Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:03, курс лекций
1. Концепции и сущность предпринимательства
2. Виды предпринимательства
3. Организационно-правовые формы хозяйствования субъектов предпринимательства
4. Формы предпринимательского сотрудничества
5. Культура предпринимательства
6. Финансы предприятия
7. Инвестиционная деятельность
8. Предпринимательский риск: сущность, виды, контроль
9. Предпринимательские идеи и их реализация
10. Контроль предпринимательской деятельности
На долю
собственных средств в общих
источниках финансирования, приходится
в настоящее время около 80%
всех направляемых средств.
К внешним источникам финансирования относятся:
· ассигнование государственных (федерального, субъектов федерации) и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
· иностранные
инвестиции, предоставляемые в форме
финансового пая или иного
материального или
· различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях);
· кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний.
Привлечение кредитных ресурсов расширяет возможности предприятия, способствует росту отдачи собственного капитала. Это свойство заемного капитала получило название эффекта финансового рычага, проявляющегося в приращении рентабельности собственного капитала, получаемом благодаря использованию кредита, несмотря на его платность.
Плечо рычага
– это соотношение между
Выделяют
коммерческий кредит и
Коммерческий
кредит предприятие может получить
при закупке товаров или
Банковский кредит может предоставляться в различных формах (рис. 5.2).
Текущие (лимитируемые) кредиты выдаются на установление максимума или минимума. Заемщик снимает со счета средства в пределах установленного максимума. Однако сальдо может быть как положительным, так и отрицательным. Если сальдо ожидается постоянно отрицательным, то используют кредит по специальному ссудному счету, при положительной разнице – кредит по контокоррентному. Оба текущих кредита применяются, когда потребность в капитале у заемщика непостоянна.
Кредит по простому ссудному
счету (простая ссуда)
Факторинг – форма внешнего финансирования, связанная с привлечением заемных средств. Основной принцип факторинга – покупка фактор-фирмой (банком) у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Фактически фактор-банк покупает дебиторскую задолженность и в течение 2-3 дней оплачивает от 70 до 80% суммы требований в виде аванса, а остальную часть – после поступления средств. Стоимость факторинговых услуг складываются из двух элементов:
а) комиссионные, которые зависят от размера товарооборота и платежеспособности покупателей и колеблются от 0,2 до 2% от суммы счетов;
б) обычная рыночная процентная ставка для кредитора.
Инвестиционный налоговый
Ипотечный кредит – выдача
кредита под залог имущества,
оставляемого в пользовании
Использование финансовых
· текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
· инвестирование
средств в капитальные
· инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;
· платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;
· образование различных денежных фондов и резервов (на развитие, а также поощрительного и социального характера);
· благотворительные цели, спонсорство и т. п.
Факторы возникновения затрат, их структура и классификация
В настоящее
время в большинстве
Нет необходимости доказывать, что управление затратами на производстве, особенно в условиях рынка, - стержневое направление всей системы управления предприятием, так как именно здесь собирается вся информация о фактических затратах, а значит, закладываются основы для получения фактической прибыли.
Затраты организации – это величина ресурсов, использованных в определенных целях, выраженная в деньгах. В данном определении присутствуют три важных положения:
· затраты определяются количественным и качественным использованием ресурсов, т.е. отражают, сколько и каких ресурсов было использовано;
· величина использованных ресурсов представлена в денежном выражении;
· определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами (производством продукции, функционированием отдела или другим видом деятельности).
Затраты
на производство – это затраты,
Предприятия могут осуществлять не только производство и сбыт продукции (работ, услуг), но и ряд других видов деятельности: подготовку кадров, научно-исследовательские работы, обеспечение социальных потребностей работающих и др.
Сопоставление затрат и результатов деятельности – суть экономики предприятия. Результаты деятельности организации включают производственные, экономические (финансовые), социальные и др. результаты. Эффективность работы предприятия можно оценить только путем соизмерения затрат и результатов.
В условиях переходной экономики основной целью деятельности предприятия является достижение максимального экономического результата – прибыли. Все виды деятельности предприятия направлены на получение прибыли.
Затраты организации можно разделить на две большие группы:
· затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции (работ или услуг) и зависящие от степени загрузки производственных мощностей (чисто производственные затраты);
· затраты на организацию и подготовку производства.
