Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности развития предпринимательства в Украине, определить его место в экономике страны, осветить основные проблемы в развитии предпринимательства и пути его восстановления и дальнейшего развития.
Задачи курсовой работы: на основе литературных источников проанализировать развитие предпринимательства в Украине, рассмотреть его сущность и формы, выявить проблемы и основные направления развития предпринимательства страны.
В данной курсовой работе использовались многочисленные источники:
а) учебники и учебные пособия [1,2,4,6,7,8,,11,12,13,14,17];
б) научные статьи [9,10];
в) Законы Украины, Указы Президента, Кодексы Украины [3,5,15,16];

Файлы: 1 файл

Курсовая по предпр.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Сравнивая данные развития отечественного малого предпринимательства  с показателями других стран, можно  заметить, что Украина значительно  отстает даже от стран Восточной и Центральной Европы. Для сравнения: в Польше на тысячу жителей приходится 51,3 МП, в Чехии - 12,4, в Украине - лишь 2,6. В странах рыночного хозяйства больше половины ВВП создают малые предприятия. В Украине пока что малый бизнес не сыграет существенной роли в обеспечении экономического возрастания, его взнос в ВВП в 2007 году составляет 10%, в то время¸ как в1998 году составил лишь 9,0-9,5% [7].

Детально рассмотрено  состояние формирования сектора  малого бизнеса в экономике Украины. Динамика развития малых предприятий в 1992-1997 годах показанная на рисунке 1.3. Абсолютные данные о динамике роста количества малых предприятий в Украине свидетельствуют, что общая их масса сконцентрирована в промышленно развитых регионах, в которых преобладает городское население. Эту группу регионов можно охарактеризовать как своеобразные “регионы-лидеры” в развитии малого бизнеса в Украине. Это — Донецкая область, г.Киев, Днепропетровская, Харьковская области, Республика Крым. Анализируя региональные особенности становления малого бизнеса, нельзя не отметить и следующую тенденцию. В подавляющем большинстве областей, основная масса малых предприятий (то есть большее 50% действующего количества) сосредоточенно в областном центре. Например, в Киевской, Херсонской и Харьковской областях доля областных центров составляет почти 80%, и лишь в некоторых регионах удельный вес областного центра составляет меньше половины функционирующих малых предприятий, например, Донецкая область и Республика Крым.

В своей деятельности малое отечественное предпринимательство наталкивается на разнообразные препятствия макро- и микроэкономические. К первой группе принадлежат: - налоговая политика, отсутствие надлежащего законодательно-нормативного обеспечения; - административные барьеры (запутана правовая база); - недостаточная государственная поддержка; - низкая инвестиционная активность; - неразвитость рынка финансовых источников; - теневая экономика; - неэффективная приватизация; - неразвитость рынка недвижимости; - неразвитость лизинга и франчайзинга значительно суживает диапазон финансирования бизнеса.

Среди микроэкономических факторов, которые наиболее влияют на развитие малого предпринимательства, можно выделить такие: способ и время  возникновения; форма собственности; финансовые возможности предприятия; ассортимент продукции, которую оно изготовляет, ее качество и спрос на нее; избранную стратегию деятельности предприятия, его организационную структуру; кадровую политику; возможность доступа к коммерческой информации; привычки руководителя профессионально управлять бизнесом; степень соблюдения клиентами условий контрактов и платежной дисциплины.

 

 

2. Формы предпринимательства. Предприятие и его виды

 

Любая предпринимательская  деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы, выбор которой зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями: - сферой деятельности; - наличием денежных средств; - достоинством тех или иных форм предприятий; - состоянием рынка.

Предприятие – самостоятельный  субъект хозяйствования, созданный  для удовлетворения общественных и  личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой или иной хозяйственной  деятельности [16, с.45]. Юридические лица (предприятия) создаются в форме предпринимательских и непредпринимательских обществ [3, с.42]. Форма предпринимательства — это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами — с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства: 1)индивидуальные; 2)коллективные; 3)корпоративные [16, с.46]. Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на: - малые и средние; - крупномасштабные.

