Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:09, отчет по практике
Основой конкурентоспособности торговых предприятий является систематическое и разностороннее повышение эффективности их деятельности. Конкурентоспособными являются предприятия, руководители которых умеют чувствовать тенденции изменения внешней среды, правильно оценивать возможное влияние таких изменений на результаты деятельности руководимых предприятий и находить правильные решения для нивелирования отрицательных последствий и успешного использования благоприятных шансов. Конкурентоспособные предприятия, как правило, имеют более низкие затраты на единицу реализуемой продукции, темпы роста объемов продаж выше темпов увеличения суммарных расходов.
1 Общая характеристика предприятия………………………………………..3
2 Анализ показателей эффективности деятельности предприятия…………5
3 Анализ общей себестоимости……………………………………………….9
4 Анализ прямых затрат……………………………………………………….15
5 Анализ себестоимости отдельных видов продукции……………………...17
Заключение……………………………………………………………………..26
По данным таблицы 2 видно, что сумма прибыли от продажи продукции снизилась на 4022 тыс.руб. или на 80,7%. Это привело к соответствующему снижению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Сальдо операционных доходов и расходов в 2011 году имеет отрицательное значение – -235 тыс. руб., это приводит к уменьшению в обороте доли чистой прибыли. В то же время был снижен размер налога на прибыль в 2009 году с 24% до 20%.
Основной причиной снижения прибыли предприятия ООО «Альфа» в 2011 году стало резкое падение объема продаж на 30%, при одновременном росте удельной себестоимости продукции, в связи с тем, что темп снижения себестоимости (22,8%) ниже, чем темп снижения выручки от реализации (30%). Также выросла доля коммерческих расходов.
Проведем анализ показателей рентабельности в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ показателей рентабельности
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
Изменение |
Общая рентабельность, % (отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации продукции) |
12,5 |
3,4 |
-9,1 |
Рентабельность собственного капитала, % (отношение чистой прибыли к величине собственного капитала) |
83,1 |
13,7 |
-69,4 |
Рентабельность активов, % (отношение чистой прибыли к активам предприятия) |
32,4 |
6,4 |
-26,0 |
Рентабельность производства, % (отношение прибыли от продажи к себестоимости продукции) |
14,7 |
3,7 |
-11,0 |
Данные таблицы 3 показывают,
что в целом по предприятию
наблюдается ухудшение
Рентабельность активов отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило прибыли меньше, чем в предыдущем году на 26 руб.
Рентабельность собственного капитала показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и степень риска предприятия. Рентабельность собственного капитала уменьшилась на 69,4% за счет уменьшения чистой прибыли и увеличения величины собственного капитала по сравнению с прошлым годом.
Снижение коэффициента
рентабельности производства на 11% может
свидетельствовать о росте
3 Анализ общей себестоимости
В ООО «Альфа» учет себестоимости осуществляется нормативным, калькуляционным способом, традиционно для отечественных предприятий. Затраты классифицируются на прямые и косвенные.
Прямые затрат устанавливается на основе действующих на предприятии нормативов, а косвенные распределяются пропорционально базе распределения, в качестве которой в ООО «Альфа» выбраны прямые расходы.
Рассмотрим динамику и структуру расходов ООО «Альфа» на производство и реализации продукции в 2010-2011 гг. в таблице 4.
