Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:03, курс лекций
1. Концепции и сущность предпринимательства
2. Виды предпринимательства
3. Организационно-правовые формы хозяйствования субъектов предпринимательства
4. Формы предпринимательского сотрудничества
5. Культура предпринимательства
6. Финансы предприятия
7. Инвестиционная деятельность
8. Предпринимательский риск: сущность, виды, контроль
9. Предпринимательские идеи и их реализация
10. Контроль предпринимательской деятельности
Отношения между сторонами в концессии устанавливаются договором концессии.
И, наконец, последние рассматриваемые формы предпринимательского сотрудничества в производственной сфере - управление по контракту и подрядное производство. В первом случае один предприниматель передает другому патент в области управления и организации производства. Во втором случае один предприниматель заключает договор с другим на предмет производства товара, деталей, работ или же заключает договор с поставщиками
первой стороны (при этом с поставщиками расплачивается первая сторона).
Формы сотрудничества в
Одной
из наиболее ранних форм
1. Необходимо указать, какие именно конкретные товары с конкретными характеристиками будут поставляться.
2. Следует
указать точное количество
3. Указываются сроки выполнения поставок и санкции за их нарушение.
В
случае обычной бартерной
Разновидностью бартера является встречная поставка. Она заключается не одним, а двумя договорами. Если предприниматель не может реализовать свой товар по обычной (вернее, выгодной для него - прим. редактора) цене, но знает о другом предпринимателе, которому нужен этот товар, но он, в свою очередь, не может заплатить деньгами, однако налаживает производство товара, необходимого первому предпринимателю, то сначала заключается соглашение о поставках одного товара, а по истечении 6 месяцев, когда начинается производство второго товара, заключается встречная сделка.
Подобная сделка заключается не только из-за проблем с реализацией своего товара, но и с целью забронировать на рынке нужный для предпринимателя товар, а также получить гарантию сбыта по своему товару.
Офсетная
сделка является
Одной из форм коммерческого сотрудничества является коммерческая трангуляция, широко используемая в коммерческой деятельности многих компаний. Суть этой сделки заключается в том, что первый предприниматель поставляет товар второму предпринимателю, который не производит нужный для первого предпринимателя товар, но в товаре второго предпринимателя заинтересован третий предприниматель, производящий искомый, нужный для первого товар. Таким образом, заключается тройная сделка.
Формы финансового
В
данной теме будут рассмотрены
лишь некоторые из форм
1. Сотрудничество в финансово-кредитной сфере (изучается в курсе "Финансы и кредит").
2. Сотрудничество на фондовом рынке (изучается в курсе "Рынок ценных бумаг").
3. Факторинг.
4. Коммерческий трансферт.
Сущность факторинга заключается в том, что если фирма производит товары, то у нее обязательно имеются долговые обязательства получателей товара - дебиторская задолженность. Чтобы не ждать возврата денег по задолженности и в целях освобождения от затрат по ведению счетов дебиторов данные обязательства могут быть проданы факторинг-фирме. Факторинг - это
купля-продажа долговых обязательств покупателей, которая осуществляется между поставщиком товара и факторинг-фирмой.
В
факторинговой сделке
1. Факторинг-фирма - специализированное предприятие, приобретающее счета-фактуры, долговые обязательства.
2. Клиент - поставщик товара, кредитор должника.
3. Должник.
Получив
заказ от клиента, факторинг-
Особенно внимательно следует изучить активы и пассивы, возможности ликвидности. После этого заключается факторинговый договор. Факторинговые услуги оказываются в двух формах:
1. Без финансирования. В этом случае клиент, передавший счета факторинг-фирме, получает сумму этих счетов при наступлении срока платежа. При этом факторинг-фирма получает комиссионные от клиента за ведение счетов должника и за риск, который фирма берет на себя (если договор факторинга заключен без права регресса). Размер комиссионных составляет в промышленно развитых странах порядка 1,5-3% от суммы счетов.
2. С финансированием - факторинг-фирма сразу выплачивает клиенту 70-80% суммы предоставленных счетов-фактур, то есть, предоставляет кредит. Остальные 20-30% выплачиваются клиенту по окончательной оплате должником своих счетов-фактур. Эти 20-30% являются для факторинг-фирмы гарантом в случае недопоставок товара клиентом или возврата потребителем некачественных продуктов. При этом факторинг-фирма получает:
1. Комиссионные.
2. Процент за авансированный капитал (за кредит) - в промышленно-развитых странах обычно на 1-2% ставки коммерческого кредита.
