Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности развития предпринимательства в Украине, определить его место в экономике страны, осветить основные проблемы в развитии предпринимательства и пути его восстановления и дальнейшего развития.
Задачи курсовой работы: на основе литературных источников проанализировать развитие предпринимательства в Украине, рассмотреть его сущность и формы, выявить проблемы и основные направления развития предпринимательства страны.
В данной курсовой работе использовались многочисленные источники:
а) учебники и учебные пособия [1,2,4,6,7,8,,11,12,13,14,17];
б) научные статьи [9,10];
в) Законы Украины, Указы Президента, Кодексы Украины [3,5,15,16];

Файлы: 1 файл

Курсовая по предпр.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Предпринимательский риск в одинаковой степени присущ обоим  типам предпринимателей: владелец рискует  своим капиталом, наемный работник — карьерой и заработной платой. Задача любого предпринимать - получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал. Следовательно, предпринимательство — это хозяйственная деятельность, направленная на получение и наращивание дохода.

Среди наиболее важных целей  предпринимателя - производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. И все эти цели взаимосвязаны.

 

Предприниматель

Товары и услуги

Доход (интересы)

Развитие бизнеса



Престижные цели

Рис. 1.1 Цели предпринимательства

 

Развитие капитализма  в течение долгого времени неопровержимо доказывало, что извлечение дохода и обеспечение благополучия общества мало совместимы. Однако времена изменились, а вместе с ними изменилось и общество, которое, опираясь на достижения науки и техники, стремится к установлению демократии и в интересах самозащиты отторгает бизнес, не отвечающий его запросам и условиям современного производства.

 

    1. Сущность, функции и цели предпринимательства

 

Основы современной  теории предпринимательства были заложены Й. Шумпетером в первой половине XX века. В частности, его идея «созидательного разрушения» развивала представления о сути и характере предпринимательской деятельности. В отличие от простого администратора, который управляет имеющимися в распоряжении ресурсами, для предпринимателя характерно креативное, творческое поведение в тех или иных условиях. Если предприниматель приходит к выводу, что сложившейся ситуации должна соответствовать иная структура производства или его организация, он разрушает старую и создает новую, адекватную этим условиям. В этом проявляется «созидательное разрушение». Современная экономическая теория определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей, направленную на получение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целях производства и реализации товара [3]. Если предположить, что организация какого-то дела потребовала от предпринимателя затрат М, то эта деятельность имеет смысл тогда, когда полученный результат М1 будет больше М. Превышение полученного дохода над затратами и составляет прибыль предпринимателя:

 

М1 - М=∆ М=Р, где ∆M, Р — прибыль.

 

Функции предпринимательства

Для лучшего понимания сущности предпринимательства обратимся к выяснению его функций и роли в экономической системе.

1. Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов.

2. Организаторская функция.  Мобилизованные ресурсы могут  принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п.

3. Творческая функция.  Предприниматель постоянно нацелен  на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело.

 

1.4 Виды предпринимательства. Объективная основа выделения видов предпринимательства

 

Подобно любому другому  виду деятельности, в предпринимательстве существует своего рода разделение труда. Обладая общими сущностными чертами, различные виды предпринимательства вместе с тем имеют и специфические характеристики. Различают следующие виды предпринимательства:

Промышленное предпринимательство: Часть предпринимателей избирает сферой приложения своих способностей создание материального продукта, как основы удовлетворения потребностей общества. Поскольку одной из основных отраслей, где создается материальный продукт, выступает промышленность, то такой вид предпринимательства принято называть промышленным, хотя оно охватывает и другие отрасли (строительство, сельское хозяйство и т. п.).

Промышленное предпринимательство  решает следующие главные задачи:

  1. Создает материальный продукт, который в состоянии удовлетворить базовые потребности людей (предметы потребления) и служит капиталом для всех сфер предпринимательства (средства производства);
  2. Реализует основные научно-технические идеи, закладывая фундамент экономического прогресса общества в целом.