Прямые производственные затраты - это те, которые непосредственно можно отнести к услугам, продукции и заказам: прежде всего заработная плата за произведенную работу и материалы, израсходованные при ее выполнении. Сюда же входят особые единичные затраты процесса изготовления и сбыта, поскольку они могут быть отнесены непосредственно на продукт или отдельную трудовую операцию. Прямые производственные затраты являются одновременно базой для расчета нижней границы цены продукции. Продажа товара по ценам ниже прямых затрат увеличивает риск убытка, равный величине затрат на организацию производства.
Основой организации учета производственной деятельности организации является экономически обоснованная классификация производственных затрат.
В рекомендациях по планированию, учету затрат и калькулированию себестоимости продукции применяются различные типы группировок затрат:
· по их характеру - производственные и внепроизводственные;
· по видам - элементы расходов и статьи калькуляции;
· по назначению - основные и накладные;
· по отношению к объему производства - постоянные и переменные;
· по способу отнесения на себестоимость отдельных изделий - прямые и косвенные;
Группировка затрат предприятия показана на рис. 6.1.
Контроль и анализ затрат
Эффективный контроль возможен только при сравнении общих фактических затрат с нормативными за определенный период по каждому центру ответственности. Однако установить, на каком этапе производства были допущены отклонения затруднительно. Поэтому, более точным будет учет затрат и анализ отклонений по каждой операции.
Можно поспорить о том, есть ли смысл сравнивать фактические затраты с нормативными. Однако, если человек заранее знает, что результат его работы будет сравниваться с нормативными показателями, он будет работать лучше, чем когда он уверен, что его работа не будет оцениваться вовсе. Даже если менеджер не может повлиять на результаты работы после окончания операции, он по крайней мере сообразит, как поправить положение и добиться лучших результатов в будущем.
В производственной
практике наличие отклонений неизбежно,
поэтому возникает
Напомним основные слагаемые принципа управления по отклонениям:
· предварительное
составление нормативных
· учет действующих нормативов и определение их влияния на уровень себестоимости продукции или выполняемых работ;
· учет фактических затрат на производство с делением их на затраты по нормативам и с отклонениями от нормативов;
· учет отклонений фактических расходов от нормативных по местам их возникновения, причинам и виновникам.
Нормативный учет затрат дает возможность детально проанализировать отклонения (рис. 6.5). К примеру, отклонения для каждого центра ответственности можно выявить по элементам затрат (материалы, рабочая сила, накладные расходы), а затем каждый элемент проанализировать с позиции нормативного расходования ресурсов и нормативных цен на них.
Существенной частью процесса контроля затрат в предприятия является принятие решения по результатам анализа. Приведем примерный перечень причин и виновников отклонений.
Причины отклонений:
1. Изменение технологии.
2. Изменение нормативов.
3. Переделка
некачественно выполненных
4. Брак (неисправимый).
5. Отсутствие материалов, топлива, ГСМ.
6. Отсутствие электроэнергии.
7. Отсутствие автотранспорта.
8. Поломки оборудования и механизмов.
9. Аварийные
и внеплановые ремонты
10. Отсутствие фронта работ.
11. Простои по атмосферным условиям (внутрисменные и цело-сменные).
12. Замена материалов на более дорогостоящие.
13. Перерасход материалов (количественный).
14. Исправления
конструкций, полученных от
15. Перерасход количества машино - смен механизмов.
16. Излишние (против норм) автомобильные перевозки.
17. Нарушения трудовой дисциплины.
18. Метеорологические условия и т.д.
Виновниками отклонений от норм могут быть:
1. Производитель работ, мастер, механик, менеджер.
2. Рабочие бригады (звена).
3. Отдел снабжения.
4. Отдел главного механика.
Система
управления затратами в предпринимательско
Управление затратами – это средство высокого экономического результата предприятия. Отметим, что управление затратами это не только их снижение. Оно включает также элементы управления.
Предметом управления затратами являются затраты предприятияво всем их многообразии.
Особенности затрат как предмета управления:
· динамизм. Они находятся в постоянном движении, изменении; их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает реальной жизни;
Информация о работе Организация предпринимательской деятельности