Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности развития предпринимательства в Украине, определить его место в экономике страны, осветить основные проблемы в развитии предпринимательства и пути его восстановления и дальнейшего развития.
Задачи курсовой работы: на основе литературных источников проанализировать развитие предпринимательства в Украине, рассмотреть его сущность и формы, выявить проблемы и основные направления развития предпринимательства страны.
В данной курсовой работе использовались многочисленные источники:
а) учебники и учебные пособия [1,2,4,6,7,8,,11,12,13,14,17];
б) научные статьи [9,10];
в) Законы Украины, Указы Президента, Кодексы Украины [3,5,15,16];

Файлы: 1 файл

Курсовая по предпр.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)


МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  рАбота

По дисциплине: Основы предпринимательской деятельности

Тема: Организационно-правовые формы предпринимательства

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ТУ СТ 10-10 Б2МГТ

Иванова Мария Валерьевна

 

                                                                                                        Проверил:

 

 

 

 

 

г. Севастополь 2012

Содержание

 

……………………………………………………………42

 

Введение

 

Тема курсовой работы - «Сущность и формы предпринимательства. Развитие предпринимательства в  Украине» весьма актуальна. Ведь предпринимательство  как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малый бизнес также выступает фактором реформирования и демократизации в экономике. Он играет ведущую роль в построении рыночного хозяйства и повышении уровня жизни населения. Становление МП есть одним из чрезвычайно важных и приоритетных направлений процесса реформирования страны.

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности развития предпринимательства в Украине, определить его место в экономике страны, осветить основные проблемы в развитии предпринимательства и пути его восстановления и дальнейшего развития.

Задачи курсовой работы: на основе литературных источников проанализировать развитие предпринимательства в Украине, рассмотреть его сущность и формы, выявить проблемы и основные направления развития предпринимательства страны.

В данной курсовой работе использовались многочисленные источники:

а) учебники и учебные  пособия [1,2,4,6,7,8,,11,12,13,14,17];

б) научные статьи [9,10];

в) Законы Украины, Указы  Президента, Кодексы Украины [3,5,15,16];

Данная работа состоит  из введения, трех глав и заключения. Основными являются первая и втора главы, потому что в них характеризуются сущность и формы предпринимательства, Первая глава состоит из шести разделов, вторая – из трех разделов.

 

1. Предпринимательство

    1. Понятие предпринимательства

 

Предпринимательство - это  самостоятельная, инициативная, систематическая на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Иными словами, это испытанный в мировой практике способ эффективной организации производства. Существование предпринимательства — обязательное условие функционирования рынка. Следующим этапом познания должно стать более глубокое выяснение сути предпринимательства и его функций в современной экономической системе, условий и видов предпринимательской деятельности. Особо следует остановиться на анализе особенностей процессов формирования субъектов предпринимательства в Украине.

Одним из ключевых элементов  рыночных преобразований выступает  малое предпринимательство. В развитых странах малый бизнес есть неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Он, как  источник прогрессивных экономических изменений, приобрел особую актуальность в 90-х годах: малые предприятия (МП) оказывают содействие развитию конкуренции, создают новые рабочие места, интенсивно занимаются научными разработками, и т.п. Кроме того, малый бизнес есть залогом демократизации экономики и общественной жизни, фактором поддержания социальной справедливости в обществе. Любая "здоровая" экономическая система не может обойтись без баланса большого и малого бизнеса. В условиях массового закрытия государственных предприятий и стремительного роста безработицы развитие малого предпринимательства может создать много возможностей для трудоустройства широких слоев населения.

Предпринимательство - это определенная система функционирования предприятия, основу которой составляют демократические формы его экономической деятельности, обеспечение для него права инициативы в выборе сфер, форм и методов хозяйствования, экономического, организационного и технического творчества и новаторства. В центре данной системы находится предприниматель - компетентный хозяйственник, способный обеспечить организацию ведения хозяйства на базе новейших достижений экономической и технической науки. Предпринимателем может быть: мелкий собственник, руководитель акционерного общества, кооператор, арендатор и т.д. Предпринимательской деятельностью может заниматься, как отдельное лицо, так и группа людей (коллективное предприятие). Законом Украины "О предпринимательстве" предусмотрено, что субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане Украины и других государств, не ограниченные законом в трудоспособности или дееспособности, а также юридические лица всех форм собственности, установленные Законом Украины "О собственности".