Торговое предпринимательство: Это особый вид предпринимательства, связанный главным образом с доведением продукта от производителя до потребителя. Не создавая нового материального продукта, торговое предпринимательство реализует особый товар — услугу, ускоряя и в целом удешевляя процесс движения товара. Это можно объяснить следующими причинами:

1. Специализация предпринимателя на торговой деятельности позволяет ему лучше изучить состояние рынка, оперативно учитывать его конъюнктуру.

2. Сокращаются затраты по обслуживанию процесса обращения (постоянное и полное использование складских помещений, сокращение транспортных расходов, уменьшение затрат по продвижению товара на рынке).

Торговое предпринимательство  осуществляет посреднические функции, как на рынке ресурсов, так и на рынке конечных товаров и услуг. Каждый из них имеет свои особенности.

Кредитное предпринимательство: Это разновидность предпринимательства, связанная с аккумуляцией временно свободных денежных средств и последующим использованием их для предоставления кредита на принципах срочности, платности и возвратности. Как у предприятий, так и у домохозяйств, с одной стороны, возникают временно свободные денежные средства (например, накапливаемые средства для строительства нового цеха или откладываемые деньги для поездки во время отпуска на отдых), а с другой — периодически появляется временная потребность в дополнительных средствах. Примером последнего может служить стремление молодой семьи приобрести квартиру, с последующей выплатой ее стоимости в течение нескольких лет, или получение предприятием средств для выплаты заработной платы работникам до того, как будет реализована произведенная ими продукция. Существуют следующие виды кредита:

Потребительский кредит предоставляется  в виде предметов потребления  домохозяйствам с отсрочкой оплаты их стоимости. Она обычно вносится частями в течение определенного времени.

Коммерческий кредит предоставляется  поставщиками сырья его потребителям с последующей оплатой стоимости по истечению определенного срока. Как правило, коммерческий кредит сопровождается выдачей векселя (долговое обязательство, выдавший которое обязуется уплатить в установленный срок указанную сумму.

Банковский кредит выдается в денежной форме специализированными кредитно-финансовыми учреждениями — банками.

Межхозяйственный кредит предоставляется  в денежной форме предпринимателями друг другу.

По мере развития рыночных отношений роль кредитного предпринимательства постоянно возрастает и сегодня, практически, нет такой сферы экономической жизни, которая так или иначе не была бы связана с деятельностью банков или других кредитных учреждений. Кредитная деятельность стала одним из определяющих факторов макроэкономической ситуации. Но в какой бы сфере ни действовал предприниматель, какой бы специфический рынок он ни обслуживал, заниматься своим делом он сможет только в условиях конкуренции.

 

1.5 Общественные объединения предпринимателей как средство согласования государственных и корпоративных интересов

 

В нынешних социально-экономических  условиях назрела острая необходимость в формировании качественно новых рычагов влияния на процессы реформирования национальной экономики и возрождения отечественного товаропроизводства. Первое, о чем следует позаботиться более всего, поскольку эта проблема генерирует все другие, — возрождение управляемости. Опыт развитых стран свидетельствует: если контроль и регламентация со стороны государства сочетаются с соответствующим решением проблем управления на негосударственном уровне, можно добиться высокой эффективности экономики и качества жизни населения. Значительную роль соответствующие структуры играют и на международном уровне, — это Союз промышленности ЕС, Союз промышленных конфедераций и конфедераций предприятий Европы, Международная организация предпринимателей и др. Аналогичные организации созданы в большинстве постсоциалистических стран. Отраслевыми органами управления являются также соответствующие ассоциации, лиги, союзы работодателей и т.п.

