Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности развития предпринимательства в Украине, определить его место в экономике страны, осветить основные проблемы в развитии предпринимательства и пути его восстановления и дальнейшего развития.
Задачи курсовой работы: на основе литературных источников проанализировать развитие предпринимательства в Украине, рассмотреть его сущность и формы, выявить проблемы и основные направления развития предпринимательства страны.
В данной курсовой работе использовались многочисленные источники:
а) учебники и учебные пособия [1,2,4,6,7,8,,11,12,13,14,17];
б) научные статьи [9,10];
в) Законы Украины, Указы Президента, Кодексы Украины [3,5,15,16];

Файлы: 1 файл

Курсовая по предпр.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Коммандитное  общество. Хозяйственное общество, в котором один или несколько участников осуществляют от имени общества предпринимательскую деятельность и несут по его обязательствам дополнительную солидарную ответственность всем своим имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание (полные участники), а другие участники присутствуют в деятельности общества лишь своими вкладами (вкладчики) [16, с.60; 3, с.59]. Его основная отличительная особенность — объединение партнеров, имеющих разные права и ответственность: действительные (полные) члены, положение которых ничем не отличается от роли и ответственности партнеров в полном, члены-вкладчики, которые несут ограниченную своим вкладом ответственность за деятельность предприятия.

Полное общество. Хозяйственное общество, все участники которого в соответствии с заключенным между ними договором осуществляют предпринимательскую деятельность от имени общества и несут дополнительную солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом [16, с.60]. Это та форма имущественной ответственности, которая характерна для единоличного бизнеса. Такое объединение предпринимателей, в то же время, оставляет за каждым из них наибольшую из всех обществ свободу деятельности, но требует установления особых доверительных отношений между партнерами.

Остановимся теперь на преимуществах  и недостатках хозяйственных  обществ. Их преимуществами следует  считать: во-первых, рост финансовых возможностей предприятия, так как увеличивается число поставщиков капитала и расширяются хозяйственные обороты; во-вторых, создание больших возможностей для развития предприятия, так как общество приносит большую прибыль, улучшаются возможности получения кредитов; в-третьих, появление возможности осуществлять специализацию в управлении предприятием. В обществе начинают работать менеджеры, имеющие соответствующую управленческую специализацию, что дает возможность повысить эффективность управления предприятием в целом.

Недостатками хозяйственных  обществ является следующее: во-первых, объединенные денежные и другие ресурсы партнеров все же имеют достаточно ограниченный характер. Это связано с относительной ограниченностью числа поставщиков капитала и их индивидуальных, возможностей как поставщиков; во-вторых, в хозяйственных обществах всегда существует опасность появления серьезных расхождений среди партнеров во взглядах на деятельность предприятия, это может заметно снизить эффективность функционирования предпринимательской структуры; в-третьих, выход из состава общества одного или нескольких партнеров может подорвать существование предприятия; вообще, привести к его ликвидации. Поэтому хозяйственное общество не является самой устойчивой формой предприятия.

Кооператив. Это предприятие, в котором объединяются средства и усилия партнеров с целью выполнения определенных хозяйственных функций. Основными типами кооперативов можно назвать: - потребительские кооперативы; - кредитные кооперативы; - сбытовые кооперативы; - трудовые кооперативы [16, с.67].

Выделим их основные отличительные  черты: а) ориентация на прибыль не является столь доминирующей целью, как в хозяйственных обществах; б) по характеру деятельности кооператив выступает как организация взаимопомощи, самообеспечения; в) проводимые операции обычно ориентированы на непосредственное обслуживание или участие в них членов кооператива.

Консорциумы. Синдикаты. Промышленные узлы. Наряду с бессрочными организационными объединениями типа холдинга и ассоциации возникают временные объединения предприятий, организаций для решения конкретных задач в течение определенного периода времени, называемые консорциумами. Они объединяют предприятия любой подчиненности и любой формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование [16, с.82].

Одной из ассоциативных  форм коллективного предпринимательства  является синдикат. Данная форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции и распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве. На долю, например, известного международного синдиката ОПЭК, занимающегося добычей и реализацией нефти на мировых рынках, приходится около 2/3 мирового экспорта нефти.

Промышленные  узлы — это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и местного территориального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность.

Ассоциация. Договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности объединившихся предприятий путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации. Она не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий – участников ассоциации [16, с.81].

Корпорация. Договорное объединение, созданное на основе сочетаний производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий с делегированием им отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации [16, с.82].

Концерн – уставное объединение предприятий , а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и др. деятельности. Участники концерна не могут быть одновременно участниками другого концерна [16, с.82].

 

3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

 

3.1 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Украине

 

Главным направлением политики рыночной трансформации экономики  Украины есть создание условий становления и развития национального предприятия, в первую очередь малого и среднего бизнеса. Особое значение малого и среднего бизнеса обнаруживается во время переходного периода к рыночной экономике в стимулировании структурной перестройки экономики, формировании новой социальной прослойки предпринимателей-собственников как социальной базы рыночной трансформации экономики, которые обеспечивают стабильность общества и гарантии необратимости движения к рынку. В условиях формирования ориентированного рынка, ускорение институциональных превращений в экономике Украины, проблема становления и развития национального предпринимательства приобретает незаурядное значение. Поэтому преувеличение или недооценка роли и места предпринимательства в народном хозяйстве Украины, игнорирование его экономического потенциала и завышения реальных возможностей, общественных ожиданий могут привести к стратегическим просчетам в осуществление политики рыночной трансформации украинской экономики.

