Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ. 7
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 7
1.2 Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в России. 10
1.3 Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в России. 16
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. 21
2.1 Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах. 21
2.2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 38

Файлы: 1 файл

Курсяк редактир.docx

— 72.65 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.2

Роль малых предприятий в экономике Европы и России

Критерий

В странах Евросоюза

В России

   

по российскому законодательству

По законодательству ЕС

Доля МСП в ВВП, %

46-52

10-12

40

Доля МСП в общей занятости, %

65,8

14,5

45

Доля МСП в общем объеме выручки, %

56,7

15

39

Доля МСП на 100 жителей

45

6,1

37


 

 

В. Тихомиров  и И. Тихомирова предложили рейтинги степени развития МБ в федеральных  округах Российской Федерации с  использованием в качестве обобщающего  показателя индекса развития малого бизнеса (ИРМБ). Этот индекс формируется  с помощью трех субиндексов: индекса  занятости на малых предприятиях, индекса капитальных вложений, индекса  произведенной МП продукции (работ, услуг) На основе предложенных показателей  были определены рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам (табл. 2). В период с 2006 по 2007 гг. рейтинги степени развития МБ в федеральных округах РФ практически не изменились.

По итогам 2006 г. МСП было получено 7278,5 млрд. руб. выручки, что составило 39,3% от общего объема выручки. Доля рынка российских МСП приближается к данному показателю в европейских странах (56,7%). Среди российских МСП (ценз по численности занятых до 250 чел.) наибольшая доля рынка занята малыми предприятиями — 20,8%. На втором месте находятся средние предприятия — 16,4% объема продаж. Учитывая, что численность занятых на МП в 2—3 раза уступала средним предприятиям, можно сделать вывод о большей эффективности первых. Доля выручки ПБОЮЛ в общем объеме минимальна — 2,1%.

В 2007 г. по показателю «выручка на одного занятого» наиболее эффективными были крупные предприятия — 657,7 тыс. руб. на чел. Это объясняется тем, что многие крупные предприятия являются монополистами на своем рынке, как правило, они работают в сферах, являющихся наиболее экономически более выгодными, и у них хорошие отношения с местными органами власти. Вторые по эффективности — МП (532,48 тыс. руб. на чел.), затем идут средние предприятия — 388,9 тыс. руб. на чел. Наименее эффективны ПБОЮЛ — 58,6 тыс. руб. на чел.[9]

Неблагоприятность внешней деловой среды, а также  исторические особенности становления  и развития малого бизнеса определили ряд особенностей, отличающих российские малые промышленные предприятия  от МПП большинства зарубежных стран. Наиболее значимыми из них являются:

  • совмещение в рамках одного малого промышленного предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
  • стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых промышленных предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга;
  • общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
  • высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
  • высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
  • низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
  • неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки МПГТ;
  • стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе на международные рынки;
  • работа при отсутствии полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Наряду с проблемами, связанными с неблагоприятным воздействием факторов внешней среды, существует ряд внутренних причин в деятельности промышленных малых предприятий, препятствующих их развитию:

  • недостаточная ориентация МПП на потребности рынка и отсутствие стратегии развития;
  • недостаточная загрузка производственных мощностей; 
    неэффективные структуры;
  • отсутствие у руководителей МПП необходимых знаний, опыта для успешной работы в рыночных условиях;
  • недостаток квалифицированных менеджеров, устаревшие принципы управления;
  • отсутствие информационной системы управления.

К настоящему времени  сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном  обеспечении формирования малого предпринимательства  в качестве особого сектора экономики  России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий  не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана  государственная программа развития малых предприятий.

По нашему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ должен осуществляться в следующих  направлениях:

  • нормативно-правовое;
  • финансово-кредитное;
  • обеспечение безопасности;
  • информационно-техническое;
  • организационное;
  • кадровое и консультационное обеспечение;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной  программе отсутствуют механизмы  денежно-кредитной, налоговой, политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые  обеспечивали бы создание равных стартовых  условий в развитии предпринимательской  деятельности.

Необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и  аудиторской деятельности, а также  создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного отечественного, а при необходимости  и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных  ресурсов должно стать не выделение  прямых инвестиции, а страхование  и предоставление гарантий под кредит.

Финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата  с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание  мер прямой и косвенной поддержки  должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых  предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий  от налогообложения. Должны быть сохранены  установленные действующим законодательством  налоговые льготы для субъектов  малого предпринимательства. Предстоит  упростить систему учета и  отчетности субъектов малого предпринимательства  для получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В настоящее время  необходима разработка новой парадигмы  развития российского малого предпринимательства, функционирования систем его государственной  поддержки. Ключевым моментом здесь  должна быть устойчивая хозяйственная  кооперация малого, среднего и крупного бизнеса, что в свою очередь должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как  на федеральном, так и на региональном уровне.

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Несмотря на серьезность  проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет  перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего  следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно  проще процедуру регистрации, сократить  число контролирующих органов и  проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и  препятствует экономическому росту, существенно  удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо существенно  уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно  для начинающих предпринимателей в  первую очередь в таких видах  деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. На наш взгляд, следует  сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных  для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Для вновь создаваемых  предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга  и франчайзинга. Если франчайзин-говая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую  минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой  другой проблеме.

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать.  В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Работники предприятий  этой сферы нередко не знают и  не используют свои права. Весной и  осенью 2007 г. Центром экономических  и финансовых исследований «и разработок было проведено масштабное целевое  обследование административных барьеров. Было установлено, что среднее число  проверок всех видов на одном предприятии  с 2006 по 2007 г. сократилось на 26%. Вместе с тем многие предприятия по-прежнему, несмотря на ряд принятых за последнее  время законов о дебюрократизации, сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, которые проводит одно и то же ведомство. Однако в законодательстве ясно сказано, что плановые проверки одним и тем же госорганом проводятся раз в два года.

С 2006 по 2007 г. на 42% уменьшилось число заявлений  на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизнь мелкого и  среднего предпринимателя. Вместе с  тем 80% всех выданных лицензий обошлись предпринимателям дороже, чем плата, установленная новым законом, а 77% всех лицензий и разрешений, находящихся  у руководителей фирм, выданы на срок меньше предписанных законом пяти лет.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»  от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ местные власти не имеют права вводить какие  бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в этом законе лицензий. Однако распространенной практикой  остаются, например, разрешения на торговлю или на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции до санэпиднадзора.

Большинство респондентов второго проведенного опроса ответили, что конкуренция в настоящее  время является для них более  серьезной проблемой, чем государственное  регулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике  предприниматели назвали конкуренцию  наиболее важной проблемой. Такое внимание к конкуренции свидетельствует  о том, что российская экономика  становится по-настоящему рыночной, предпринимателей больше волнует поведение конкурентов, чем поведение чиновников. К поведению  чиновников они в определенной степени  приспособились, а приспосабливаться  к конкуренции, учитывать этот фактор им придется постоянно.

По прогнозным оценкам экономического сценария, разработанного Минэкономразвития до 2009 г., эффект от реализации комплекса мер по стимулированию малого бизнеса и конкуренции  в виде прироста ВВП составит: в 2007 г. — 0—0,09, а в 2008—2009 гг. -0—0,01 процентных пункта.

В числе различных  мер по повышению темпов экономического роста в стране до 2009 г. меры по стимулированию малого бизнеса и конкуренции  стоят на последнем восьмом месте, что свидетельствует о чрезвычайно  неуважительном отношении к этим двигателям экономики в нашей  стране.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России