Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ. 7
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 7
1.2 Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в России. 10
1.3 Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в России. 16
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. 21
2.1 Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах. 21
2.2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 38

Файлы: 1 файл

Курсяк редактир.docx

— 72.65 Кб (Скачать файл)

1.2 Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в России.

В современном  российском обществе к числу важнейших  факторов, оказывающих определяющее воздействие практически на все  стороны жизни и деятельности человека, относится переход от централизованной, административно управляемой экономики  к рыночной и, как следствие, распространение  влияния глобализации экономики  по всей территории.

Глобализация  стала важным реальным аспектом современной  мировой системы, она затрагивает  все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, безопасность и др. Мировое  сообщество сегодня превращается в единую глобальную систему, ибо все государственные структуры оказались в ситуации всеобщей взаимосвязи. И поэтому положение и судьба любого конкретного общества во многом зависит от его места во всемирном разделении труда в мировой системе.

Глобализация  содержит как позитивные, так и  негативные аспекты. Её позитивное влияние  связано с эффектом конкуренции, к которой она неизбежно ведет. В современных рыночных условиях резко возрастает роль конкуренции, как движущей силы, вынуждающей постоянно  искать новые пути и инструменты  повышения своей конкурентоспособности. Конкуренция между предприятиями, выпускающими одни и те же виды продукции  и оказывающими одни и те же виды услуг населению, является важнейшим  рычагом, влияющим на эффективность  результатов рыночной экономики.

В настоящее время  существует ряд источников влияющих на процесс глобализации. Одним из них можно считать значительное расширение инновационной деятельности предприятий. Во главе таких предприятий  стоят предприниматели с новаторским  характером, готовые рисковать и  реагировать на сигналы, характеризующие  рыночную конкуренцию, потоком технических  и организационных инноваций.

Мы живём в  эпоху рыночных отношений, вынуждающих  меняться и совершенствоваться как  людей, так и многие предпринимательские  структуры, чтобы не просто выживать, а расти и развиваться, получать прибыль и процветать. При трансформации  из постиндустриального общества в  новую информационную эпоху гиперпространства  для решения поставленных задач  необходимо серьёзно рассмотреть инновационный  процесс, так как именно он отвечает за успешное развитие малого и среднего предпринимательства. Малое предприятие  – это фирма, которая не доминирует в своей области, а хозяин –  это независимый владелец, осуществляющий руководство малым числом подчинённых  в сравнении с другими фирмами  той же отрасли.

Микро-предприятия  относятся к очень небольшому бизнесу. Они часто включают единоличного, редко двух собственников, а также  сферу семейного бизнеса. Большинство  микро-предприятий имеет незначительный капитал, обладают ограниченными техническими и бизнес-навыками. При этом большинство  таких предприятий демонстрируют  жизнеспособность малого предпринимательства.

Средние предприятия  проходят по границе малых и крупных  фирм. Как правило, под средним  понимают предприятие, которое управляется  менеджером, находящимся под контролем  собственников-акционеров и подпадает  под верхнюю границу предельных значений, установленных для малого предпринимательства.

Деятельность  большей части малых предприятий  несет социальную нагрузку и объединяет социально-незащищенные группы населения. Поэтому роль малых предприятий  на современном этапе состоит  в поддержке усилий слабозащищенных  групп населения по выживанию. Малые  и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики  практически всех стран, в том  числе и индустриально развитых. Естественно, что развитие малых  предприятий в различных странах  имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также  сложившейся роли и места небольших  предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а также от целей, стоящих  перед сферой малого и среднего предпринимательства  в новых социально-экономических  условиях.

Малое и среднее  предпринимательство – это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.

Малое и среднее  предпринимательство имеет ряд  преимуществ, являющихся объективными предпосылками важной роли субъектов  малого бизнеса в системе воспроизводства. Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда.

Предпринимательство – это система хозяйствования, основой которой выступает комплекс природных, материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов, объединённых для получения предпринимательского дохода на инновационной и рисковой основе.

Предпринимательство – это совершенно новый тип  бизнеса, основанный на инновационном  поведении собственника предприятия, обладающего глубоким мышлением, базирующимся на высоком интеллектуальном капитале. Предпринимательство имеет корни  со времен купечества, именно их именовали  предпринимателями и сравнивали с финансистами. Предпринимательство  характеризовалось как служение обществу, при этом отличалось духом  нестяжательства, идеала трудолюбия, служения высокой духовности и благотворительности.

Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов экономической жизни  всякого обществ, а не только рыночного  образца. Во всяком случае, отказ от принципов социалистического хозяйствования, его методов, наработок, навыков  автоматически не привёл к коренному  повороту жизни населения, 70% которого прозябает в настоящее время  за чертой бедности.[11]

В последнее время  в прессе и по телевидению люди встречаются со словами бизнес и предпринимательство, раскроем сущность этих понятий.

Предпринимательство создаёт предпосылки для появления  и функционирования бизнеса и, внедряя  инновации в функционирующий  рынок, взрывает его структуру, тем  самым провоцирует появления  разветвлённой сети сильного бизнеса.

Бизнес принимает  пальму первенства и начинает использовать внедрённые инновации, тем самым  способствуя появлению сильного разветвлённого бизнеса, который в  дальнейшем успокаивает рынок до следующих новых внедрений инноваций  со стороны предпринимательства. При  этом малый бизнес – это любая  экономическая деятельность на малых  предприятиях, приносящая прибыль.

В малом бизнесе  главным субъектом выступает  предприниматель, рационально соединяющий  факторы производства на личной инновационной, инициативной, рисковой основе под  свою полную экономическую ответственность  с целью получения прибавочной  стоимости (предпринимательского дохода). Малое предпринимательство представляет собой многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально – экономический  и в определённой мере политический уровень развития цивилизованных стран.

Таким образом, бизнес и предпринимательство – это  две неразрывно связанные структуры  способные влиять на развитие экономики  стран и отдельных регионов. Сейчас это мнение разделяют многие политики, экономисты и практики, однако по их же утверждению признание значения предпринимательства по-прежнему недооценивается  в нашей стране.

Именно поэтому  перед правительством остро стоит  задача о необходимости изменения  приоритетов в социально-экономической  политике, суть которой состоит в  переходе от экспорта сырья и энергоресурсов к производству и экспорту промышленной продукции.

Очевидно, что  решение данной проблемы потребует  существенного повышения конкурентоспособности  российской промышленной продукции  и как следствие развития предпринимательства  как малого, так и крупного.

Однако в условиях высокой инфляции, высокой учётной  и банковской ставки, стремительного сокращения промышленного производства и общей нестабильности, а также распада инфраструктуры и кадрового потенциала тех научных направлений, которые связаны с разработкой новой продукции – сделать это будет не очень просто.

Нельзя забывать, что сокращение объёмов финансирования науки и научного обслуживания не может не отразиться на инновационной  активности и это далеко не последняя  из проблем тормозящая развитие предпринимательства.

На следующем  месте стоит низкий платёжеспособный спрос, который влечёт за собой длительную окупаемость новшеств, высокие риски, связанные с новаторством продукции, и высокие финансово-экономические  риски, характерные для неустойчивой экономики, и усиленные слабостью  обеспечения экономической деятельности, которая проявляется в критическом  отношении многих национальных производителей к российским разработкам, выполненным  в последнее время. Это объясняется  тем, что недостаточное финансирование провоцирует научно-исследовательские  и конструкторские коллективы поставлять на рынок «сырые продукты и технологии», что повышает коммерческие риски  фирм, принимающих на себя внедрение  инноваций.

Вместе с тем  при явном интересе предпринимателей к инновационной деятельности роль предпринимательского сектора в  финансировании исследований и разработок, как показывают опубликованные статистические данные, пока относительно невелика. Во многом это объясняется нестабильностью  социально-экономической ситуацией  в стране, деформированностью рыночных отношений, несовершенством механизмов их регулирования, неразвитостью механизмов взаимодействия государства и предпринимательства.

Процесс становления  предпринимательства в России носит  сложный характер. Тем не менее, предпринимательство  в складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным экономическим явлением, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта.

1.3 Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в России.

Основные положения  государственной поддержки малого предпринимательства сформулированы в законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[1]. Отдельные положения данного закона были конкретизированы в Указе Президента от 4 апреля 1996 г. №491 «О первоочередных мерах государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором были не только приведены основные направления работы по поддержке малого бизнеса, но и предусматривалось выделение конкретных финансовых средств.

Одной из форм поддержки  малого предпринимательства являются:

  • -создание фондов поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  • -создание обществ взаимного кредитования;
  • -льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;
  • -привлечение малого бизнеса к производству продукции и товаров для государственных нужд и др.

Фонды поддержки малого предпринимательства.

Большую роль призваны сыграть фонды поддержки малого предпринимательства. Это некоммерческие организации, средства для деятельности которых берутся из бюджета, добровольных взносов и т.д.

Эти фонды имеют  право на предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных  займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

Одной из основных задач фонда является оказание предпринимателям финансовой помощи как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Фонды также могут выступать  в качестве залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов  малого бизнеса. Важно отметить, сто  функция гаранта играет немаловажную роль, так как сейчас трудно получить кредит без обеспечения.

В целом, фонды  должны стать мощным рычагом в  развитии малого бизнеса, оказывая ему  всевозможную поддержку.

Общества взаимного кредитования.

Другой структурой, признанной оказывать финансовую помощь, являются общества взаимного кредитования малого предпринимательства. Эти общества создаются на основе денежных вкладов  участников малого бизнеса и предоставляют  своим членам, как правило, беспроцентные  ссуды.

Важным преимуществом  обществ взаимного кредитования являются возможность не получать лицензию Центрального банка Российской Федерации, не размещать там обязательные резервы, а управление собственными ресурсами  поручать банку-депозитарию или  иной кредитной организации.

Вместе с тем, эти общества не вправе предоставлять  денежные средства физическим и юридическим  лицам, которые не являются их участниками.

Поддержка в области кредитования и страхования.

Статья 11 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает, что кредитование субъектов малого предпринимательства  осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством российской Федерации и ее субъектов.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России