Основной программной  задачей организаций работодателей  должно быть объединение усилий разрозненных крупных, средних, малых предприятий и отдельных предпринимателей в могучую производительную силу, направленную на преодоление экономического кризиса и реализацию идеи восстановления национального товаропроизводства, способной эффективно использовать отечественный экономический потенциал, имеющиеся производственные мощности, природные, трудовые, научные и интеллектуальные ресурсы, а также привлечь иностранные инвестиции и иной частный капитал к активному сотрудничеству по подъему производства и предпринимательства в Украине. Важными функциями союзов работодателей являются повышение уровня культуры производства во всех отраслях народного хозяйства, содействие насыщению внутреннего рынка конкурентоспособной высококачественной отечественной продукцией и ее продвижению на внешний рынок. С этой целью предпринимательские объединения должны организовывать всестороннюю, в том числе, финансовую поддержку инновационного процесса по всему его циклу, внедрение прогрессивных технологий; изучать конъюнктуру отечественного и зарубежного рынка и информировать о ней своих членов; способствовать участию предприятий в ярмарках, выставках, конкурсах, тендерах продукции, работ и услуг в Украине и за ее пределами; принимать участие в подготовке высококвалифицированных специалистов; помогать в налаживании контактов между производственниками во всех регионах Украины; добиваться осуществления комплекса мер по повышению эффективности использования имеющихся производственных мощностей и возобновлению производства там, где оно прекращено; способствовать модернизации основных фондов предприятий, поиску и привлечению источников оборотных средств и инвестиционных ресурсов; при необходимости — проводить работу по экономическому обоснованию и экспертизе производственных программ, составлению бизнес-планов, подготавливать прогнозы, содействовать реализации инвестиционных проектов.

Эффективная поддержка  предпринимательства вряд ли возможна без создания в системе общественных объединений работодателей собственной  финансовой инфраструктуры, состоящей из всех необходимых финансовых институтов, а именно: коммерческих банков; инвестиционных компаний и фондов; негосударственного инновационного фонда; страховых компаний, в том числе по медицинскому страхованию; доверительных обществ; негосударственного пенсионного фонда; аудиторских фирм и пр.

Для более эффективного выполнения управленческих функций  союзы предпринимателей могут охватывать или группы отраслей, имеющих общие  проблемы, или отдельные отрасли, или группы предприятий. Соответствующим образом строится организационная структура союзов. Например, для практической реализации отраслевого самоуправления в промышленности, производящей товары народного потребления, создан Украинский союз товаропроизводителей и предпринимателей.

 

1.6 Становление и развитие малого предпринимательства в экономике Украины

 

Процесс становления  малого предпринимательства в молодом  украинском государстве в особенности  актуальный сегодня. Малый бизнес оказывает  содействие послаблению монополистических  тенденций путем развития внутриотраслевой конкуренции в национальной экономике [6, c.34]. До недавнего времени украинские малые предприятия оценивались за критериями, сформулированными в Законе Украины "О предприятиях". Как показала практика, эти показатели были значительно завышенными и экономически нецелесообразными и потому не получили широкого применения. Начиная с 2000 года, Украина пользуется критериями, которые сформулированные в Указе Президента Украины №2063-ІІІ от 19.10.2000г. "О государственной поддержке малого предпринимательства". Применение двух показателей вышеупомянутого документу: количества работающих и объема годовой выручки есть целиком достаточным для практических целей. Единый универсальный критерий значительно упрощает характеристику малых предприятий [8, c.49]

Каждый год количество МП в стране возрастает. Всплеск  появления малых компаний приходится на 1992-93 гг., когда темпы роста достигли 148,5%. В 1994, 1995 и 1996 гг. наблюдалось некоторое замедление темпов, они составили 106,4%, 114,7% и 101,6% соответственно. Одними из высочайших за всю историю малого бизнеса в стране были темпы возрастания в 1997 году - 146%. На начало 1998 года в стране насчитывалось 136 238 МП [9, c.19].

Удельный вес МП почти  во всех областях экономики уменьшается, за исключением торговли, общественного питания и материально-технического снабжения. В 1997 году в этих трех сферах действовало почти 52% всех МП. Малые компании концентрируются в областях, где быстро окупается капитал и не нужно больших материальных затрат и инвестиций для ведения бизнеса. Много МП одновременно занимается несколькими видами деятельности [10, c.79].

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства