Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:38, курсовая работа
Мерчандайзинг получил развитие в последние двадцать лет, но особенно быстро развивается в последние годы. Произошло это по причине совершенствования и насыщения рынка, и, разумеется, обострения конкурентной борьбы. Особенностью российского рынка в данном случае является то, что мерчандайзинг получил свое развитие с приходом американских и западных мультинациональных корпораций типа Coke, Pepsi - Колы, Mars, Nestlе. Отсюда же исходит и этимология данного слова. В переводе с английского «merchandising» означает « искусство торговать» в области розничной торговли.
По данным исследований американского Института исследования рекламы в местах продаж (Point-of-Purchase Advertising Institute) 2/3 всех решений о покупке принимаются непосредственно в магазине. Следовательно, на этом этапе процесса продаж большую роль играет комплекс мер, направленных на продвижение марок непосредственно в торговом зале магазина, т.е. мерчандайзинг.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Выкладка товаров в магазине с использованием мерчандайзинга………..5
1.1.Основные понятия мерчандайзинга…………………………….................5
1.2.Задачи, функции и целимерчандайзинга………………………………….8
1.3.Виды мерчандайзинга……………………………………………………..13
2. Организационно-экономическая характеристика магазина «Магнит» г. Саратова………………………………………………………………………..18
2.1. Организационная характеристика магазина «Магнит»………………...18
2.2. Экономическая характеристика магазина «Магнит»…………………..19
3. Основные принципы выкладки товаров на торговом оборудовании в магазине «Магнит» с позиции мерчандайзинга……………………………..22
3.1. Характеристика торговой деятельности магазина «Магнит»………….22
3.2. Выкладка товаров на торговом оборудовании в магазине «Магнит» с позиции мерчандайзинга……………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………
Мерчандайзинговый подход можно использовать в организации деятельности:
· розничных торговых предприятий;
· торговых центров;
· магазинов-галерей, торгующих произведениями искусства;
· городских продовольственных и вещевых рынков и микрорынков;
· ярмарок и выставочных салонов;
· предприятий мелкооптовой торговли типа «кэш энд кэрри»;
· при торговле по каталогам и образцам;
· при продаже товаров через Интернет и другие средства электронной коммерции.
Для большего успеха мерчандайзинга необходимо
· сотрудничество производителя, посредника, продавца (магазина);
· наличие комплексной программы мерчандайзинга;
· чёткая работа подготовленной работы мерчандайзинга.
Функции мерчандайзинга:
1. Размещение товара в магазине.
2. Расположение в магазине рекламно-информационных
материалов и фирменного оборудования.
3. Организация переводных заказов.
Размещение товара в магазине. При размещении товара в магазине необходимо учитывать следующее:
С учетом вышеперечисленных пунктов составляются «Стандарты выкладки продукции» для каждой категории торговой точки. Эти стандарты составляются отделом маркетинга либо отделом мерчандайзинга.
Рассмотрим, как от места расположения товара в магазине зависит объем его продаж. При перемещении товара с нижней полки стеллажа на уровень глаз его объем продаж может возрасти в 2 раза. Притом, что место расположения товара это только один из факторов, который учитывается в «Стандарте выкладки продукции». В России на сегодняшний день размещение товара в магазинах зависит от администрации магазинов. Поэтому сотруднику мерчандайзинговой службы необходимо быть коммуникабельным и уметь договариваться с директорами и товароведами о размещении своего товара на приоритетных позициях. При перемещении товара с нижней полки на уровень глаз мы можем получить увеличение объема продаж на 80 %.
В супермаркетах помимо правильной выкладки товара на полках существуют и другие способы увеличения продаж. Например, создание дополнительных торговых точек:
Создание таких дополнительных торговых точек в среднем увеличивает объем продаж на 20-30 % . Например, размещение в магазине паллета с пивом или прохладительными напитками увеличивает объем продаж на 30 %.
Таблица 1. Статистика подъема продаж при установке фирменного оборудования производителя в магазине
Тип товара |
Средний подъем, % |
Фотоматериалы и средства проявки |
48 |
Чулочно-носочные изделия, нижнее белье |
29 |
Средства для мытья посуды |
22 |
Печенье, пирожные |
18 |
Видеокассеты |
12 |
Пищевое масло, маргарин |
6 |
Товары для домашних животных |
6 |
Канцелярские принадлежности |
5 |
Соленые закуски |
4 |
Заправки для салатов |
3 |
1.3. Виды мерчандайзинга
Мерчандайзинг подразделяется на категорийный, визуальный, совмещенный, визитный, эксклюзивный и коммуникативный мерчандайзинг.
