Организация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:03, курс лекций

Описание работы

1. Концепции и сущность предпринимательства
2. Виды предпринимательства
3. Организационно-правовые формы хозяйствования субъектов предпринимательства
4. Формы предпринимательского сотрудничества
5. Культура предпринимательства
6. Финансы предприятия
7. Инвестиционная деятельность
8. Предпринимательский риск: сущность, виды, контроль
9. Предпринимательские идеи и их реализация
10. Контроль предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

Организация предпринимательской деятельности.doc

— 601.50 Кб (Скачать файл)

     Товар - продукт труда, производимый для продажи; имеет  потребительную и  товарную  стоимость; в современных условиях по потребительной     стоимости товары классифицируются, как:

     а) Товары с высокой потребительной стоимостью - товары первой  необходимости.

   б) Товары с низкой потребительной стоимостью - товары низкого качества, не удовлетворяющие стандартам, предъявляемым потребителем.

     в) Товары с ограниченной потребительной стоимостью – предназначенные    для определенных категорий потребителей.

     г) Товары с особой потребительной стоимостью - товары по заказу.

     Все товары  имеют  цену; цена является денежным выражением стоимости товара. С точки зрения потребительных свойств цена определяется  как  то количество денег,  которое покупатель передает продавцу за право безграничного владения и пользования товаром. В  предпринимательской  практике выделяется несколько видов цен:

     1) Стартовая цена. Обычно устанавливается на новые виды товаров, неизвестные покупателю. Обычно бывает либо несколько завышена, либо     занижена.

     2) Устоявшаяся цена - цена товара, который занял стабильное положение на рынке.

     3) Монопольная цена - цена товара, поставляемого монопольным производителем при отсутствии или ограничении конкуренции.

     4) Демпинговая цена - бросовая цена, устанавливаемая для ограничения  доступа на  свой рынок конкурентов или для вытеснения их с рынка, а также при распродажах с целью ухода с рынка.

     В современных условиях в промышленно развитых  странах  имеют  место антидемпинговые процессы, то есть, осуществляется законодательная защита национальных товаров  от импортных бросовых цен. В 1967 году международной организацией ГАТТ (QATT) принято решение об утверждении  антидемпингового кодекса, который:

    1. Определяет  механизм выявления демпинговой цены.

    2. Определяет  принятие определенных мер против  демпинга.

    3. Определяет  размеры возмещения убытка тем  отраслям, которые страдают от  демпинга.

    5) Ликвидная  распродажная цена - применяется   при  ликвидации  фирмы

       или ассортимента; один из видов демпинговых цен.

     Производство товаров и их цена зависят, прежде всего, от издержек, а величина издержек - от материалоемкости, трудоемкости и стоимости основных производственных фондов.

     Материалоемкость - общее количество сырья и полуфабрикатов, материалов, электроэнергии,  инструментов в расчете на единицу продукции. Товар в процессе рождения впитывает в себя эти  средства,  в  результате  чего формируется натурально-вещественная  форма товара. Чем выше материалоемкость, тем  выше  цена. Предприниматель учитывает материалоемкость, как в денежном, так и натуральном выражении. В связи с этим он  ставит  задачу, во-первых,  снизить  материалоемкость  товара  в  натуральном выражении, во-вторых, снизить материалоемкость в стоимостном выражении, в  третьих, снизить  материалоемкость как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

     Трудоемкость - общее количество труда, необходимое для производства единицы товара, причем предприниматель рассчитывает трудоемкость, исходя из учета не только непосредственных работников, но и  управленческого  и вспомогательного персонала.  Учет  трудоемкости  также  осуществляется в стоимостной и  натуральной  формах.  Чаще всего используется натуральный подход. Рационализация производства путем снижения трудоемкости сводится к следующим мерам:

     1) Сокращение трудозатрат в натуральном и денежном  выражении путем        ликвидации простоев, уплотнением рабочего дня и т.п.

     2) Сокращение трудозатрат путем качественного совершенствования затрат с  различными  типами  трудоемкости  в натуральной и денежной        формах.

     На стоимость товара влияет стоимость основных средств производства в расчете на единицу выпускаемой продукции. Она рассчитывается путем деления стоимости всех  технических средств, используемых в процессе производства, на количество продукции, причем расчет осуществляется по каждому техническому средству в отдельности, поскольку срок службы  различных технических средств  производства неодинаков. Каким образом предприниматель добивается экономии на данном факторе производства?

     а) Находит более производительное оборудование.

     б) Находит более приемлемых поставщиков оборудования с более низкими        ценами.

    в) Подменяет оборудование одной единицы другой единицей, но  с  различным сроком эксплуатации или с различной производительностью.

     Наконец, для  предпринимателя  очень  важно учитывать жизненный цикл товара. Каждый товар проходит свой жизненный цикл, начиная от проектирования и заканчивая процессом снятия с производства. Здесь выделяют  стадии:

    1. Ввода.

    2. Роста.

    3. Зрелости.

    4. Устаревания.

    5. Снятия с производства.

     На первой стадии идет процесс освоения товара потребителем и товаром рынка. Здесь  намечается минимальная отдача или же внедрение с убытками. Наибольшие выручки предприниматель получает на стадии роста, а  наибольшие прибыли  - на стадии зрелости. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы сократить стадию ввода, продлить стадию зрелости и перекрыть  стадию старения,  не  доходя до стадии естественного снятия с производства.

     Таким образом, объектом  предпринимательской  деятельности  является товар. предпринимателю  нужно знать процесс производства, позиционирования, обслуживания и снятия товара.

 

     В современных условиях перед нашим обществом стоит задача  возрождения предпринимательства  в России в связи с переходом к рынку. Эта проблема имеет два аспекта:

     1. Возрождение специфических российских  форм  предпринимательства,        существовавших до 30-х годов нашего столетия.

     2. Учет мировой практики развития предпринимательства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

     Возникновения предпринимательства  в  России относят еще ко временам Рюрика. Зачинателями предпринимательства были русские купцы, которые  на свой страх  и риск формировали предпринимательские отношения с Византией и Востоком. В 15 веке в России начали формироваться первые торговые центры и объединения. Предпринимательство из сферы внешнеэкономической деятельности переносится на российскую почву, первоначально в посредничестве и торговле. В петровскую же эпоху происходит  собственно  становление предпринимательства в  России; спрос на предпринимательство и предпринимателей был создан его реформами, бурным развитием промышленности.  Наиболее яркими предпринимателями того времени были Демидовы.

     Переломным моментом  в  истории русского предпринимательства стал 19 век. Предпринимательство из государственного  превратилось  в  свободное рыночное. Ключевая  роль  здесь  принадлежала указу Александра Первого о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики  должны  были  отпускать крестьян с  землей  за  выкуп. В Санкт-Петербурге был организован первый коммерческий банк с шестью филиалами в крупнейших городах России, создалось первое объединение предпринимателей.

     Следующими стимулами к развитию предпринимательства послужили отмена крепостного права  в  1861 году и промышленный переворот в 1888 году – в России активно начали возникать акционерные  обществах,  коммерческие  и кредитные банки,  объединения и ассоциации. В 1870 году произошел первый торгово-промышленный съезд, который константировал существование в  России свободного  предпринимательства. В 1886 году был принят закон, который впервые регулировал трудовые отношения между предпринимателями м рабочими. К девяностым годам в России уже сложилась развитая  индустриальная база,  а  в  результате  экономических реформ Витте российский рубль стал конвертируемым, и в Россию потекли иностранные инвестиции.

     В начале XX века в России начали массово возникать концерны,  синдикаты, тресты. В 1914 году предпринимательство стало массовым, а предпрниматель превратился  в  ключевую  фигуру экономики. Но этот процесс был прерван Первой Мировой войной, революцией и гражданской  войной.  Оживилось же предпринимательство в связи с НЭП. На долю частного сектора приходилось около  четверти  промышленного производства и три четверти розничной торговли. Но с 1928 года началось активное сворачивание НЭП.