Индивидуальные формы  без образования юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на все его достояние. В целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.

Несмотря на различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности: 1)хозяйственные товарищества; 2)хозяйственные общества; 3)акционерные общества; 4)ассоциации, союзы.

Юридическое название указанных  форм коллективного предпринимательства  в отдельных странах может  со временем меняться, но их организационные  формы и экономическое содержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почти неизменными на протяжении десятилетий.

2.1 Сущность, основные черты и цели предприятия

 

Предприятие (хозяйственное общество) — это обособленная экономическая структура, занимающаяся производством и реализацией определенных товаров и услуг, созданная для участия в предпринимательской деятельности с целью получения прибыли. Предприятие может быть создано, учреждено как частными предпринимателями, так и государством [16, с.45]. В Украине до начала 90-х годов едва ли не все пpедприятия создавались государством. Начиная с 90-х годов в связи с трансформацией экономики начал развиваться процесс создания предприятий частными лицами. Поддержку этому процессу в определенной степени оказала и приватизация части производственного капитала.

Основные черты предприятия. К характерным особенностям предприятия можно отнести следующее: а) экономическая обособленность; б) технологическая обособленность; в) юридическое оформление обособленности; г) участие в общественном разделении труда; д) условия деятельности предприятий.

Предприятия могут иметь разные режимы или условия деятельности разница в основном относится к условиям функционирования частных и государственных предприятий. Типичными условиями деятельности частного предприятия в рыночной среде можно считать:

а) самостоятельное осуществление воспроизводственного процесса.

б) полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности.

в) прибыль, которая выступает основным источником средств для развития предприятия.

г) предприятие, как правило, конкурирует с другими, предприятиями

д) экономическая помощь государства носит локальный, исключительно, выборочный характер.

 

2.2 Классификация предприятий. Сущность и основные способы классификации

 

Классификация предприятий — это их группировка по определенному признаку. Классификационными признаками могут быть уровень рентабельности, сфера деятельности, размер, организационно-правовое устройство и другие. Предприятия классифицируются:

1) по основной сфере деятельности – позволяет определить хозяйственную направленность, технологические и экономические особенности воспроизводства.

2) по размерам:

а) количество работников, занятых  на предприятии;

б) объем хозяйственного оборота  предприятия, т. е. величина его денежных поступлений (выручка) за определенный период времени;

в) стоимость капитала предприятия.

Критерии классификации  предприятий по размерам определяются государством, оно же устанавливает их конкретные количественные значения. В Украине государство официально начало применять классификацию предприятий по размерам с 1990г. В качестве критерия определения размеров предприятия было избрано количество работников, которое изменялось в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Наиболее типичный пример классификации предприятий по размерам: три группы – малые (до 50 работников, валовый доход за год до 500 тыс. евро), средние, крупные предприятия ( более 1000 рабочих, валовый доход за год более 5 млн. евро) [16, с.47].

 

2.3 Организационно-правовые формы предприятий

 

Единоличное предприятие. Это предприятие, созданное и контролируемое одним предпринимателем. Как правило, оно является небольшим по размерам. К основным отличительным чертам единоличного предприятия можно отнести: а) наличие единственного владельца предприятия; б) осуществление единоличного контроля за деятельностью предприятия.

В таком предприятии  реализуются предпринимательские  усилия одного человека. Нередко оно  обходится даже без привлечения  наемного труда «штат» предприятия может состоять только из членов семьи предпринимателя

Единоличное предприятие  имеет как свои преимущества, так  и недостатки Преимуществами такого предприятия являются: во-первых, значительная свобода действий у владельца. У  него нет компаньонов, с которыми приходилось бы согласовывать различные вопросы предпринимательской деятельности. Во-вторых, наличие сильных стимулов, хозяйствовать эффективно: как доходы, так и убытки не подлежат распределению — они полностью принадлежат одному лицу [17].