В целях анализа структуры себестоимости проведем распределение расходов ООО «Альфа» на переменные и постоянные селективным методом, т.е. потому, как они зависят от объема производства. Переменные затраты напрямую зависят от объема выпуска продукции предприятием, к ним относятся в основном прямые затраты ресурсов:
К постоянным расходам относят независящие от объема выпуска затраты: сырье и материалы, трудовые затраты, расход электроэнергии и топлива):
Таблица 4 - Структура расходов на производство и реализацию продукции
Категория расходов |
2010 |
2011 |
Изменение, % | ||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||
Себестоимость, в том числе: |
33797 |
96,8 |
26107 |
96,8 |
-22,8 |
1. Материальные затраты |
21551 |
61,8 |
14807 |
54,9 |
-31,3 |
2. Трудовые затраты |
11176 |
32,0 |
10298 |
38,2 |
-7,9 |
-ФОТ |
8856 |
25,4 |
8160 |
30,3 |
-7,9 |
-ЕСН |
2320 |
6,6 |
2138 |
7,9 |
-7,9 |
3. Ремонт и содержание |
194 |
0,5 |
147 |
0,5 |
-24,2 |
4. Общехозяйственные и |
876 |
2,5 |
855 |
3,2 |
-2,4 |
-Амортизация |
65 |
0,2 |
65 |
0,3 |
- |
-Телефонные переговоры |
98 |
0,3 |
53 |
0,2 |
-45,9 |
-Электроэнергия |
208 |
0,6 |
195 |
0,7 |
-6,3 |
-Коммунальные платежи |
244 |
0,7 |
250 |
0,9 |
+2,5 |
-Командировочные расходы |
190 |
0,5 |
210 |
0,8 |
+10,5 |
-Услуги сторонних организаций |
55 |
0,15 |
51 |
0,2 |
-7,3 |
-Прочие расходы |
16 |
0,05 |
31 |
0,1 |
+93,8 |
Коммерческие расходы, в том числе: |
1103 |
3,2 |
850 |
3,2 |
-22,9 |
-Транспортные расходы |
512 |
1,5 |
417 |
1,5 |
-18,6 |
Продолжение таблицы 4
Категория расходов |
2010 |
2011 |
Изменение, % | ||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||
-Расходы на тару и упаковку |
341 |
0,9 |
283 |
1,0 |
-17,0 |
-Реклама |
250 |
0,8 |
150 |
0,7 |
-40,0 |
Полная себестоимость, в том числе: |
34900 |
100 |
26957 |
100 |
-31,4 |
-Переменные расходы |
25281 |
72,4 |
18033 |
66,9 |
-28,7 |
-Постоянные расходы |
9619 |
27,6 |
8924 |
33,1 |
-7,2 |
Как показывают данные, затраты на производство и реализацию продукции за последний год снизились на 31,4%, так затраты по сырью упали на 31,3%, в то же время затраты на ФОТ только на 7,9%.
Также существенно снизились
В общей структуре расходов в 2011 году преобладают расходы на материальные ресурсы - 54,9%, оплату труда – 30,3%, ЕСН – 7,9%,. Можно отметить, что доля материальных затрат за последний год значительно снизилась на 6,9%, что определяется падением показателей реализации продукции, в то же время доля ФОТ возросла на 6,2%. Необходимо отметить то, что практически не изменилась доля общехозяйственных затрат, т.к. данные расходы в основном относятся к постоянным.
Проведем факторный анализ затрат в ООО «Альфа» испоьзуя показатели постоянных и переменных затрат в таблице 5
Таблица 5 - Факторный анализ изменения затрат, тыс. руб.
Затраты |
Сумма, тыс.руб. |
Факторы изменения затрат | |||
Объем выпуска, шт |
Структура продукции |
Переменные затраты, тыс.руб. |
Постоянные затраты, тыс.руб. | ||
2010 |
34900 |
3719 |
2010 |
25281 |
9619 |
На 2010, пересчитанные на фактический объем при базовой структуре. |
29287,6 |
2895 |
2010 |
25281 |
9619 |
На 2010 при объеме производства на 2011 при базовой структуре. |
29298,6 |
2895 |
2011 |
25281 |
9619 |
На 2011 при базовом уровне постоянных затрат: |
27652 |
2895 |
2011 |
18033 |
9619 |
2011 |
26957 |
2895 |
2011 |
18033 |
8924 |
Анализ факторного изменения затрат показал, что в связи со снижением объема производства и реализации мебельной продукции в ООО «Альфа» в натуральном выражении на 824 шт. (2895 - 3719) или на 22,% (1 - 2895 / 37882 × 100) сумма затрат снизилась на 5612,4 тыс. руб. (29287,6 – 34900).