Социально-культурное обоснование становление украинского  предпринимательства. Становление, функционирование и развитие отечественного предпринимательства в Украине происходит не в социальном вакууме и основывается не на абстрактном общественном базисе. Рассмотрение проблем предпринимательства в контексте общественных, прежде всего политико-экономических отношений, которые создают социальную среду его бытия, разрешает говорить о перспективном пространстве научных исследований относительно сущности предпринимательства, нового для независимой Украины общественного явления; реального содержания и соответствия цивилизованным стандартам его потенциальных возможностей, как реального конкурента государственного хозяйствования; эффективного поиска адекватных политико-правовых механизмов обеспечения его всестороннего развития и т.п..

Важнейшая проблема настоящего состоит в том, что решение задач переходного периода, и прежде всего рыночной трансформации экономики, развития предпринимательства и формирование частного сектора рыночного хозяйства возложено, в сущности, на унаследованные от административно-командной системы бюрократических кругов (чиновников нового типа существует большое количество, но соответствующего качества пока еще нет).

Развитие малого предпринимательства. В секторе малого предпринимательства работает свыше 2 млн. человек, что составляет почти 10% занятого населения Украины. Предприятия малого бизнеса создаются в разных областях экономики.

Результаты проведенного анализа структуры малого предприятия  по формам собственности свидетельствуют  о том, что наибольшая часть малых  предприятий - с коллективной формой собственности (64,1%). Удельный вес предприятий с частной формой собственности составляет - 34,5%, с государственной - лишь 1,3%.

Малые предприятия с  частной формой собственности обеспечивают 22% всей выручки (валовой прибыли) от реализации продукции предприятий  малого бизнеса и 24% - балансовой их прибыли, а с коллективной формой собственности - 77 и 75% соответственно.

Развитие малого предпринимательства осуществляется в результате проведения последовательной государственной политики в этом важном секторе рыночной экономики. Государственная политика развития малого предпринимательства есть частью общей экономической и социальной политики Украины, и определяет основные принципы, направления и формы экономического и административно-правового влияния, которые предполагаются правительством в сфере малого бизнеса. Основными принципами государственной политики есть создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства, в частности обеспечения: - системности и комплексности механизмов государственного регулирования развития малого предпринимательства; - целеустремленности и адресности поддержки субъектов малого предпринимательства путем выбора приоритетов и концентрации ресурсов для их реализации; - равноправного доступа субъектов малого предпринимательства всех форм собственности к финансовым, материальным, естественным информационным и другим ресурсам.

Анализ деятельности субъектов малого бизнеса свидетельствуют  о том, что значительное количество новообразованных малых предприятий  не может начать свою работу из-за отсутствия достаточного уставного капитала, сырья и материалов, собственных площадей и оснащения, практических привычек и предприимчивости работников в осуществление бизнеса. Отрицательно влияют на развитие малого бизнеса такие сдерживающие факторы, как общий спад отечественного товарного производства, рост цен, инфляция, низкий уровень платежеспособности население, коррупция и т.п.. Доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте Украины составляет лишь 10%. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) производственных малых предприятий равняется лишь 2,3 % от общего объема продукции промышленности Украины.

По мнению многих специалистов, основными направлениями дальнейшего  развития малого предпринимательства в Украине в ближайшей перспективе есть:

- формирование надлежащей законодательной базы, благоприятной для развития малого бизнеса; усовершенствование финансово-кредитной поддержки;

- обеспечение материально-технических  и инновационных условий развития  малых предприятий; информационное  и кадровое обеспечение бизнеса;

- стимулирование внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства.

Сегодня наиболее актуальными  проблемами есть разработка новых и  усовершенствование действующих законодательно-нормативных  документов по вопросам определения четких подходов к собственности и форм ее защиты; создание благоприятного налогового, инвестиционного, инновационного и ценового режимов для субъектов малого предпринимательства; упорядочение механизмов государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности.

Огромное значение имеет  финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Государственную политику относительно его финансового обеспечения следует проводить в направлении создания развитой сети финансово-кредитных учреждений, страховых фирм, инвестиционных и страховых фондов; развития обществ взаимного кредитования и страхование; разработки и внедрение системы стимулирование коммерческих банков, которые предоставляло бы льготные кредиты малым предприятиям.

Вообще развитие малого предпринимательства - важная экономически-политическая проблема, решение которой требует целостной системной методологии развития малого предпринимательства с точки зрения как бюджета и налогов, так и отношение государства к малому бизнесу. Начало соответствующей действительности подъема в развития малого предпринимательства в целому есть неминуемым, тем не менее оно в значительной мере детерминируется реальным подъемом и оживлением развития всей экономической системы Украины.

Одно из ключевых мест среди перспективных мероприятий государственной поддержки должна занять финансовая помощь, которая предусматривает предоставление льготных кредитов, их гарантирование, создание государственных фондов и специализированных финансовых учреждений, и т.п. [16, с.35].

Нужно реформировать  налоговую систему для всех предприятий: уменьшить налоговое давление путем  снижения налогов, НДС, таможенного  сбора на импортированную продукцию, расширение базы налогообложение, и т.п. [14, c.39]. Одним из направлений реформирования налогового законодательства должно стать преобразование налоговой системы как стимулирующий фактор развития малого бизнеса. Действие Указа Президента №727/98 от 03.07.1998 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (с изменениями и дополнениями) [15] необходимо распространить на все малые предприятия. Право на единый льготный налог должны иметь не только микропредприятия, но и другие субъекты малого бизнеса. Тем не менее, это право целесообразно оставить для микропредприятий на неограниченное время, а для малых предприятий лимитировать его действие к первым двум-трем годам деятельности. Таким образом, государство не будет создавать у малых предпринимателей иллюзии постоянной опеки и поддержки, которая соответственно будет играть роль поощрительного механизма в борьбе за выживание на рынке.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства