нужд».[8]

Государственные заказчики при формировании и  размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку  и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством России, органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны  размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных  нужд данного вида продукции на основу конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

К сожалению, большинство  мер поддержки малого предпринимательства  пока только декларированы, но не получили практической реализации.

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений  между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов  обеих сторон в значительной степени  зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс  взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может  носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны  обязаны прилагать постоянно  возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

 

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

2.1 Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах.

По данным «Ежегодного  отчета по малому и среднему бизнесу  ЕС»1 в странах-членах ЕС насчитывается  более 20 млн. предприятий, из них более 99% - малые и средние предприятия (МСП), т.е. предприятия с количеством  занятых менее 250 человек. В секторе  МСП подавляющее большинство - 92% - это микро-предприятия, имеющие  менее 10 занятых. Таким образом, типичная европейская фирма - это микропредприятие.

Что касается средних  предприятий, то их доля составляет всего 1% от европейского сектора МСП, а  общее количество в странах ЕС, по данным авторов отчета ЕС - 220 тысяч. При этом, по оценкам авторов отчета, годовой оборот одного такого предприятия  превышает 50 млн. евро2.

Таблица 2.1

Количество предприятий и занятость (число занятых на одном предприятии) в 27 странах-членах ЕС, без учета финансовых организаций, 2007 год. 6

Показатель

Микро предприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Сектор МСП

Крупные предприятия

Всего

Количество, тыс

18788

1402

220

20409

43

20452

Процентная доля в секторе МСП, %

92

7

1

100

0

100

Количество занятых на одном  предприятии, среднее значение

2

19

100

4

1,003

6


 

Доля средних  предприятий в странах Евросоюза  и США примерно одинакова и  составляет 1%. На фоне других стран  выделяется княжество Лихтенштейн, где доля средних предприятий  составляет 22% от всех предприятий. Дело в том, что Лихтенштейн является одним из наиболее совершенных офшорных центров. Лихтенштейн имеет либеральное и чрезвычайно гибкое законодательство о компаниях, которое позволяет создавать холдинговые и управляющие компании самых различных типов. Для ведения бизнеса в Лихтенштейне не требуется каких-либо специальных разрешений или лицензий, за исключением компаний финансового сектора и сферы профессиональных услуг.

Но малые предприятия  как возникают, так и распадаются. Например, в Германии в конце 90-х  годов ХХ в. более 14 500 предприятий  из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали  не более пяти лет. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий  — это неудачи в сфере сбыта  продукции, а также недостаточная  компетентность и отсутствие опыта. Часто малое предприятие выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Но количество вновь  создаваемых фирм превосходит число  ликвидированных, что ведет к  абсолютному увеличению числа предприятий  малого и среднего бизнеса в экономике.

Можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:

  • консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
  • медленное расширение деловой активности;
  • развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

По данным опроса владельцев малых предприятий в  Германии, 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% —  быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о  стремлении к сохранению статус-кво.

 В конце ХХ века в Германии обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства. Доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установился баланс между мелким и средним бизнесом. Этот временной период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

Большой плюс малых  предприятий состоит в том, что  многие из них оказались более  приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные  периоды для экономик Запада. Крупные  фирмы не столь чувствительно  и быстро реагируют на изменения  в экономике. Мелкие предприятия  стали индикатором общего состояния  дел в экономике. Они наиболее чутко реагируют на изменение  хозяйственной конъюнктуры, падение  или повышение нормы прибыли  в отраслях. Волна разорений или  образования новых компаний начинается в немонополизированном секторе  и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь  на их деятельности. В условиях ухудшения  воспроизводства крупные компании находят «отдушину» в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы как правило не имеют такой возможности. Это вынуждает интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Развитие малых предприятий при преодолении кризиса служит важным средством оздоровления экономики.[9]

2.2 Современные проблемы  развития малого и среднего  бизнеса в Российской Федерации.

В наших условиях малый бизнес может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных  промышленных предприятий. Есть сферы  экономики, в которых предприятия  малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое  обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и  стабильная государственная поддержка. Она осуществляется в различных  формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского  кредитования, созданием информационно-консультативных  и научно-технических центров, развитием  системы страхования, организацией материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства.

Для становления  и развития малого бизнеса ему  должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей  стране налоговая политика не экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение убивает в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5—10% полученной прибыли). Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой  является бюрократизация нашего государственного аппарата. Ни одна программа не предусматривает  мер по борьбе с чиновничьим беспределом  в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку  предпринимательства, но никто не борется  с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом, должен потратить  уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки  и разрешения. Естественно, бюрократия тесно связана со взяточничеством.

Результаты исследования показали, что бытующее представление  о принципиальном отставании России от экономически развитых стран в  области малого и среднего бизнеса  является не совсем верным. Во-первых, произошло увеличение доли субъектов  малого бизнеса в структуре хозяйствующих  субъектов РФ. Во-вторых, показатели, характеризующие уровень развития МСП в России, оказались близки к европейскому.

По итогам 2007 г. в России функционировало 8562 тыс. хозяйствующих субъектов. На долю МСП приходилось 93%. В Европе и США на долю МСП приходится 99,8% предприятий.

Структура занятости  свидетельствует, что в России обеспечение  рабочими местами на 54,8% происходит за счет крупных предприятий. В Европе крупные предприятия обеспечивают занятость только на 34,2%. Средними предприятиями в России обеспечивается 23,4% занятости. Затем по массовости предоставления рабочих мест идут малые предприятия и сегмент индивидуального бизнеса (11 и 10% соответственно). На фоне стран СНГ Россия выглядит далеко не худшим образом. По оценкам исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Белоруссии, Казахстане, Украине — около 5%, в Киргизии — около 4%, в Туркмении и Узбекистане — около 3%, в Таджикистане — чуть более 1%.

Региональный  анализ показал неравномерность  распространения МСП по территории России. При этом на уровне субъектов  Федерации эта неравномерность  усиливается. Так, число субъектов  этого сектора в расчете на 1000 человек экономически активного населения в 2007 г. колебалась от 47 (Республика Бурятия) до 440 (Республика Алтай). Среди МСП наибольшее распространение получили индивидуальные предприниматели. На втором месте — средние предприятия, затем идут малые предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства. Число МСП на 1000 человек экономически активного населения в среднем по России составило 37 единиц (при отнесении к средним предприятий с численностью занятых до 250 чел.), что говорит о достаточно широком распространении малого и среднего бизнеса в России.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России