За счет изменения структуры
выпуска в сторону более
Таким образом общая сумма затрат ООО «Альфа» снизилась по сравнению с прошлым годом на 31,4%. Основной причиной уменьшения уровня затрат можно назвать падение объемов производства и реализации продукции.
Используя данные по динамике объемов производства и реализации продукции, а также данных по переменным и постоянным затратам определим показатель порога рентабельности ООО «Альфа» используя данные таблицы 6.
Таблица 6 - Анализ безубыточности предприятия
№ п/п |
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
Доля, % | |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
2008 |
2009 | ||
1. |
Выручка от продажи продукции |
39882 |
27917 |
100 |
100 |
2. |
Переменные расходы |
25281 |
18033 |
63,4 |
64,6 |
3. |
Маржинальный доход (ст.1-ст.2) |
14601 |
9884 |
36,6 |
35,4 |
4. |
Постоянные расходы |
9619 |
8924 |
24,1 |
31,9 |
5. |
Прибыль от продажи продукции |
4982 |
960 |
12,5 |
3,4 |
6. |
Порог рентабельности (отношение постоянных затрат к доли маржинального дохода) |
26281,4 |
25209 |
65,9 |
90,3 |
Данные расчета показали, что выручка от реализации ООО «Альфа» в 2010 и 2011 гг. превышала порог рентабельности. Однако падение объема продаж в 2011 году привело к снижению прибыльности предприятия, т.к. значение порога рентабельности составило 90,3% по сравнению с 65,9% в 2010 году. Это связано с падением маржинального дохода и ростом доли постоянных затрат с 24,1% до 31,9%.
Определим порог рентабельности ООО «Альфа» в 2011 году графическим способом.
Рисунок 2 - Точка безубыточности ООО «Альфа»
Таким образом, предприятие достигает уровня безубыточности при объеме реализации 25209 тыс.руб., при этом окупаются переменные и постоянные затраты. В 2011 году выручка предприятия составила 27917 тыс. руб., что выше уровня безубыточности на 2708 тыс.руб., или 10,7%.
4 Анализ прямых затрат
К прямым расходам на производство продукции относятся затраты на сырье и материалы и затраты на оплату труда. Рассмотрим структуру материальных затрат ООО «Альфа» на единицу произведенной продукции в таблице 7.
Таблица 7 - Структура материальных затрат и их расходы на единицу продукции
Статья материальных расходов |
2010 |
2011 |
Изменение, % |
Расходы сырья на ед. вып. продукции, тыс.руб. |
Изменение, % | |||
тыс.руб. |
доля, % |
тыс.руб. |
доля, % |
2010 |
2011 | |||
Материальные затраты всего, в т.ч. |
21551 |
100 |
14807 |
100 |
-31,3 |
5,795 |
5,115 |
-11,7 |
ДСП |
5403 |
25,1 |
4274 |
28,9 |
-20,9 |
1,453 |
1,476 |
+1,6 |
МДФ |
3864 |
17,9 |
2369 |
16 |
-38,7 |
1,042 |
0,818 |
-21,5 |
Фурнитура |
6560 |
30,4 |
5210 |
35,2 |
-20,6 |
1,764 |
1,799 |
+1,9 |
Стекло |
2586 |
12 |
1330 |
8,9 |
-48,6 |
0,695 |
0,459 |
-33,9 |
Металлические профили |
1919 |
8,9 |
1048 |
7,1 |
-45,4 |
0,516 |
0,362 |
-29,8 |
Декоративный шпон для обработки срезов и швов |
1219 |
5,7 |
576 |
3,9 |
-52,7 |
0,328 |
0,199 |
-39,3 |