     Возрождение предпринимательства в России началось с закона о  предприятиях предпринимательской  деятельности  в 1990 году. Затем был принят гражданский кодекс, который регулирует все вопросы о предпринимательстве (отменил закон 1990 года). Сегодня, в соответствии с российским  законодательством, предпринимательство имеет следующие черты:

     1. Предпринимательство получило юридический и экономический статус.

     2. Выработан категориальный аппарат предпринимательства.

     3. Определены  в аспекте цивилизованных рыночных отношений организационно-правовые формы предпринимательства.

     4. Значительно расширилась и определилась сфера предпринимательской        деятельности.

     5. Определена субъектная и социальная база предпринимательства.

     6. Разработан как общий механизм, так и конкретные виды предпринимательской деятельности.

     7. Гражданский кодекс  привел  в соответствие  отечественные формы        предпринимательства с формами промышленно развитых стран.

    Какими  чертами характеризуется предпринимательство  у нас?

    1. Отсутствие  профессионализма.

    2. Небольшой  исходный накопленный капитал.

    3. Развитие  посредничества - простого и легкого  пути первоначального        накопления капитала.

    4. Несовершенная  и зачастую противоречивая правовая основа  предпринимательства.

    5. Взаимосвязь   предпринимательства, преступности, рэкета и сращивание с мафиозными структурами, государственными структурами и правоохранительными органами. Сегодня в ходе опросов около 80% предпринимателей утверждают, что дают взятки, как единственный способ решения возникающих проблем.

Предпринимательская среда.

     Осуществление  предпринимательской деятельности  на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным. Бытующие еще в некоторой части нашего общества опасения, что предприниматель в таких условиях действует только в своих интересах, беспочвенны и вредны: предприниматель в условиях рынка не может не ориентироваться на потребителя, ибо только от него одного зависит его прибыль, благополучие и перспектива.

     Предпринимательская  среда - общественная экономическая  ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся самостоятельных предприятий.

     Развитие  предпринимательства ведет к  росту национального богатства  и благосостояния нации (но  не наоборот). Формирование предпринимательской среды - проблема не только национальная, но и межстрановая. В рамках замкнутых межгосударственных группировок происходит процесс создания единого предпринимательского пространства, т. е. условия для осуществления предпринимательских функций становятся во всех этих странах все более схожими. Весьма актуальной для России остается проблема ее включения в европейское и мировое предпринимательское пространство. Только в случае такого включения может приостановиться процесс "утечки" российского капитала за рубеж.

 

 

Экономическая сущность предпринимательства.

     При  выявлении этой сущности важно  опираться на огромный мировой  опыт исследования данного феномена. Именно практика направила мировую  экономическую мысль на его  осмысление, обобщение, на создание экономической теории предпринимательства. Последняя не может, естественно, рассматриваться как статичная система. Экономические реалии второй половины текущего столетия со сложнейшими внутрихозяйственными и межгосударственными отношениями значительно усложнили практику предпринимательства. В его развитии возникли новые закономерности, что требует постоянного углубления и совершенствования соответствующей теории.

В современной  отечественной и зарубежной экономической  литературе есть немало определений понятия " предпринимательство ". Наиболее удачными представляются те, где оно трактуется как специфический ( по сравнению с землей, капиталом, трудом ) фактор общественного воспроизводства. Его специфика и функции заключаются в том, что субъект предпринимательской деятельности - предприниматель - способен особым образом соединять, комбинировать факторы производства. Предпринимательство как процесс прямо, непосредственно связано с личностными качествами предпринимателя как основного субъекта этих действий.

     Анализ  зарубежной литературы и первых  отечественных работ по теории  и практике предпринимательства  показывает, что к пониманию его  экономической сущности целесообразно  идти через характеристику категории  " предприниматель ".

Информация о работе Организация предпринимательской деятельности