Суть категорийного мерчандайзинга заключается в том, что мерчандайзер компании работает только на одной категории товаров в одной торговой точке в течение всего рабочего дня.
Выделяют следующие преимущества категорийного мерчандайзинга:
· мерчандайзер постоянно работает в одной, четко закрепленной за ним, торговой точке, на одной категории товаров;
· время работы мерчандайзера,
и соответствующие затраты
· устраняется нездоровая конкуренция между компаниями производителями в одной категории.
Работая в категории по всем поставщикам в одной торговой точке, обеспечивается четкое соблюдение стандартов выкладки, как сети, так и поставщиков [6].
Визуальный мерчандайзинг направлен на автоматическое привлечение внимания покупателя к товару за счет того, что увиденное произведет должный интерес к продукту. К этому виду мерчандайзинга относят следующие приемы:
1. расположение выставочных товаров в торговых точках. Товары, приносящие наибольшую прибыль и имеющие нишу. Лучшие показатели продаж, должны находиться на лучших местах в торговом зале и на торговом оборудовании;
2. оформление необходимых
ценников, т.е. цена продукции
должна быть обозначена четко
и хорошо видна покупателю, ценник
не должен закрывать упаковку
товара. Ценники должны быть
3. маркировка, упаковка товара, то есть упаковка должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю благоприятное впечатление, маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее, являются неотъемлемой частью упаковки [4];
4. наличие рекламационного материала, то есть размещение внутри магазина листовок, плакатов, наклеек, мобайлов (подвесных макетов изделий), пояснительные тексты и другое. Электронные средства рекламы используют магазинное телевидение и радио, мультимедийные терминалы, говорящие ценники, голограммы, кабельное и спутниковое телевидение [5].
С их помощью не только доставляется информация о товарах и рекламные сообщения, но и передаются развлекательные клипы, заставляющие покупателя чувствовать себя в магазине более комфортно, осознавать свое значение и, соответственно, проводить там больше времени, совершая покупки.
Использованием электронных
средств достигается
Следует отметить, что рекламу нужно размещать не более, чем для 15-20% товаров.
Визитный мерчандайзинг представляет собой работу мерчандайзера в нескольких торговых точках, осуществляя контроль и выкладку только продукции компании-заказчика.
Преимущества визитного мерчандайзинга заключаются в том, что мерчандайзер занимается одним брендом в разных магазинах, сопоставляет данные и может делать рекомендации клиенту по внесению каких-либо изменений в стратегию мерчандайзинга магазина с целью продвижения товара в целом по всем этим магазинам.
В результате можно добиться
повышения спроса на продукцию, формирования
желания у покупателей купить
из всего представленного
Совмещенный мерчандайзинг - это комплекс мер и услуг по контролю выкладки и размещения товара одного-двух, но не более четырех производителей, брендов или поставщиков в одной торговой точке. Его преимущества заключаются в том, что осуществляется реализация мерчандайзинга в одном магазине одновременно для нескольких брендов без потери качества; стоимость услуг рассчитывается исходя из фактических затрат времени и распределяется между брендами, тем самым позволяя оптимизировать затраты клиентов; происходит оптимизация процесса за счет уменьшения затрат рабочего времени мерчандайзера на перемещение между магазинами.Под эксклюзивным мерчандайзингом понимают комплекс мер и услуг по размещению товара одного производителя, бренда или поставщика [2].
К коммуникативному относят умение общаться, налаживать контакты как с покупателями, так и с сотрудниками торговых точек, умение ловко и ненавязчиво убедить покупателя в том, что он пришел именно за этой продукцией, даже в том случае, когда он сам того не подразумевает. Если посетитель останется довольным качеством обслуживания и самим изделием, то он обязательно его приобретет и несомненно вернется.
Однако умение убеждать,
позиционировать и
В коммуникативном мерчандайзинге крупных компаний часто применяется пиар [7].
Таким образом, мерчандайзинг включает в себя: коммуникативный, т.е. умение общаться с покупателями; визуальный мерчандайзинг, т.е. привлечение внимания за счет внешнего оформления, и особой атмосферы;категорийный, т.е. работу только на одной категории товаров в одной торговой точке; визитный, т.е. работу в нескольких торговых точках, но с одной категорией товара; совмещенный, т.е. контроль за выкладкой товара нескольких марок и в разных торговых точках и эксклюзивный – работа с брендовыми товарами.