Недостатками единоличного предприятия принято считать: во-первых, ограниченность денежных ресурсов. Все-таки один предприниматель, как правило, не в состоянии обеспечить свое дело крупными финансовыми средствами, обороты его предприятия обычно относительно небольшие, а развитие предприятия связано с серьезными трудностями. Во-вторых, полная имущественная ответственность владельца: он рискует не только собственным капиталом, вложенным в это предприятие, но и другим личным имуществом, в том числе домом, машиной принадлежащими ему акциями, облигациями и т. д. В-третьих, единоличное предприятие лишается потенциальных выгод от специализации в управлении, как правило, одно лицо занимается и техническими и, и ресурсными, и сбытовыми, и финансовыми вопросами.

Хозяйственное общество. Это предприятия или другие субъекты хозяйствования созданные юридическими или физическими лицами путем объединения их имущества и участия в предпринимательской деятельности общества для получения прибыли [16, с.58].

Основные отличительные  черты хозяйственного общества: а) множественность собственников; б) совместный контроль деятельности предприятия; в) распределение между партнерами прибыли и убытков.

К основным видам хозяйственных обществ можно отнести: а) Полное общество; б) Общество с ограниченной ответственностью; в) Коммандитное общество; г) Общество с дополнительной ответственностью; д) Акционерное общество [16, с.59].

Акционерное общество. Это предприятие с ограниченной ответственностью его членов, капитал, которого разделен между владельцами на паи в виде акций. Акционерное общество является, по сути, хозяйственным обществом. В то же время особенности и значение, которые отличают акционерное общество, делают, на наш взгляд, целесообразным рассмотрение его в качестве отдельного типа предприятия. Акционерное общество является, как правило, крупным предприятием Оно обладает способностью мобилизовать значительные экономические ресурсы и, вести масштабное производство. Создание акционерными приятиями большей части национального продукта — характерное явление в современной мировой экономике. В Украине в 90-х получил заметное распространение процесс формирования акционерных обществ [16, с.60; 3, с.68].

Структура управления акционерным  предприятием имеет такой вид:

а) общее собрание акционеров — высший орган управления.

б) совет (наблюдательный совет) акционерного общества избирается общим собранием из числа акционеров.

в) правление (дирекция) акционерного общества — это исполнительный орган, который формируется из менеджеров, нанятых для работы в корпорации.

Предприятие, которое  владеет контрольными пакетами акций  других акционерных обществ, называется холдинговым или холдинговой компанией [16, с.86]. А сами «другие акционерные общества» становятся в этом случае дочерними предприятиями

К преимуществам акционерных обществ можно отнести: а) наличие довольно мощного механизма привлечения денежных средств; б) ограниченная ответственность владельцев предприятия, распыление предпринимательского риска среди множества акционеров; в) возможность добиваться экономических преимуществ, осуществляя крупномасштабное производство; г) организационная устойчивость предприятия.

Что касается недостатков, то среди них можно выделить: а) довольно длительный период создания предприятия (так, в Украине только период подписки на акции может’ составлять 6 месяцев); б) значительное отдаление многих совладельцев от реального управления предприятием.

Общество с  ограниченной ответственностью. Хозяйственное общество, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по своим обязательствам только своим имуществом. Участники общества, полностью утратившие свои вклады, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах своих вкладов [16, с.59; 3, с.62]. Его основой отличительной чертой является то, что все партнеры несут ответственность за деятельность предприятия только в пределах величин своих вкладов. Потеря вклада является предельной потерей участника общества с ограниченной ответственностью. Это является привлекательной чертой такого вида предприятия. И, видимо, этим объясняется значительная популярность среди предпринимателей общества с ограниченной ответственностью.

Общество с  дополнительной ответственностью. Хозяйственное общество, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров и которое несет ответственность по своим обязательствам собственным имуществом, а в случае его недостаточности участники этого общества несут дополнительную солидарную ответственность в определенном учредительными документами одинаково кратном размере к вкладу каждого из участников [16, с.59]. Партнеры отвечают по обязательствам общества в пределах своего взноса в уставный фонд предприятия, а также дополнительно в размере, кратном взносу каждого. Они выступают поставщиками капитала, на который рассчитывают получать процент. Этот вид общества позволяет объединить усилия предпринимателей, имеющих разную степень интереса к совместной деятельности.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства