Организация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:41, курс лекций

Описание работы

Термин «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680–1734) в XVIII в. По Кантильону, предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство.

Файлы: 1 файл

Лекции по предпринимательству Сухопарова.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)
  • как менеджеры и наемные работники предприниматель принимает непосредственное участие в деятельности предприятия. Но, в отличие от наемных работников, объектом его деятельности является «бизнес операция» в целом. Бизнес операция – это совокупность действий и процедур, составляющих содержание одного завершенного бизнес цикла. Цикл начинается с формулировки бизнес идеи, приобретения необходимых ресурсов и заканчивается сбытом продукции, получением прибыли.
  • также как собственники материальных и финансовых ресурсов предприниматель берет на себя риск за организацию дела. Несет материальную и юридическую ответственность за ведение дел. Но принимает непосредственное участие в управлении бизнесом.
  • общее с менеджером состоит в том, что предприниматель также управляет и участвует в разработке новых эффективных методов организации и использования имеющихся ресурсов. Но рискует только предприниматель.

В реальном бизнесе не бывает ни чистых менеджеров, ни чистых предпринимателей, ни чистых бизнесменов.

Существуют две основные типичные модели поведения предпринимателей (два типа предпринимателей).

Единоличный предприниматель - создатель и руководитель собственного дела. Он, как правило, сочетает в одном лице и предпринимателя, и собственника, и менеджера.  
Такой тип предпринимателей типичен для периода интуитивного бизнеса. В развитых рыночных экономиках предприниматели-одиночки сохраняются в рамках малого бизнеса, людей самостоятельно организующих небольшое семейное дело, людей свободных профессий (адвокаты, нотариусы, консультанты, оценщики), фермеров. В периоды появления новых отраслей бизнеса и переломные моменты развития процедурного бизнеса потребность в таком типе предпринимателя возникает и рамках процедурного бизнеса. К такому типу предпринимателей можно отнести Генри Форда, создавшего массовый автомобиль, Билла Гейтса, который стоял у истоков современных компьютерных программных продуктов.  

Сильные стороны единоличного предпринимателя

Слабые стороны единоличного предпринимателя

Гибкость и быстрое приспособление к изменяющимся условиям

Отсутствие разделения труда и низкая специализация управления

Быстрота принятия решений, способность  к нестандартным решениям

Слабая способность к выработке  рациональных решений и отбору эффективных  рутин

Обладание полнотой власти

Высокие предпринимательские риски

Эффективность действия в нестандартных  ситуациях

Большая зависимость бизнеса от личных качеств предпринимателя


 

Предприниматель - менеджер в рамках большой организации.

Это типичный предприниматель периода рационального бизнеса. Как правило, он не является собственником фирмы. По своему положению он близок к менеджеру, работающему за вознаграждение. Прибыль для него является вознаграждением за принятие на себя риска. Предприниматель такого типа работает в команде других менеджеров-предпринимателей с жестким разделением труда.

Широкую известность получил опыт Ли Яккоки, предпринимателя-менеджера, занимавшегося реорганизацией компании «Крайслер». Придя на работу в эту компанию, он определил размеры своего жалования в размере $1 в месяц. В качестве вознаграждения в случае успеха ему был установлен бонус как процент от прибыли. К концу года его доход составил один миллион долларов.

Сильные стороны

предпринимателя-менеджера

Слабые стороны

предпринимателя - менеджера

Высокоспециализированное профессиональное управление

Негибкость и невысокая скорость принятия решений

Способность отбирать и накапливать  наиболее эффективные рутины

Консервативность методов и  форм ведения бизнеса

Рассредоточение риска ведения предпринимательской деятельности

Ограниченная возможность принимать  нестандартные решения

Независимость бизнеса от личных качеств предпринимателя

Ограничение полномочий и личной власти предпринимателя местом в иерархии управления бизнесом


 

Далеко не все люди могут стать предпринимателями. Психологи утверждают, что бизнесмены чаще всего выходят из тех семей, в которых родители устанавливают высокие стандарты труда своих детей, способствуют привычке опираться на собственные силы и стараются не прибегать к строгой дисциплине. Во всем мире наблюдается тенденция, когда предпринимателями становятся дети тех родителей, которые владеют собственными предприятиями.

Черты современного предпринимателя:

  • новаторство;
  • способность к обоснованному риску;
  • информированность, образованность;
  • способность систематически наблюдать и планировать;
  • целеустремленность (уверенность в себе, способность убеждать других);
  • способность работать в коллективе (контактный, ответственный человек).

Не все реальные предприниматели точно совпадают с представленным психологическим портретом. Существуют значительные страновые различия в психологических и личных характеристиках предпринимателей. Во многом это определяется уровнем развития рыночной системы и бизнеса. Определенный отпечаток накладывают и страновые традиции предпринимательства.

Функциональная парадигма бизнеса

Развитие процедурного бизнеса  и формирование его самостоятельности связано со становлением и развитием его функций. Процедурный бизнес возник на рубеже XIX-XX веков и за это время прошел всего три этапа. С начала ХХ века и до второй мировой войны основными способами рационализации производства были снижение издержек производства и рост масштабов производства. Второй этап рационального западного предпринимательства начался после второй мировой войны. Начавшаяся дифференциация производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции создали условия для создания маркетинга и маркетинговых служб. Третий этап развития современного процедурного бизнеса начался в 70-х годах ХХ века. На современном этапе развития фирм ведущими стали рутины, позволяющие создавать модели стратегического планирования. На каждом из этапов была своя ведущая функция бизнеса, которая обеспечивала конкурентные преимущества бизнеса. Преобладание той или иной функции и свойственного ей комплекса рутин, обеспечивающего успех бизнеса носит название функциональной парадигмы бизнеса2.

