Организация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:03, курс лекций

Описание работы

1. Концепции и сущность предпринимательства
2. Виды предпринимательства
3. Организационно-правовые формы хозяйствования субъектов предпринимательства
4. Формы предпринимательского сотрудничества
5. Культура предпринимательства
6. Финансы предприятия
7. Инвестиционная деятельность
8. Предпринимательский риск: сущность, виды, контроль
9. Предпринимательские идеи и их реализация
10. Контроль предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

Организация предпринимательской деятельности.doc

— 601.50 Кб (Скачать файл)

     Предприниматель, с моей точки зрения, - это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход.

     Движущим  мотивом предпринимательской деятельности  является прежде всего получение  предпринимательского дохода, который  идет на развитие этой деятельности  и на самообогащение. Здесь речь  о чисто экономических мотивах. В литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.

     Какими  же качествами должен обладать  предприниматель, чтобы успешно  выполнять предпринимательские функции, вытекающие из данного выше определения?

     Прежде  всего среди таких субстанциональных  качеств нужно назвать следующие  умения (способности):

  • принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и    особенно   в неопределенных ситуациях;
  • генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;
  • оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности;     оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;
  • рисковать;
  • анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной  конъюнктуры выводы.

     Эти  способности предпринимателя реализуются  в совокупности основных его  практической деятельности. Среди  них:

  • изучение потребностей покупателей и их платежеспособности;
  • определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска товаров, намеченных к производству, рынков сбыта и каналов движения продукции;
  • выявление, исходя из намеченной производственной программы необходимых сырьевых ресурсов и рынков, где нужное сырье можно закупить по наиболее низким ценам;
  • выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и источник ее постоянного обновления;
  • организация и управление производством товаров, намеченных к продаже.

     Исходя  из предложенной характеристики  понятия "предприниматель"  и из выше приведенного перечня  функций, которые он выполняет  в ходе своих практических  действий, и попытаюсь определить  сущность такого экономического  явления, как предпринимательство (ибо сущность в практике хозяйственной деятельности проявляется именно через функции, выполняемые субъектом предпринимательской деятельности, т. е. предпринимателем).

    

В современной  экономической литературе четкого  выделения глубинной сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. К сожалению, такой подход господствует ныне и в России. Хуже всего, он закреплен у нас законодательно. В Законе РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предпринимательство приравнивается к обычному бизнесу.

     Предпринимательство - это особый вид бизнеса. Его целью является получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т. е. предпринимательского дохода.

Иными словами, предпринимательство - это особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально - экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Страна, которой присущ такой тип воспроизводства, во многом защищена от сбоев и тем более потрясений в хозяйственной сфере; ее общественно - экономический прогресс динамичен и устойчив, перспективы обнадеживающие.

     Рассмотрение  предпринимательства как особого типа общественного воспроизводства было бы неполным без указания на еще одну его имманентную составляющую. Речь в данном случае идет об организации и управлении всем процессом создания предпринимательского дохода, во многом оригинальных и зачастую даже уникальных. Этот момент органически связан с экономической сущностью предпринимательства и определяет конкретную структуру последнего в каждый данный период времени. Организационно-управленческая компонента предпринимательства включает в себя не только производство, но и фазы обмена и распределения.

 

Основные функции  предпринимательства

         Для  лучшего понимания сущности  предпринимательства обратимся  к выяснению его функций и  роли в экономической системе.

1.Ресурсная  функция. Она реализуется в  мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску  дополнительных  ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому — преобразования множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п.

2.Организаторская  функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того,  принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой.

3.Творческая  функция. Предприниматель постоянно  нацелен на поиск новых решений.  Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.

 

 

2. Виды предпринимательства

 

Одним из решающих критериев при выборе сферы деятельности для предпринимателя выступает  размер прибыли, полученный в течение определенного времени в расчете на единицу авансированных средств. Этот показатель принято называть нормой прибыли.

Норма прибыли  в значительной мере зависит от времени, в течение которого денежный капитал  возвращается предпринимателю с  приростом. Это время оборота денежного капитала.

Время оборота  денежного капитала складывается из времени поиска на рынке необходимых  ресурсов, производства, доставки готового товара на  рынок и организации  его реализации. Очевидно, что предприниматели  заинтересованы в уменьшении времени оборота. Этому во многом может способствовать специализация среди предпринимателей, разделение сфер их деятельности. Помимо сокращения времени оборота выделение видов предпринимательства приводит также к общей экономии ресурсов для  достижения заданных целей.

 

Промышленное  предпринимательство

Часть предпринимателей избирает сферой приложения своих способностей создание материального продукта как  основы удовлетворения потребностей общества. Поскольку одной из основных отраслей, где создается материальный продукт, выступает промышленность, то такой вид предпринимательства принято называть промышленным, хотя оно охватывает и другие отрасли (строительство, сельское хозяйство и т. п.)[2,115].