Процент начисляется с момента выдачи аванса до дня его погашения. При этом факторинг-фирма подсчитывает доходы ежемесячно; она постоянно ведет учет погашенных и непогашенных счетов-фактур. На непогашенные фактуры необходимо выписывать счет т направлять его клиенту, чтобы он знал, сколько осталось непогашенного кредита.
Какие выгоды и возможности дает факторинг предпринимателю?
1. Возможность превратить дебиторскую задолженность в ликвидные ресурсы.
2. Предприниматель
освобождается от риска
3. Экономия средств на ведении счетов должников и контроле.
4. Факторинг-фирма всегда имеет наиболее свежую информацию, которую она предоставляет клиенту (on-line).
Основу факторинга составляет договор о факторинге, заключаемый на два года. В договоре сразу же указывается, что должник будет иметь дело с факторинг-фирмой, а не с ее клиентом.
Наконец, коммерческий трансферт получил распространение у фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Партнеры различных стран приобретают друг у друга капиталы в национальных валютах в определенных количествах по договорной цене. Так, российский предприниматель открывает счет в банке США, а американский - в банке России. Эта форма сотрудничества используется сегодня в межбанковских связях при открытии корреспондентских счетов.
5. Культура предпринимательства
Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой, которая структурно — по отношению к фирме — подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду.
Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.
Внутренняя культурная среда относится к микросреде фирмы и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.
Состав культурной среды характеризуется совокупностью факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус
Политика является всем известной категорией, однако не все предприниматели учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства. Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, степень влияния каждой из этих группировок — это те факторы, которые позволяют оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.
Технология — это область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изучение технического уровня среды предпринимательства может дать информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развитости его инфраструктуры, о том, какова степень урбанизации и развития "промышленных ценностей", а также выявить отношение к науке и нововведениям, установить научный потенциал, возможности проведения научных исследований.
Образование и
искусство, их уровень и профиль
редко учитываются в
Религия оказывает большое влияние на экономическую деятельность. Все основные религии — буддизм, ислам, христианство и др. — имеют несколько разновидностей (например, католицизм и протестантство). Своеобразный взгляд на мир и истинные ценности, как и отправление религиозных обрядов, может стимулировать или препятствовать стремлениям к переменам, применению новых методов в предпринимательстве. Для успешного осуществления предпринимательской деятельности необходимо учитывать развитость и роль религии в каждой стране, где планируется организация бизнеса.
Язык является
основой, средством всех коммуникаций,
в том числе и
В предпринимательской деятельности, — как на национальных, так и на международных рынках — требуется знание нескольких языков. Английский язык является доминирующим, по меньшей мере 2/3 деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Есть страны, где стремятся пользоваться только своим языком, например во Франции. Это следует учитывать при организации бизнес-коммуникаций предпринимателям, бизнесменам, деловым людям.
Правоведение
— знание законов своей страны,
которые отражают нормы и правила
отношений к ценностям, к собственности,
защите личности, не должны восприниматься
предпринимателями как
Социальный статус населения, социальные особенности организации общества и первой его ячейки — семьи в предпринимательстве имеют такое же значение, как и другие факторы культурной среды. Предприниматель в этом контексте должен знать, представляют ли его деловые партнеры семейные фирмы или же он будет иметь дело с профессиональными партнерами. Не менее важным является исследование социальной стратификации населения, чтобы установить, существует ли заметная разница между высшими, средними и низшими классами и каково их отношение к предпринимательству. Исследование и знание социальных особенностей общественных организаций позволяют установить, будут ли они содействовать или противостоять успеху в деятельности предпринимателя в конкретных социальных условиях.
Культура может рассматриваться как "коллективное программирование мышления" (Г. Хофстед). В этом смысле особое значение приобретает уровень организационной культуры, которая представляет собой способность фирмы (личности) эффективно соединять, интегрировать элементы всего комплекса взаимоувязанных факторов и процессов в системе предпринимательства.
Организационная
культура — это комплексная
Культура предпринимательской деятельности зависит от культуры каждого сотрудника фирмы и в первую очередь от организационной культуры руководителя фирмы. Культурный предприниматель должен уметь моделировать, видеть горизонты предпринимательской деятельности своей фирмы, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя. Для этого предприниматель должен быть наделен оригинальным воображением и хорошим умением сводить сложное к простому, чтобы выделить главное, определить будущее предприятия на пять, десять лет вперед.
Информация о работе Организация предпринимательской деятельности