Функциональную парадигму можно  определить только для процедурного бизнеса в развитых рыночных странах. До тех пор пока в экономике не созданы единые правила игры, не сложились относительные цены и не сформировался эффективный рыночный механизм аллокации3, очень высоки риски ведения бизнеса. Прибыль от интенсификации производства и создания рациональных методов ведения предпринимательской деятельности при этом значительно ниже этого риска.

В условия интуитивного бизнеса  функциональная парадигма и рутины играют второстепенную роль в обеспечении  конкурентоспособности бизнеса. Основным и наиболее устойчивым источником предпринимательского дохода в период интуитивного бизнеса является рента, получаемая за счет наличия в экономике различных барьеров: политических, экономических, монопольных. Типичным примером политической ренты может служить создание различные особых экономических зон и концессий, получение особых прав на ведение внешнеторговой деятельности. Создавать устойчивый рентный доход предпринимателя может и природная ограниченность экономического ресурса. Так в условиях быстрого экономического роста доступ к энергоносителям и сырью, получаемых в ресурсодобывающих и связанных с ними отраслях определяется естественной редкостью земли. В результате предложение промежуточных товаров значительно отстает от спроса. Такая ситуация позволяет поддерживать завышенную цену на сырье в длительном периоде и получать рентный доход.  

В настоящее  время наиболее распространена концепция прибыли как главной цели предпринимательской деятельности. Все деловые навыки и компетенция оцениваются исходя из их влияния на этот показатель. Однако все большую популярность завоевывает концепция создания стоимости как главной цели бизнеса. Она рассматривает прибыль как следствие правильно организованного процесса создания стоимости, причем в рамках этой теории прибыль – скорее средство, чем цель. Кроме всего прочего, эта теория позволяет выработать единый подход к различным аспектам бизнеса для всех заинтересованных лиц – инвесторов, бухгалтеров, маркетологов, менеджеров по кадрам.

В рамках этой концепции лояльность превращается в главный критерий успешности бизнеса, намного достоверный, чем прибыль. Одна прибыль, взятая в отрыве от других параметров, не отражает истинную эффективность деятельности, поскольку она может возрасти в краткосрочном периоде за счет негативных факторов, например сокращение человеческого или интеллектуального капитала. Снижение цен на товары и выплата премий способны стимулировать рост объема продаж, но при этом подорвать лояльность потребителей и сотрудников, что приведет к потере части стоимости одного из важнейших видов активов. Поскольку единственный способ достичь долговременной лояльности потребителей – предложить им превосходный продукт, именно высокий уровень лояльности свидетельствует о высоком качестве товара и уникальной ценности, создаваемой компанией для потребителей.

Существует множество  свидетельств в пользу того, что  современная парадигма бизнеса  постепенно теряет актуальность. Например, конкурентные преимущества – доля рынка, низкие издержки, качество обслуживания – уже не гарантируют безусловного лидерства на рынке. General Motors , вместо того чтобы пожинать плоды завоевания самой большой доли рынка, борется за выход из длительного застоя. Caterpillar – лидер по издержкам – внезапно обнаруживает утрату своего превосходства на ключевых рынках. Рейтинг корпоративных ценных бумаг компании Delta Airlines , славящейся качеством своего сервиса, понижается до спекулятивного. Ни одна из деловых стратегий, приносивших успех в прошлом, не может гарантировать его в будущем. Такие компании, как Wang и IBM, которые служат примерами образцового бизнеса сегодня, могут стать синонимами неэффективного менеджмента завтра. Ведущие деловые издания на первых страницах называют премию Малкольма Болдриджа (Baldrige Award) самой престижной наградой за качество продуктов, а через некоторое время очередной ее лауреат объявляется банкротом и информация о награждении этой премией перемещается на пятую страницу Wall Street Journal .

Появляется огромное количество самых  разных рецептов достижения успеха в бизнесе. Сначала система комплексного контроля качества (Total Quality Management) объявляется панацеей от всех бед, затем на первые полосы деловых изданий выходит реинжиниринг основных бизнес-процессов. Профессора делового администрирования утверждают, что в наше время успеха могут добиться лишь обучающиеся компании, но через несколько недель единственным залогом успеха объявляется лидерство на рынке. Каждое новое средство объявляется аналитиками чудодейственным. Но за быстрым очарованием новой методикой, наступает быстрое разочарование. Это доказывает, что простых решений и готовых рецептов в бизнесе нет и быть не может. А бизнесменам необходимо отказаться от краткосрочной ориентации на прибыль и обратиться к формированию стоимости, являющейся долгосрочной основой успеха бизнеса

 

Тема 2 Содержание предпринимательской  деятельности

 

2.1 Сущность и цели предпринимательства.

2.2 Мотивы и функции предпринимателя.

2.3. Экономические и правовые условия предпринимательства.

 

2.1. Сущность и цели предпринимательства.

 

Предпринимательство представляет собой специфический вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия на себя определенной ответственности и хозяйственного риска.

Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.

Важным условием развития предпринимательства является мотивация, т. е. внутренние устремления, побуждающие человека рисковать своими деньгами ради достижения определенных целей, как экономических – получения выгоды, так и социально-психологических – удовлетворения потребности во власти, успехе, творчестве, соперничестве и т. п.

За «предпринимательством» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Важнейшим признаком предпринимательства  является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

Информация о работе Организация предпринимательской деятельности