 

Торговое предпринимательство

Это особый вид предпринимательства, связанный главным образом с доведением продукта от производителя до потребителя. Не создавая нового материального продукта, торговое предпринимательство реализует особый товар — услугу, ускоряя и в целом удешевляя процесс движения товара. Это можно объяснить следующими причинами:

1.Специализация  предпринимателя на торговой  деятельности позволяет ему лучше  изучить состояние рынка, оперативно  учитывать его конъюнктуру.

2.Сокращаются  затраты по обслуживанию процесса  обращения (постоянное и полное использование складских помещений, сокращение транспортных расходов, уменьшение затрат по продвижению товара на рынке).

Современное торговое предпринимательство ориентировано  на переход от философии сбыта, когда  условием успеха фирмы считается  умение продать наибольшее количество товара по наиболее высоким ценам, к философии маркетинга, предполагающей ориентацию на продажу именно нужного для покупателя товара, способного лучше удовлетворить его потребности. Такой подход позволяет сформировать устойчивый круг покупателей, дает гарантию повторного обращения к предпринимателю в случае возобновления потребности. Складывается благоприятный имидж фирмы, что создает лучшие условия для предпринимательства.

Конечно, производитель  мог бы сам организовать реализацию своего товара по рыночным ценам. Но это потребует от него дополнительных средств, времени, отвлечения от его основной деятельности. Поэтому для него  оказывается предпочтительнее продать посреднику товар несколько ниже рыночной цены конечной реализации, недополучив при этом часть выручки, но сэкономить время и дополнительные расходы.  Сегодня  мы можем наблюдать ситуацию, когда многие крупные фирмы создают собственные подразделения, занимающиеся непосредственно сбытом продукции. Однако это не отрицает общей закономерности  разделения сфер предпринимательской деятельности. Отдел  сбыта и производственный отдел, хотя и находятся в пределах одной фирмы, но специализируются на различных видах предпринимательства[2,117].

 

Кредитное предпринимательство.

Это разновидность  предпринимательства, связанная с  аккумуляцией временно свободных денежных средств и последующим использованием их для предоставления кредита на принципах срочности, платности  и возвратности. Кредит может предоставляться  как в натуральной (потребительский и коммерческий), так и в денежной (банковский и межхозяйственный) форме.

Потребительский кредит предоставляется в виде предметов  потребления домохозяйствам с отсрочкой  оплаты их стоимости. Она  обычно вносится частями в течение определенного времени.

Коммерческий  кредит предоставляется поставщиками сырья его  потребителям с последующей  оплатой стоимости по истечению  определенного срока. Как правило, коммерческий кредит сопровождается выдачей  векселя. Вексель — это долговое обязательство, выдавший которое обязуется уплатить в установленный срок указанную в векселе сумму.

Банковский  кредит выдается в денежной форме  специализированными  кредитно-финансовыми  учреждениями — банками.

Межхозяйственный  кредит предоставляется в денежной форме предпринимателями друг другу.

Основная сфера  кредитного предпринимательства —  банковский кредит. Остальные виды кредита чаще всего выступают  как «побочный продукт» другого  вида предпринимательства (потребительский  кредит — торгового предпринимательства, коммерческий кредит - промышленного предпринимательства). Кредит выдается за определенную плату. Она может рассматриваться как  цена кредита и называется ссудным процентом

По  мере развития рыночных отношений роль кредитного предпринимательства  постоянно  возрастает, и сегодня практически нет такой сферы экономической жизни, которая так или иначе не была бы связана с деятельностью банков или других кредитных учреждений

 

 

3. Организационно-правовые формы хозяйствования субъектов предпринимательства.

 

Предпринимательство без образования юридического лица.

Индивидуальное  предпринимательство.

       Частное предпринимательство  – предпринимательство частного  лица, который ведет дело за  свой счет, лично занимается управлением,  самостоятельно принимает решения  и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом.

Как правило, сферами  частного предпринимательства выступают:

Фермерство;

Местная розничная  торговля;

Местная сфера  услуг.

Частное предпринимательство  способствует развитию инициативы, деловой  активности самостоятельности и независимости населения. Единоличное управление деятельностью обеспечивает быструю реакцию на изменение среды и гибкость в принятии решений.

В качестве слабых сторон можно выделить:

Финансовая  ограниченность (сложность в привлечении  капитала, невозможность снижения издержек за счет крупных поставок)

Ограниченность  человеческих способностей (нехватка времени и знаний для осуществления  всех функций управления, что вызывает потребность в дорогостоящих  консультациях; проблема использования  выходных дней, больничных листов и отпусков)

Хозяйственная деятельность зависит от активности одного человека, что может вызвать  затруднения в заключение долгосрочных сделок.

 

Предпринимательство с образованием юридического лица.

 

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Информация о работе Организация предпринимательской деятельности