Украинское малое предпринимательство в своем становлении за последние годы уже прошло два этапа. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х лет. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, вообще более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопления капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всяческих и так же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр. Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Именно печальное следствие такой перекачки укладывалось и состоит в том, что средство, которое накопляются в малом предпринимательстве методом "доразграблення" госсектора, за небольшим исключением практически навсегда шли из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры. Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и осуждающие его функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком разногласии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых прибылей от разности между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата. Необходим был кардинально другой экономический курс, который воплотился уже в новой Украине в реформах типа шоковой терапии. Начался новый этап и в развития украинского малого предпринимательства. 1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х лет темпами возрастание числа малых предприятий и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введения налогового нажима сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бушующая инфляция привела, с одной стороны, к обесцениванию сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности. Но модель шоковой терапии была мало конструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Нужно признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои положительные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев население в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получение дополнительных (кроме основной, часто формальной занятости) средств для существования.

К положительной роли торговой и посреднической деятельности МП нужно отнести и их участие  в создании новых хозяйственных  связей. Инициированная либерализацией цен и ряд других факторов (сдача позиций ВПК, потеря рынков стран Восточной Европы и пр.) полная "закупорка" каналов взаимосвязей, которые раньше сложились между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. В стратегическом плане задача создания каркаса экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям малому бизнесу не по силам, поскольку требует многих лет и огромных капитальных вложений. Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый нажим. В бывшем СССР не было и не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно было вызвать в не привыкших к тому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% прибылей малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-нибудь будет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самим подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия прибылей от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу по сложноконтролированным наличным средствам, открывали широкие возможности для ухода от налогов [12, c.10].

Уже до 1995 г. многие из прежних малых предприятий, которые возникли преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации или прекратили свое существование, или диверсифицировались. Определился третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, который сопровождался значительным сокращением прироста числа МП. Главными причинами прекращения возрастания числа малых предприятий были резкое сужение границ сфер, которые характеризовались высокой легко достигаемой прибыльностью, исчерпание психологических ожиданий безграничных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по прибыльности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и большому бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и целиком достойного, но все же аутсайдера [12, c.13]. Наиболее важным отрицательным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. В связи с этим показательный наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. Криминальность продолжает оставаться важным фактором, препятствующим нормальному развитию малого предпринимательства.

Активное возрастание  числа малых предприятий в  структуре экономики западных стран начало походить из середины 70-х, начала 90-х лет. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада мелкие фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занятое 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится приблизительно половина рабочего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран [13, c.3].

Для самостоятельного анализа малого бизнеса важно найти метод подраздела предприятий на мелкие и большие. Часто выделяют понятия монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравниваются обороты средств, объемы прибыли и продажи. В это же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них людей. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где: - от 1 до 20 - ремесленные; - от 20 до 100 - малые; - от 100 до 500 - средние предприятия.

В Германии, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять 3,5 ÷ 11,5 млн. DM, в США - 3÷12 млн.$. Эффективность малых предприятий в Германии немного выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% больших предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национальной прибыли [2]. Кроме того, ⅔ рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет. В 70-е - 80-е года сначала наметилась, а потом еще очевиднее постоянно обнаруживаться тенденция, при которой доля наибольших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих областей оставалась стабильной или даже снижалась. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованность, которая традиционно властвует в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, общие научно-исследовательские разработки, разделение риска [13].

 

    1. Этапы развития предпринимательства

 

На современной стадии развития экономики отношение к предпринимательству коренным образом изменилось. Появились новые формы собственности: общественная и государственная. Все чаще новое доходное дело оказывается не по силам не только одному человеку, но даже крупному предприятию. Конечно, остается место и малому, в том числе индивидуальному, предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном коммерцией, сферой обслуживания и частично сельским хозяйством. Промышленность и финансы переходят в руки крупного капитала, представленного многочисленными коллективами.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства